03.07.07
Испытано на себе. Приглашение на казнь...
Все "преимущества" автострахования корреспондент "Трибуны" испытал на себе - судите сами... Все произошло молниеносно - я обозначил правый поворот, соответственно, находясь в первом ряду. Вдруг хлесткий удар слева - "ГАЗель" из среднего ряда почему-то тоже поворачивала вправо. Передать словами всю полноту моих чувств невозможно: обе двери иномарки в нескольких местах словно вобрали в себя воздух. Вызванные по телефону автоинспекторы не спешили... Наконец появилась патрульная машина, начались замеры, мы с Серегой, водителем-нарушителем, начали на бумаге излагать для ГИБДД свое видение произошедшего. Пожилой лейтенант, видя мое отчаяние, подвел меня к своему бело-синему "жигуленку" и показал на левые двери - свежие вмятины: "Совсем распоясались, даже милицию не щадят - примерно так же один олух наскочил..." Через 40 минут процедура закончилась, Серега с чистосердечностью наивного грешника извинился передо мной: "Так уж получилось..." Он уплатил стандартный штраф 200 рублей и спокойно отрулил. А я пытался себя успокоить давно засевшей в голове рекламной фразой ОСАГО (обязательного страхования автогражданской ответственности): правильно все сделал, страховой полис в руках. Есть еще одно магическое слово страховщиков: цивилизованный, цивилизованная (процесс, страховка, страна...).

Нестыковочки начались с первого шага. Позвонил в Центр урегулирования убытков управления "Росгосстраха" по Воронежской области: девушка оперативно зарегистрировала мое ДТП и перечислила бумаги, которые я должен принести в Центр из районного ГИБДД: копию протокола, справку о происшествии, постановление об административном правонарушении. Гибэдэдэшники дали мне от ворот поворот: сначала надо принести запрос на эти документы из конторы страховщиков. Итак, первая пустая ходка, о чем милая девушка заведомо знала... Запрос взял, потащил в другой конец города, милиционеры бумажку взяли, но три взамен не выдали - их надо подготовить... Еще одна лишняя пробежка...
Наконец, я в Центре с первичными документами. Очередь. Двое сотрудников ведут прием, поясняют - а неясностей тьма-тьмущая. Вот и мне втолковывают уже: надо присовокупить к первым листкам заявление, а далее нечто непонятное для меня, как обычного застрахованного, - принести копию водительских прав того самого Сереги, техпаспорта на его "Газель", а поскольку она, как выяснилось, принадлежит какому-то коммерсанту, то я должен предъявить здесь и доверенность хозяина, предоставившего свою машину шоферу... Простите, но причем здесь я? Я - пострадавший. Как я могу собирать бумаги среди незнакомых мне лиц: возможно они просто не захотят со мной разговаривать?.. Сотрудник пожимает плечами: "Это ваши проблемы".
Пришлось заглянуть в комнатку к юристу. Николай Алексеевич оказался человеком отзывчивым и сам набрал телефон Сереги. Тот пообещал собрать необходимые копии. Не моментально, конечно. Юрист подбадривающе заметил: "Вам повезло, он готов к сотрудничеству, бывает гораздо хуже: судятся..." Подумалось сразу: зачем же мне такая страховка? А то, что "бывает хуже", я убедился через минуту. Убитый, хныкающий голос старого водилы за столом моего оператора: "Стукнул он меня в Новой Усмани, рядом с Воронежем, но номера-то у него тульские - как же я поеду к нему за копиями документов в Тульскую область, если он сразу после ДТП послал меня матом?..". А нет иного выхода, поедешь: такую вот у нас в России "цивилизованную" "автогражданку" придумали. Может, еще и судиться на территории туляков придется.
А тут еще один хмурый и подавленный: молодой паренек Рома Чермашенцев, его жигуленок-четверка стоит с разодранными дверьми перед Центром. Он, воронежец, напротив, оказался в саратовском Балашове, где на него, трогаясь со стоянки, почему-то наехал грузовик. Жить в Балашове не будешь, и Роману пришлось уже на разбитой машине накатать еще 700 километров, съездить в этот город за милицейскими и прочими бумагами. Сегодня при тщательном анализе собранных им документов, страховщик, на его взгляд, нашел серьезный изъян: аббревиатура ДТП должна быть вписана в начале протокола, а она присутствует лишь во второй его части. Что делать? Ехать! Вновь 700 км и убитое время!.. "Долгая будет у вас песня..." - роняет сотрудник Центра на прощание. Рома уже не знает кого и винить в волоките и высказывает мне свое подозрение: в его случае полис "Росгосстраха" столкнулся с полисом "Ингосстраха", конкуренты, мол, не жди ничего хорошего...
