03.07.07
История новогоднего праздника
На самом деле новогодний праздник не так стар, как мы полагаем. Складывался он на протяжении долгого времени и у него есть своя невероятно любопытная история
ТРАДИЦИИ ПРЕДКОВ
Наши предки, восточные славяне, отмечали приход Нового года точно так же, как и другие народы, весной. Год делили на две половины: летнюю и зимнюю. Начинался он с первого весеннего месяца - марта, потому что именно с этой поры природа пробуждается ото сна к жизни, рассказывается на сайте Christmas.ru. Даже названия месяцев у древних славян тесно связаны с явлениями природы. Современное русское названиеДревнеславянское названиеЗначение ЯнварьСеченьВремя рубки леса ФевральЛютыйЛютые морозы МартБерезозолНачинает цвести береза, сбор березового сока АпрельЦветеньЦветение садов МайТравеньЗеленеет трава ИюньЧервеньКраснеют вишни ИюльЛипецЦветение липы АвгустСерпеньВремя жатвы СентябрьВересеньЦветение вереска ОктябрьЛистопадОпадение листвы НоябрьГруденьОт слова "груда" - мерзлая колея на дороге ДекабрьСтуденьНаступление холодов Многие древние названия месяцев позже перешли в славянские языки и до сих пор используются в белорусском, украинском, польском. КРЕЩЕНИЕ РУСИ
В 988 году Русь приняла христианство, и вместе с новой религией к нам пришел Византийский календарь. Это был юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев; семидневной неделей и продолжительностью года в 365,25 суток. Также вошло в употребление и византийское летосчисление, где сотворение мира относилось к 5508 году до Рождества Христова.
По новому для Руси календарю, год должен был начинаться в сентябре. Как известно, с традициями бороться очень непросто. Даже окрестившись, русский народ упорно продолжал встречать Новый год по старинке 1 марта - с началом весны. Отголоски обычаев того далекого праздника сохранились до сих пор в некоторых обрядах Масленицы.
Время шло, и примерно к XII веке народ совершенно освоился в новой обстановке и стал встречать сначала свой традиционный Новый год в марте, а через несколько месяцев - в сентябре.
Сентябрьский Новый год русские люди встречали с удовольствием, торжественно и по чину. Многие стремились приехать на праздник в Москву, где устраивались пышные торжества. Из всех городов и селений к Белокаменной тянулись подводы и телеги крестьян, спешили кибитки дворян и гремели колесами по бревенчатым настилам мостовых рыдваны важных бояр. Всем хотелось побывать в Кремле и посмотреть стольный град.
Встречали Новый год так же, как делаем мы сегодня, - ночью. В последний вечер старого года дорогие гости и почтительные родственники обязательно сходились в дом главы семейства или старшего в роду. Гостей приветливо встречали, усаживали за накрытые столы, угощали медом, малиновой бражкой или заморским вином - смотря по достатку хозяев. За неспешной беседой ждали полуночи. Ровно в 12 в тишине гремел выстрел вестовой пушки, возвещавшей о наступлении Нового года, - и сразу же бил большой колокол на Иване Великом. Все обнимались, троекратно целовали друг друга, поздравляли с Новым годом и желали добра и мира.
И начинался пир! Кто гулял всю ночь до рассвета, а кто, памятуя о завтрашних делах, выпивал чарочку - да и на боковую. Приехавшие праздновать Новый год в Москву утром непременно шли в Кремль, на Соборную площадь. Там происходило действо, потрясавшее воображение наших предков. В соборах горели мириады свечей, басами пели дьяки, сияло золото богатых иконостасов, толпился пестро и празднично одетый народ. С хоругвями в руках стояли наряженные в парадные кафтаны, вооруженные бердышами стрельцы.
Всего чуть более 200 лет россияне пользовались такой системой счета лет. Последний раз осенний Новый год был отпразднован 1 сентября 1698 года. ТАК ПОВЕЛЕЛ ВЕЛИКИЙ ПЕТР
На исходе первой трети 7208 года от сотворения мира россиянам вновь изменили календарь и вновь перенесли празднование начала Нового года. 19 декабря по юлианскому календарю Петр подписал именной указ "О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от Сотворения мира".
Реформу Петр объяснил так: "А то указали Мы Великий Государь учинить, для того, что во многих Христианских окрестных народах, которые православную Христианскую Восточную веру держат с нами согласно, лета пишут числом от Рождества Христова".
