06.07.07
Итоги и цели. Областная собственность должна работать
У думских комиссий - время подведения итогов и определение перспектив для работы своих преемников - парламентариев будущего созыва. Сегодня, опираясь на аналитические материалы, предоставленные комиссией по собственности и приватизации Воронежской областной Думы (председатель - Илья ЕРИХОНОВ), мы расскажем о динамике развития за последние четыре года областного законодательства в части вопросов собственности и приватизации и ближайших перспективах.

Цифры весьма показательны и красноречивы.
2001 год - первый год работы областной Думы третьего созыва. Региональная юридическая база, связанная с законодательным регулированием имущественных отношений очень бедна. Она включает в себя лишь один базовый закон.
Финансовая отдача от работы этих законов и от использования областной собственности крайне низка. Например, за первый квартал 2001 года объем перечисленных в областной бюджет денежных средств от использования областной собственности составил всего лишь пять тысяч рублей! Это ничтожно мало! Для сравнения. Уже за оставшиеся месяцы 2001 года казна получила 4 млн. рублей, в 2002 году - 43, 8 млн. руб., а в 2003 году - 186,4 млн. руб., в 2004 - 223,5 млн. руб.
Добиться такого стремительного роста показателей эффективности использования собственности позволило, прежде всего, формирование профильного регионального законодательства. За годы работы члены комиссии по собственности и приватизации (в состав комиссии входят депутаты Илья Ерихонов, Сергей Почивалов, Иван Васильев, Степан Константинов) совместно с профильным управлением администрации области подготовили порядка 60 нормативно-правовых актов. В этом ряду такие важные документы как:
Закон Воронежской области "О перечислении части прибыли областными государственными предприятиями" ( Согласно этому документу все государственные унитарные предприятия области отчисляют в казну 10 процентов ежегодной прибыли, что является весьма существенным фактором поддержки областного бюджета);
Постановление "Об аренде имущественных комплексов государственных унитарных предприятий Воронежской области". (Это один из эффективных способов использования областного имущества. При этом область остается собственником имущества; областной бюджет получает доход, как от сдачи в аренду, так и от дополнительных налоговых платежей; а люди - достойную заработную плату и социальные гарантии).
Закон "Об областном залоговом фонде" (Воронежские парламентарии приняли закон одними из первых в стране. Создание в области своего залогового фонда позволяет ежегодно привлекать в экономику области немалые банковские кредитные ресурсы. Сегодня перечень объектов залогового фонда включает в себя 118 объектов недвижимости с экспертной оценкой на сумму 3382,181 млн. руб.).
По инициативе депутатов в области разработана и уже применяется новая эффективная методика определения размера арендной платы за нежилые помещения (здания), сооружения, оборудование областного уровня собственности. Методика позволила приблизить арендную плату за помещения областного уровня собственности к рыночной стоимости, тем самым, увеличив суммы бюджетных поступлений.
Благодаря активным действиям членов думской комиссии по собственности и приватизации удалось сохранить для области музей-квартиру Марии Мордасовой, мясокомбинат "Аннинский", Воронежский зоосад(над передачей имущества из федеральной в областную собственность последнего объекта бились особенно долго, бюрократических препон оказалось слишком много, но борьба увенчалась успехом). Сегодня все эти объекты - собственность Воронежской области.
Но, по мнению членов комиссии, все то, что сделано - лишь стартовая площадка для будущих действий. Задумок, переходящих в наследство, депутатам, которые станут членами комиссии по собственности и приватизации нового состава областного парламента, много. Реалии сегодняшней действительности требуют принятия нового областного Закона "Об управлении государственной собственностью Воронежской областью". Такой закон действует на территории области, но он явно устарел. Новый текст документа должен повысить степень участия представителей законодательной власти в решении вопросов, касающихся собственности: в создании, реорганизации, ликвидации ГУПов, передачи собственности из одного уровня в другой; передачи областной собственности в залог.
Любые процессы преобразования объектов областной собственности должны быть прозрачными для жителей Воронежской области и происходить в их интересах. Решения по данным вопросам необходимо принимать только на заседаниях областной Думы после открытого и гласного обсуждения. Управление и распоряжение областной собственностью органами исполнительной власти должно контролироваться депутатами законодательного органа.
Область ждет появления нового Закона "О памятниках, проект его готовится. Однако его необходимо, по мнению членов комиссии, доработать, расширив компетенцию областной Думы в сфере принятия решений в этой области. Культурное наследие создавалось сотнями лет, и решать его судьбу надо народным избранникам, именно депутаты должны формировать перечень не подлежащих отчуждению объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности, а также утверждать границы зон охраны объектов культурного наследия. Это позволит сохранить объекты культурного наследия в собственности области, и оградить их от посягательств нечистых на руку частников.
С 1 марта 2005 года вступил в силу новый важный для страны документ - Жилищный кодекс. В связи с его принятием на местные законодательные органы, в том числе и на комиссию по собственности и приватизации, ложится большой груз разработки необходимых нормативных документов.
Согласно изменениям федерального законодательства в будущем областная Дума должна будет утверждать перечень имущества Воронежской области.
На уровне Федерации действует программа "Ветхое жилье". В нашей области, к сожалению, пока такой программы нет, разработка ее должна быть включена, по мнению действующих депутатов, в ближайшие планы парламентариев следующего созыва.
"Необходимо искать новые эффективные механизмы использования государственной собственности, - считают члены комиссии, - которые могут и не давать одномоментного пополнения областного бюджета, но опосредованно влиять на рост валового внутреннего регионального продукта". Ольга РУДЕНКО.
Фото Дмитрия ШИКУЛЫ. "Областная Дума" - специальный выпуск Воронежской областной Думы и газеты "Коммуна", N5 (64).
© При перепечатке или цитировании материалов cайта ссылка на издания газетной группы "Коммуна" обязательна. При использовании материалов в интернете гиперссылка на www.kommuna.ru обязательна.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012