05.07.07
Волейбол. Зоран Гайич - посол доброй воли
Геннадий Шипулин: "К Пекину надо готовиться немедля" Накануне старта чемпионата России по волейболу среди мужских команд суперлиги главный тренер сборной и "Локомотива-Белогорье" Геннадий Шипулин проводил пресс-конференцию для белгородских СМИ. Надо сказать, что это был первый его публичный выход на журналистов после Олимпийских игр. Всех нас интересовало даже не то обстоятельство, почему волейбольная дружина не смогла взять "золото" в Афинах, а скорее, самочувствие главного ее наставника, который намеревался заканчивать свою карьеру в сборной. Во всяком случае, лично мне за 10 дней до отлета в Грецию он признавался в этом - дескать, третья Олимпиада в судьбе, "серебро" у него есть, а вот "золота", чтобы поставить жирную точку в работе и спокойно от нее отходить, нет...
Увы, золотых медалей взять шипулинцам не удалось. И на пресс-конференции Геннадий Яковлевич довольно обстоятельно объяснил причины. Как объективного характера, так и субъективного. Как внешнего, так и внутреннего, подчеркивая при этом, что и бронзовые награды являются высоким достижением. Не обошел он и собственную персону, мол, на определенном временном отрезке потерял контроль над ситуацией.
Ситуация, по российским меркам, выглядела очень банально. В олимпийский год, на самом решающем этапе подготовки к Играм, за спиной главного тренера сборной и "Локомотива-Белогорье" начался торг игроками. Можно было отложить торги на сентябрь, но такие регламенты чемпионатов нас самих же и губят на корню.
- Нет в этих торгах такого, чего бы я не понял. Или стал бы сопротивляться переходам игроков в столичное "Динамо", - сказал Шипулин. - Жизнь есть жизнь, рыба ищет, где глубже, человек, где лучше. Но не за два же месяца до главного спортивного форума планеты. Не в самое горячее время подготовки к нему. Вы знаете, о ком и о чем я говорю. С Егорчевым и Кулешовым говорили по душам Тетюхин и Хомутских, чтобы те немножко подождали. Что переход может перечеркнуть четыре года кропотливого труда, но у тех уже не хватило духа отказать купцам. Сборная раскололась на два лагеря. Психологически это была уже не та дружина, с которой мы зимой в Лейпциге демонстрировали чемпионскую игру.
Что характерно, Геннадий Яковлевич не переводит ни на кого стрелки. Никого не обвиняет, тем более не ругает. Он утверждает, что всю систему подготовки надо менять (во всяком случае, в волейболе). Что российской федерации волейбола надо во что бы то ни стало договариваться с международной. С этим самым Рубеном Акостой, который хоть и не питает к нам симпатий, но находить точки соприкосновения с ним необходимо. Не получается у кого-то одного, пусть едет договариваться другой человек, третий. Но не тормозить. Иначе в Пекине нас ждет полное фиаско.
Прошелся главный тренер и по чиновникам от спорта. По нравам, царящим во властных структурах этой отрасли - добиться деловой встречи на предмет продвижения того или иного вопроса стоит такого терпения, такой выносливости, что легче, ей Богу, победить на Олимпиаде.
В целом же по событиям последнего месяца, да и по тем телодвижениям многих клубов, укомплектовавшихся в межсезонье, Шипулин высказался оптимистично. Дескать, чемпионат предстоит самый напряженный за постсоветский период, самый интересный и непредсказуемый.
На вопрос, если его снова выберут главным тренером сборной России, то позовет ли он за собой Бориса Колчинса, Геннадий Яковлевич ответил весьма лаконично:
- Не позову.
Зоран Гайич: Посол доброй воли Невероятно интригующим обещает быть официально открывшийся чемпионат России по волейболу среди мужских команд суперлиги. Если в предыдущие годы все, как говорится, было отдано на откуп белгородскому "Локомотиву-Белогорью", то на этот раз сразу четыре клуба будут претендовать на самые высокие места в турнирной таблице и заранее предсказать итог их встреч между собой вряд ли кто возьмется. Кроме выше обозначенных белгородцев, это московское и казанское "Динамо", а также одинцовская "Искра". Впрочем, известными знаменитостями укрепились и другие российские клубы, что дает нам повод рассчитывать на скачок в развитии отечественного волейбола. Судите сами, новоуренгойский "Факел" стал тренировать легендарный в прошлом игрок сборной СССР Владимир Кондра, а столичный "Луч" - его белорусский тезка Владимир Алекно, добившийся в последние годы потрясающих успехов во Франции. В упомянутую "Искру" приехал из Италии идол тамошних тиффози Роман Яковлев (вернулся на родину) и голландец Хидо Хертцен - олимпийский чемпионАтланты-96, в екатеринбугский "Локомотив-Изумруд" - Игор Вушурович, олимпийский чемпион Сиднея-2000, блокирующий сборной Сербии и Черногории.