Теперь я понял, что действительно очень "везучий". Вот только бы копии у Сереги вытрясти... Вытряс. Получил направление на независимую экспертизу - это уже третий конец города. Очередь, беготня в банк - надо же оплатить экспертизу. Сфотографировали бок машины с нескольких точек, назначили время выдачи документов. Пришел спустя три дня - документы не готовы: "Придите завтра...". О, Боже, задумывался ли кто-нибудь из господ, писавших закон об ОСАГО, над тем, какого монстра, допотопного, первобытного и уж никак не цивилизованного, как любят его представлять, они сотворили и присовокупили ко всем ранее существовавшим в стране насквозь бюрократическим институтам и процедурам. Десяток дней я убил только на хождения по инстанциям, я, как и все пострадавшие, собрал папку бумаг. Но ведь я, как и все, обязан быть на работе! Благо, у меня все приключилось в отпускные дни (хорош отдых!). Но ведь эту канитель невозможно проделать, не освобождаясь от основной работы.
- Мне очень непонятно, почему по условиям ОСАГО пострадавшие в ДТП, оказываются еще и пострадавшими в решении вопроса о денежном возмещении? Виновный отделывается необременительным штрафом в две сотни и... готов совершить следующее ЧП на дороге - он ничего не прочувствовал, не пережил... - размышляет начальник районного Коминтерновского отдела ГИБДД подполковник милиции Владимир Барбашов. - Такая форма страховки создала немало проблем и нам: если прежде случаи с мелкими царапинами водители утрясали между собой, то теперь они готовы ждать полдня приезда инспекторов. Количество фиксируемых ДТП сразу удвоилось - людей у нас не хватает... Идут без конца за копиями документов, а у меня даже копировального аппарата не было. Раскошелились страховщики, привезли аппарат... Но работать-то мы должны, ради них?..
Страховщики сегодня втихую потирают руки и пытаются пустить слезу на людях: дескать, ох уж как невыгодна, как рискованна эта "автогражданка"! Только неясно, в чем же риск, когда в бездонный карман страховщиков собрано уже в первый год действия закона 50 млрд. рублей (это больше, нежели в бюджете государства отпущено на культуру, науку), а выплачено пострадавшим лишь 8,2 млрд. Страховой бизнес во всем мире считается самым прибыльным на фоне прочей коммерции вокруг автопрома. Вспомните, всего год назад, на старте "автогражданки" ею занималось 48 компаний, ныне их - 160. Этим все сказано. Иногда страховщики отпускают комплимент в сторону народных масс: у нас самые законопослушные автовладельцы в мире - уже приобрели полисы почти все. Фальш! Их загнали к вам под страхом ежедневно быть оштрафованными на 500-800 рублей. Принудиловка в ее худшем виде.
... Казалось, все уже решено - документы сданы. Деньги пообещали выплатить через 15 дней (уточним: чисто рабочих дней - это три недели). Звоню... Мое дело ведет Анатолий Харламов (за каждым автовладельцем закрепляется определенный человек, который вновь через лупу изучает документацию в папке). Он отмечает, что в моем деле... не все в порядке. Оказывается, у Сереги в техпаспорте записан один хозяин машины, а в страховом полисе - другой. Я - иссяк... Мне вдруг захотелось бросить все, махнуть на эту махровую волокиту рукой... "Но это вина нашего страхового агента, правда, пока не исправим - выплату придется подождать... Кстати, у нас нет ваших банковских реквизитов, а на руки деньги не выдадут. Принесите..."
В автомастерской столкнулся с таким же бедолагой. Он спросил, во что обойдется ему правка капота и крыла, покраска. "Восемь тысяч...". Но страховой полис обеспечил ему лишь половину названной суммы. "Буду судиться с крохоборами..." И я в очередной раз понял, что мне повезло: мне выплатили примерно адекватную стоимости ремонта сумму.
А тогда, на финише канители, я просто вынужден был рассказать Харламову о случае с моей страховкой в Варшаве, где работал корреспондентом. Вот так же зацепили в городе "Волгу" корпункта: вылетела фара, помяты крыло, бампер... Приехал в страховую компанию. Сфотографировали мою лайбу, составили какую-то бумагу (полицию дорожную я и в глаза не видел, не контактировал с нею и после), расписался, мне вручили карточку с адресом автомастерской и сказали, что там моей машине вернут прежний вид бесплатно в течение двух дней. На все про все ушло полтора часа. Это было... 15 лет назад. Надо полагать, не в самой цивилизованной стране... Сколько же еще лет потребуется нам, чтобы заполучить действительно привлекательную, не грабительскую, не потогонную и нервотрепную "автогражданку"?
Харламов выслушал меня терпеливо и заметил корректно, что ему не приходилось работать за границей... И впрямь, мало ли что там у них - мы создали привычную для нас структуру, изматывающую полчища простых граждан физически и нравственно, обирающую всех подряд в считанные минуты, но выкладывающую обратно даже копейки через муки и страдания. Не нравится? Но кто вас об этом спросит, ведь речь не о добровольном обществе спасения на водах, а о крутом бизнесе...Анатолий СТАРУХИН.
соб.корр. "Трибуны" - для "Коммуны".
Коллаж Елены Лесных.
© При перепечатке или цитировании материалов cайта ссылка на издания газетной группы "Коммуна" обязательна. При использовании материалов в интернете гиперссылка на www.kommuna.ru обязательна.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012