Елки и новогодние фейерверки появились в наших домах и на улицах также благодаря этому указу Петра:
"По большим проезжим улицам, и знатным людям, и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых еловых и можжевеловых. А людям скудным (то есть бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям каждому на своем дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. А по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы. А где мелкие дворы, собравшись по пяти или шести дворов, тако же огонь класть, или, кто хочет, на столбиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же". Сам царь первый пустил ракету, которая, огненной змейкой извиваясь в воздухе, возвестила народу наступление Нового года, а вслед за нею, согласно царскому указу, началась потеха и по всей Белокаменной....
Так, по велению Петра Первого 1 января 7208 год стал 1700 годом. Этот первый "настоящий" Новый год в столице прошел шумно и весело, как и повелел государь. Но едва завершились празднества и народ пришел в себя после новогоднего шума, как в Москве поднялся ропот по поводу перемены летосчисления. Весьма многие - не только из простого народа, но и из тогдашней московской знати - удивлялись: "Как мог государь переменить солнечное течение?" Веруя, что Бог сотворил свет в сентябре, многие остались при своих старых привычках: новогодний праздник опять встречали дважды - сначала 1 сентября, как было заведено исстари, а потом 31 декабря, как приказал царь-реформатор. ПУТАНИЦА В КАЛЕНДАРЯХ
Введение нового календаря, безусловно, внесло некоторое смущение народа. Тем не менее не было сумятицы в датах, гражданские праздники не противопоставлялись церковным. Все было логично и понятно: Новый год отмечался после Рождества, то есть после окончания Рождественского поста, не нарушая его течения.

Важным событием этого периода были Святки. В ночь с 24 на 25 декабря праздновался рождественский сочельник, который подводил черту под прожитым годом, завершал рождественский пост и открывал двухнедельные новогодние празднества. По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежью или детьми. В деревнях ряженые с песнями и прибаутками ходили толпами под окна просить пирогов. Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Вот где было настоящее веселье! Каждая семья с нетерпением ожидала колядующих, готовила для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки. Эти традиции празднования Рождества сложились у нас давным-давно, еще в X веке, и празднование Нового года по петровскому указу органично вплелось в эту традицию.
Но все же так сложилось исторически, что наш "старый стиль", как его сейчас называют, отставал от календаря, по которому жил "григорианский" мир. Дело в том, что календарь, введенный Цезарем, отставал от солнечного на сутки за 128 лет, то есть, примерно на трое суток за 400 лет. Согласно юлианскому календарю, каждый четвертый год (цифра которого делится на 4), являлся високосным, содержал 366 дней, а не 365, как обычный.
В Европе ошибка была исправлена в 1582 году, когда римский папа Григорий XIII реформировал юлианский календарь: чтобы учесть отставание от солнечного, в григорианском календаре "сотые годы" (те, что оканчивались на 00) были сделаны не високосными, если только их номер не делился на 400: Високосные годы: 1200-1600-2000-2400-2800, Не високосные годы: 1300-1400-1500-1700-1800-1900-2100-2200-2300-2500-2600-2700.
Каждый високосный год, оканчивающийся на 00, увеличивает разницу нового и старого стилей на один день. Поэтому в XVIII веке, когда Петр ввел свой указ, разница между юлианским и григорианским календарями составляла 11 дней.
Так прошло еще 200 лет ,и Россия до 1918 года, жила "по старому стилю". БОЛЬШЕВИКИ: ВОЙНА С ЕЛКАМИ
Сразу же после Октябрьской революции, уже 16 ноября 1917 года, Совет народных комиссаров во главе с Лениным рассмотрел вопрос о переходе на новое счисление времени. 24 января 1918 года принимается декрет "О введении в Российской республике западноевропейского календаря".
Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю - получилось, что Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало большевиков. Даже, напротив, им было на руку разрушение основ христианской культуры. Что же до самих праздников, то новая власть собиралась ввести свои, новые, социалистические.