Столичное "Динамо" укомплектовалось суперзвездами Станиславом Динейкиным, Рафаэлем Паскуалем (Испания), Алексеем Кулешовым и Андреем Егорчевым, перебравшимися из белгородского клуба вместе со своим наставником Борисом Колчинсом. Ну и не менее звездная рокировка произошла непосредственно в "Локомотиве-Белогорье"" - место Колчинса занял серб Зоран Гайич, тренер той самой сборной Югославии, победившей сборную России в финале Олимпиады 2000 года. Он-то и стал нашим собеседником за несколько часов до начала нового чемпионата страны (белгородцы стартовали в нем за неделю до официального открытия, первого своего соперника - "Нефтяника" из Башкортостана - они, кстати, одолели с заметным трудом - 3:1 и 3:2. - прим. авт.).
...После трехчасовой тренировки во Дворце спорта "Космос" Зоран накинул на себя легкую куртку и подошел к углу площадки, где его ждал корреспондент. Зоран Гайич разговаривал со мной, жестикулируя, почти как в цирке. Чем существенно улучшал восприятие сказанного. На вопрос, как он относится к журналистам, отвечал довольно долго, стараясь придать ответу философский смысл (когда-нибудь я его вам передам, уважаемые читатели).

Но при всей своей демонстративной доброжелательности к прессе у него все-таки срабатывал комплекс включенного диктофона.- Вы один у родителей, или есть братья и сестры? (Это я сделал заход с целью узнать истинную мотивацию собеседника в его тренерской судьбе.) г - Только двоюродные, родных нет. Один брат, кстати, последние 15 лет живет в Москве - у него крупная строительная фирма, - ответил Зоран абсолютно без жестикуляции.
- Значит, вам не пришлось помогать отцу с матерью поднимать на ноги большую семью?
- Я немножко сам поиграл в волейбол и стал рано тренировать. У нас в стране в то время уже были олимпийские победители. Футбольная сборная, гандбольная, ватерпольная. Баскетболисты вообще были самые сильные в мире после США. Я подумал, надо еще одну команду делать "золотой". А поскольку занимался волейболом, то решил идти до победного конца. И работать, работать, работать. Сначала с детьми, потом, в 1995-м возглавил взрослую сборную. Тех же своих детей, которые уже выросли. И с ними стал в 1998-м чемпионом мира, в 2000-м олимпийским чемпионом. Они и сейчас играют за сборную Сербии и Черногории.
...По европейским меркам (даже не по мировым), Зоран в 1995-м принял довольно среднюю команду. А сделал из нее конфетку, прославив себя и своих, как он говорит, детей (точное его выражение - детишков) на всю планету. И что самое важное - его команда вселяла дух в свой народ в самое трагичное для Югославии время.
Вот с кем теперь имеет общее дело Геннадий Шипулин и "Локомотив-Белогорье". - Как произошел ваш приезд в Белгород и насколько он оказался неожиданным? - задал я традиционный вопрос после традиционного в подобных случаях знакомства, сопровождаемого рукопожатием.
- Очень неожиданным, - сразу ответил Гайич. - Конкретное предложение поступило в июне месяце от Геннадия Яковлевича Шипулина. Потом мы несколько раз обговаривали детали и я, в конце концов, дал согласие. Невероятность факта еще и в том, что тот же Шипулин лет семь назад говорил мне: "Зоран, во имя будущего волейбола мы должны поработать вместе". Мои ребята, я имею в виду сборную Югославии, насмерть бьются с русскими на каждом турнире, а тут их тренер такое предлагает. Создавать хорошую дружбу в условиях острого соперничества между собой - это очень непростое дело. Шипулин ее создавал, а основы закладывал, как я уже сказал, лет семь назад. О чем-то это обстоятельство говорит?
- Наверное, о дальновидности главного тренера "Локомотива" и сборной России, - пытаюсь я пока не совершенный русский язык Зорана Гайича привести в логическое соответствие.
- Я это еще называю - родством славянских душ. Вы - восточные славяне, мы - южные, - продолжает мой собеседник. - Два православных народа, что я ощущаю и всегда ощущал - с русскими у меня сложились хорошие отношения.
