19.07.00
Интернету нужны киберграницы
Лондон, 17 июля - Интернет настолько ослабляет географические границы, что вместо них, возможно, потребуются новые - кибернетические. К такому выводу пришли адвокаты США, представившие отчет о своей двухлетней работе, направленной на предотвращение глобального онлайнового хаоса.
Энтузиастам нравится отсутствие властей и границ в интернете, однако бизнесу, госучреждениям и даже потребителям это очень мешает. Когда французский покупатель приобретает ковер в Турции через американский веб-сайт по кредитной карточке швейцарского банка, все подвергаются многократному риску: ковер может оказаться фальшивым, платеж - фиктивным, а налоги - остаться невыплаченными. Но где же урегулировать подобные конфликты? "Это все равно, как если бы мы перенеслись на Марс и начали строить там систему торговли и бизнеса", - говорит Томас Вартанян (Thomas Vartanian), возглавляющий Комитет по праву в киберпространстве Американской ассоциации адвокатов.
В 184-страничном отчете, представленном на ежегодном
съезде Ассоциации ( в этом году он проводится в Лондоне), утверждается, что необходимо создать международную комиссию по стандартизации, которая поможет установить такие правила. В отчете отмечается также, что простейшие решения не всегда лучшие. В настоящее время многие суды считают, что любые споры в интернете подлежат юрисдикции страны проживания покупателя или пользователя - однако это означает, что предприятие или веб-сайт можно заставить отвечать по законам всех стран мира, а это непосильное бремя. В других случаях считают, что следует исходить из юрисдикции той страны, где находится предприятие или интернет-сайт; но тогда покупателям придется искать защиты в чужих краях; а предприятия устремятся в офшорные зоны, где нет вообще никаких законов. Наконец, третий путь - соглашение между покупателем и продавцом о том, в какой стране происходит их сделка. Но это может не понравиться правительствам, особенно если дело касается высокорегламентируемых областей, таких как наркотики или лекарства.
Гибкие границы
Адвокаты из крупнейшей в мире профессиональной организации делают шаг к решению этой сложной и важной проблемы - ставят вопрос о новых "киберграницах". "Киберпространство стирает границы - но на самом деле их нельзя разрушить, а можно лишь заменить", - пояснил Вартанян в интервью.
Для определения того, на чьей кибертерритории осуществляется сделка, может потребоваться очень четкий критерий - такой, как заведомая нацеленность веб-сайта на жителей той или иной страны. Здесь принимается во внимание не только электронная коммерция, но и содержание веб-сайта, которое в отдельных странах может быть признано незаконным. Например, французский суд постановил, что американский портал Yahoo должен заблокировать от доступа французов те разделы веб-сайта, на которых выставляются на аукцион нацистские реликвии. Выступив на конференции, главный юрисконсульт Yahoo Джон Плэйс (John Place) сказал, что компания возражает, так как этот сайт не предназначен для французов - во Франции есть местный вариант
www.yahoo.fr, к тому же такое блокирование невозможно осуществить на практике.
Идея киберграниц требует обсуждения каждого аспекта - так в 19 и 20 веках согласовывались реальные границы. По словам Вартаняна, одно из возможных решений состоит в том, чтобы технология сама помогала решать созданные ею проблемы, внедрив интеллектуальные электронные агенты, или "кибердипломаты", которые автоматически урегулировали бы юридические вопросы по каждой операции на основе сложного набора правил, устанавливаемых международной комиссией по стандартизации. Первым таким правилом должно стать то, что покупатель и продавец обязаны доказать друг другу свое существование. В настоящее время этого не происходит, особенно если никакие физические товары не доставляются, как в случае загрузки музыки или порнографии.
В отчете, который представляет собой рекомендации киберкомитета и не выражает официальную политику Ассоциации адвокатов, говорится, что налогообложение должно осуществляться в точном
соответствии с юрисдикцией. "Конечно, это самый спорный раздел, так как интернет способен привести к перераспределению налоговых поступлений", - отметил Вартанян.
Источник: www.zdnet.ru
[Последние] [Архив]
© Информсвязь, 2000