06.07.07
"Подушевое" финансирование введут и в воронежских школах
Душу школяра оценили... Не лягут ли нововведения в финансировании образования вновь непомерным грузом на плечи родителей? Сколько себя помню, в России беспрестанно реформируют систему образования. Менялись программы и учебники, вводились новые предметы. С тем, что изменения необходимы, соглашались в середине 1980-х все. Однако другой стала страна, радикально изменилось и лицо реформы образования.
Не успев завершить прежних начинаний, систему начали переделывать ради большего ее соответствия условиям российского капитализма. Теперь уже мало говорят, скажем, о возможности сформировать из ребенка интеллектуально и гармонически развитую личность.
У читающего в прессе бурные дискуссии по этой теме возникает подчас ощущение, что в скором времени в школах будут формировать, с одной стороны, некую малочисленную "элиту" (из тех, кто материально обеспечен), с другой же, - обслугу для нее. Даже если опасность в данном случае и преувеличена, тревога не исчезает. Можно сколько угодно говорить о том, что нынешние реформы образования безусловно прогрессивны; но как забыть случайно подслушанный в маршрутке разговор двух мам нынешних школьниц, которым страшно за будущее своих детей, потому что "сейчас время такое, за все платить нужно, а денег нету"?
...И вот общеобразовательные учреждения Воронежской области переходят на систему подушевого бюджетного финансирования. Новый норматив начнет действовать с 1 января 2006 года. Событию предшествовали обучающие семинары, организованные управлением образования обладминистрации. В Воронеж приезжали гости из регионов, уже перешедших на новую форму финансирования: Самарской, Ярославской областей, Чувашии.
Надо сказать, что эта идея существует еще с 1992 года, когда был принят Закон РФ "Об образовании". Для окончательного перехода на новую систему понадобилась тринадцатилетняя дистанция.
- В 2003 году появился федеральный закон, определяющий полномочия субъектов Федерации по финансированию в форме субвенций (вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства. - В.Ч.) расходов на реализацию программ в сфере образования, - рассказывает начальник управления образования обладминистрации, профессор Яков Евсеевич Львович. - До недавнего времени финансирование осуществлялось по принципу расселения. Определенные нормативы финансирования существовали для города, крупного населенного пункта, поселения с небольшим числом жителей. Опыт использования этого принципа показал: не всегда в различных муниципальных образованиях можно реализовывать наши программы в соответствии с нормативом. А состоит он из зарплаты, всевозможных начислений, компенсационных выплат на книгоиздательскую продукцию, учебные расходы. Сюда не включается оплата за коммунальные услуги - то, что обеспечивает учредитель, в качестве которого в данном случае выступает муниципалитет.
По словам Якова Евсеевича, одним из изъянов финансирования по принципу расселения было то, что тем районам, где система образования сбалансирована (в качестве примера был назван Бобровский район), поступавших средств хватало. А, скажем, Верхнехавский или Нижнедевицкий районы в нормативы не укладывались; приходилось "затягивать пояса", что, в частности, отрицательно влияло на уровень кадров.
Яков Львович убежден: новый норматив, позволяющий вводить поправочные коэффициенты, более гибок. В соответствии с постановлением главы обладминистрации, финансирование учреждений образования отныне будет зависеть от наполняемости учениками классов различных муниципальных образований и нормативов, существующих для учащихся на разных ступенях обучения - начальной, основной или средней. Чем больше учеников в школе, тем больше средств она получит.
Получается, школам придется соперничать за своих учеников (число которых, кстати, в России ежегодно уменьшается). Согласно иным версиям, впоследствии подобная конкуренция может привести к тому, что на образовательном рынке заработает механизм "слияния и поглощения": по мнению директора Института проблем инвестирования Евгения Сабурова, высказанному на одной из международных конференций, посвященных тенденциям развития системы, "более успешные школы будут брать шефство над менее удачными.
Это может выглядеть так: лучший учитель выступает в качестве лектора, остальные преподаватели работают в качестве тьюторов (преподаватель, методист, консультант, который осуществляет текущую методическую поддержку студента. - В.Ч. ) и осваивают вместе со школьниками программу". Такая форма обучения позволит, по мнению Сабурова, перейти к игровым формам обучения и решит проблему сельских школ. Надо заметить, что подобные перспективы не вызвали особого энтузиазма у участников той встречи.
"Малокомплектные школы ничего не теряют, - считает и Яков Львович. Впрочем, существует и иная точка зрения. Валентина Щербатых, директор Козловской основной общеобразовательной школы Терновского района рассказывает:
Ряд учебных заведений окажется в более выгодном, чем прежде, положении. У двух школ в Козловке - основной и средней - появятся деньги для приобретения нового оборудования (в частности, для химкабинета и занятий спортом), наглядных пособий, географических карт. Возникнет и возможность самим решать судьбу поступающих средств. Сложнее придется малокомплектным школам. Там попросту не будет подчас хватать денег учителям на зарплату...