- Последний год вы работали, насколько мне известно, в Турции. Почему покинули пост главного тренера сборной Сербии-Черногории и перешли на клубный уровень?
- Причин сразу несколько. Одна из них - я двадцать лет работал без отдыха, передохнул только раз, когда на Югославию было наложено эмбарго - помните такое... День за днем, год за годом. Накопилась огромная усталость, надо было ее снимать. Поработал в клубах Греции и Турции. И там, и там выиграл с командами чемпионаты страны, а в Турции еще и в создании волейбольной школы успел поучаствовать. Кстати, в Белгород меня поначалу звали как консультанта клуба, но потом Шипулин сказал: "Ты мне нужен на тренерской скамейке".
- Вам не кажется, есть что-то символичное в вашей судьбе - Белград сменили на Белгород. Даже мистическое что-то?
- Да, что-то в этом есть. Какая-то энергетика присутствует. В Белгороде я себя не чувствую иностранцем - такие же открытые лица людей, психология общения похожая. Правда, два-три раза я здесь побывал до нынешнего своего приезда, так что ехал не совсем на пустое место. Мне здесь уютно.
- Зоран, вы сказали, было несколько причин, из-за которых вы расстались со сборной Сербии и Черногории. А назвали только одну - усталость.
- Другая причина, наверное, психологическая. Я начинал тренерскую деятельность, когда мои коллеги в Югославии были очень популярны. Люди не знали, кто председатель федерации баскетбола или гандбола, кто президент или директор клуба, зато все знали тренеров. Николича знали, Жеровицу знали и остальных. Сейчас ситуация другая. Тренер уже не считается важнейшим звеном в создании команды, на передний план вышли президенты, директоры, менеджеры. Обстановка вокруг нас изменилась, работать стало сложнее - ответственность перед болельщиками снизилась, значимость конечного результата упала, личностные качества отошли на задний план.
- Но в России та же тенденция, мне кажется, вы ее скоро почувствуете.
- По России ничего пока сказать не могу, но в Белгороде Шипулин в одном лице - и президент клуба, и главный тренер. Меня это очень устраивает, я рад этому обстоятельству, честное слово. Геннадий Яковлевич и основная движущая сила волейбола, и его душа - все в его руках. Конечно, сам бы он всего этого не достиг, имею в виду не только успехи "Локомотива", но и все составляющие - Дворец спорта, детская школа, - тут надо отдать должное помощникам и соратникам Шипулина.
- Зоран, в Югославии, то есть по-теперешнему в Сербии и Черногории, существуют, скажем, звания заслуженного тренера, заслуженного мастера спорта.
- Все что есть у нас - так это дипломатические паспорта, которые мне и целому ряду игроков выдали после чемпионата мира в Японии в 1998 году. Мы официально считаемся послами доброй воли. Ну а за "золото" Сиднея команду отметили одним из высших орденов республики. Награды, как видите, морального толка, а не материального. Ну а почетные звания не обязательны - героев надо знать в лицо.
- Что скажете о волейбольном турнире Олимпиады в Греции - наблюдали за его ходом?
- Олимпиада - это большой муравейник. Большой хаос. Если поедешь ее смотреть, ничего не увидишь. Я смотрел волейбол по телевизору за чашечкой кофе. Не скажу, что видел все матчи волейбольного турнира, но достаточное количество, чтобы сложилось мнение. Жалко моих ребят - у них был оптимальный возраст, чтобы повторить успех Сиднея. Команда практически та же, что и четыре года назад, но чего-то в ней не доставало.
- О сборной России что скажете?
- Поражение в полуфинале от итальянцев воспринял как свое. Шипулин сказал, что его подопечные потеряли много сил в матче с Сербией и Черногорией, и восстановиться не успели. Хотя, может быть, это не основная причина их поражения.
- Вы, конечно, приехали в Белгород не для того, чтобы "Локомотив-Белогорье" проигрывал...
- Я приехал, чтобы плечом к плечу с Шипулиным участвовать в большом волейбольном деле. Чтобы наша спортивная семья росла и здесь, и во всем мире. Надо еще много сделать, чтобы поднять популярность волейбола до уровня футбола, баскетбола, хоккея. Я рад в этом участвовать со всеми вами.
- Ну что ж, ни пуха вам, Зоран, в этом деле, ни пера!
- К черту, кажется, говорят русские!Подготовил Юрий Коденцев.
Фото Владимира Барышева.
© При перепечатке или цитировании материалов cайта ссылка на издания газетной группы "Коммуна" обязательна. При использовании материалов в интернете гиперссылка на www.kommuna.ru обязательна.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012