В первые послереволюционные годы традиция еще сохранялась в неприкосновенности. По-прежнему радовали ребятню и "старорежимный" Дед Мороз, и нарядные елки. Но все же постепенно и неуклонно новая власть уходила от старых традиций. Праздник Рождества Христова было решено преобразовать в "комсомольское Рождество", где елке места уже не было. А вскоре, после 1923 года, и вовсе началось изгнание Рождества из России. В одном из циркуляров антирождественской кампании говорилось, что "бытовая обстановка рождественского праздника вредно действует на здоровье и воспитание детей: святочные рассказы с чертовщиной; дым и газ от елки; пьяные крики гостей..."
Елке была объявлена беспощадная война. При этом ее почему-то обозвали "поповской", хотя до революции именно церковь боролась с елкой как с отголоском языческих обрядов. НЕОБЫЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ
Запрет на проведение новогодних праздников действовал недолго, всего шесть лет. Уже в конце 1934 года. Сталин лично дал указание вернуть народу праздник Нового года. Рождеству, впрочем, повезло меньше. Оно осталось под запретом.
В декабре 1934 года главная газета страны "Правда" напечатала статью секретаря ЦК ВКП(б) Павла Постышева "Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!" Понятно, что подобные идеи без одобрения Сталина не могли появиться в печати. В статье говорилось:
"В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас многие детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия детишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как "левые", загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки положить конец". Хотя на подготовку праздника оставалось всего три дня, рекомендации "Правды" были исполнены молниеносно, и в назначенный срок елки были везде! Уже на следующий день газета писала, как "организовать заготовку елок, закупку игрушек и украшений", а 30 декабря елками торговали почти все рынки Москвы, артели же и кооператоры предлагали "специальные елочные наборы, фигурные пряники и марципанные фигуры".
А чтобы организовать встречу Нового года в идеологически верном ключе, в том же декабре 1934 года в свет вышло "Пособие для партийных и комсомольских ячеек", в котором давались подробные указания об организации праздника. К примеру, венчать ель должна была пятиконечная красная звезда. Елочные игрушки также должны были соответствовать требованиям политического момента: вместо шаров предлагалось изготовить из цветной бумаги фигурки тракторов и комбайнов. Там же, был приведен текст и ноты-песни ставшей с тех пор нашей главной новогодней песенкой.
В "Пособии" был изменен и внешний облик Деда Мороза. Дореволюционный Мороз надевал перчатки, непременно трехпалые и белые - это символизировало святость всего того, что он дает из своих рук. Теперь же ему полагалось носить теплые красные варежки, которые если, что-то и символизировали, то только цвет государственного флага. С алой шубы исчезла и богатая вышивка серебряными нитками, и оторочка из лебединого пуха.

Уже на следующий год формировались отряды Дедов Морозов, чтобы забросить новогодние подарки в самые отдаленные уголки страны. В населенные пункты в канун 1938 года выехали агитпоезда, агитавтомобили и аэросани, вылетели самолеты, отправились лыжники и даже спецкурьеры на оленьих упряжках. Праздник не должен был оставить в стороне никого.
Совсем не случайно новогодние праздники возродились так быстро - слишком уж они пришлись ко двору в нашем суровом климате, напоминая нам в разгар холодной зимы о том, что никогда не следует забывать: жизнь прекрасна, бесконечна, впереди нас ждут новые встречи, свершения, весна. А ЧТО В ИТОГЕ?
В результате всех реформ и нововведений в летосчислении мы без разбору празднуем в конце года все подряд. Начинается все католическим Рождеством. Параллельно мы по поводу и без повода припоминаем, что есть такие причины повеселиться, как святки, сочельник, колядки... Наконец наступает наш, "настоящий", Новый год. Великолепный, единственный, волшебный праздник...
После этого, еле отдышавшись от съеденного и выпитого, мы вступаем в "наше, родное" Рождество Христово, не задумываясь о том, что ему предшествует строжайший пост. Во все эти даты мы вплетаем символику восточных календарей, которые не имеют никакого отношения к этим праздникам, поскольку, например, китайцы отмечают свой Новый год во второе новолуние после даты зимнего солнцестояния. В Китае это праздник Весны!
Мы, к месту и не к месту, вспоминаем в январскую слякоть крещенские и рождественские морозы, мним себя при этом хранителями святых традиций далеких предков. Заканчиваются же наши самые, длинные в мире новогодние празднества старым Новым годом, хотя порой не все и представляют, откуда он взялся.
Получилось смешно, не правда ли? Но, что самое главное, здорово, весело, и очень как-то по-русски!
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012