Эту озабоченность разделяет и ведущий специалист отдела районной администрации по образованию и делам молодежи Елена Аникеева:
- В Терновском районе есть школы, где наполняемость учениками составляет 35-40 человек - например, в Поляне или в Кисельном. Таких в районе десять - вполне возможно, что в новом учебном году к ним прибавятся еще две. В Долинской начальной школе учится 5 ребят, в Есиповской - 9.
Мои собеседники уверены: область поможет разрешить возникающие противоречия. Видимо, имеется в виду, что нормативы окажутся достаточно гибкими.
- Прежде поступающие в район финансы распределяли по школам мы, - рассказывает начальник Новохоперского отдела по образованию, культуре, молодежной политике и спорту Светлана Козырева. - Теперь появляется конкуренция, возрастают полномочия директора школы, который решает судьбу предоставляемого ему бюджета. Отныне руководитель учреждения образования должен быть не только хорошим педагогом, но и толковым менеджером. Кадры пока не соответствуют этой потребности - необходимо обучать директоров школ работе в новых условиях, создавать для этого специальные курсы.
С трудностями могут столкнуться инновационные учебные заведения, работающие в областном центре. Число гимназических или лицейских классов в Воронеже существенно превышает их количество в сельских районах. С ростом качества подготовки растут и финансовые потребности образовательного учреждения. А как быть, если в норматив они никак не укладываются? Спонсоров искать, что ли? Брать за не укладывающиеся в норму услуги деньги с родителей? Небезосновательно тревожатся за свою судьбу при переходе на систему подушевого финансирования работники российских элитных, "камерных" учебных заведений, в которых не слишком велико количество учащихся, зато увеличен педагогический штат: имеется, например, свой психолог.
То и дело доводится натыкаться на подобные сообщения в средствах массовой информации: "Школы Тульской области в следующем учебном году не дополучат 35 млн. рублей, а самые престижные учебные заведения Тулы могут оказаться под угрозой закрытия. Это связано с тем, что образование переходит на систему "подушевого" финансирования учебных заведений. В Тульском городском управлении образования посчитали, что министерское нововведение приведет к массовым сокращениям в лицеях и гимназиях...
Система "подушевого" финансирования учитывает расходы только на коммунальные услуги и работу учителей. У школ не остается денег ни на капитальный ремонт здания, ни на зарплату обслуживающего персонала, ни на оборудование". В Перми не обошлось и без пикетов протеста: "Плакаты, развернутые участниками пикета, говорили об их несогласии с реформой, - сообщали местные газеты. - Средства школам сейчас выделяются по принципу подушевого финансирования, что, по мнению организаторов пикета, денег им не прибавило и привело к снижению уровня преподавания, так как стали увольняться опытные учителя, которым не из чего платить положенные надбавки".
Разумеется, в Воронеже изучают опыт по введению новой системы в других регионах страны - к счастью, наша область переходит на нее уже после того, как стали очевидны многие просчеты предшественников. Исправимы ли они в принципе или являются логичным проявлением данной реформы? Вопрос остается открытым.
После принятия постановления обладминистрации о переходе на нормативное бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений области отделы образования на местах имели возможность высказать свое мнение о его содержании. Так, в Новохоперском районе возник оргкомитет, в который вошли представители местного финотдела, социальных служб, представители экономических служб администрации, директора школ. Общими силами был разработан ряд предложений и поправок, которые затем направлены в областной центр.
Возвращаясь к ситуации, в которой могут оказаться некоторые учебные заведения в областном центре, Яков Львович отметил, что видит выход в частичной поддержке со стороны городских властей. Вообще, в той или иной мере от индивидуального подхода к конкретным ситуациям в конкретных школах уйти не удастся. Начальник областного управления образования особо подчеркивает: если какое-либо учебное заведение по объективным причинам не укладывается в норматив, вопрос о дополнительной финансовой поддержке будет решен. Кроме того, в сельских районах власти могут ввести свои внутрипоправочные коэффициенты, в которых учитывались бы местные особенности, такие как транспортная доступность и т.п.
Впрочем, не только в Воронежской области, но и в каждом отдельном регионе страны разработанную когда-то столичными специалистами схему "обживают" по-своему... Виталий ЧЕРНИКОВ.
© При перепечатке или цитировании материалов cайта ссылка на издания газетной группы "Коммуна" обязательна. При использовании материалов в интернете гиперссылка на www.kommuna.ru обязательна.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012