09.07.07
Человек и его дело. Ткачевские миллионы
Миллионером он стал в середине 70-х. Иных за их неправедные миллионы сажали в то время на нары и давали солидные сроки. Николая Ткачева посадили тоже. На ... именной автобус. И дали за его необычно нажитый миллион орден Трудового Красного Знамени. Но не только это сделало его живою легендою Лисок и всей Воронежской области. Проработать водителем на одном предприятии тридцать восемь лет и сменить за это время всего лишь два (!) автобуса - это даже не высший водительский пилотаж, а профессионализм высочайшей пробы, марки, класса... Почти восемнадцать лет подряд (возраст одного молодого поколения) лискинцы узнавали его синий "ЛАЗ-695" не только по необыкновенной ухоженности, но и по бессменному номеру 93-45. А чаще всего - по десятку красных звездочек на бортах. И внутри каждой звездочки - цифра "100".
Сто тысяч километров в каждой из десяти звездочек - это и есть тот самый ткачевский миллион. Именно столько городских дорог (не швейцарских, а лискинских) прогнал под собою автобус Николая Ткачева ... без единого (!) капитального ремонта. Даже сейчас миллионный барьер на хлябях российских дорог не решаются взять "Мерседесы" и машины ведущих западных автоконцернов. Им дай для этого дороги шуршащие, супермасла, бензин марки "экстра". И еще с добрый десяток непременных условий.
У Николая Ткачева в середине семидесятых ничего этого не было. Его "ЛАЗик", как и другие автобусы АТП, носил на колесах "наварную" резину, "питался" бензином давно забытой марки А-65 и "маслился" обыкновенным отечественным автолом. Только хозяин автобусу попался не обыкновенный.
Судьба свела их весною 1970-го, а через 17 лет, в августе 1987-го, районная газета в статье "Перелет" Ткачева" писала: "Как не учитывать практическое, прикладное значение свершившегося!? Ткачевский 93-45 два века автобусных прожил. Выходит, Ткачев сэкономил для предприятия целый автобус. А ежели бы каждый в АТП эдак работал - полпарка сберегли бы? Хороших водителей в АТП много, но Ткачев один. Ткачевы не тиражируются".
Не тиражируются... А жаль: для новейшей России даже ограниченный тираж Ткачевых-миллионеров не стал бы лишним, потому что их миллионы - от мозолей собственных, от совести, от радения...
Нынешний директор ОАО "ПАТП "Лискинское" Юрий Сомов говорит о Ткачеве с ностальгической грустью и сожалеет о его "бестиражности": - Сегодня не только у нас, но, смею уверить, даже во всем автомобильном сообществе нет людей, хотя бы отдаленно похожих на Николая Дмитриевича. Он не был просто шофером, он был Водителем с большой буквы. В том смысле, что не только машину - людей за собой вел. Помнится, получили первые автобусы с автоматическими коробками передач. Узел сложный, капризный, деликатного обращения требовал. Мельчайшая стружка в масле - ставь автобус на прикол. Намучились мы с ними. Пока Ткачев не догадался в поддон своей коробки магниты поставить, чтобы стружку металлическую из масла притягивали. И другим подсказал. С тех пор - никаких проблем.
Или вот: у кого из нынешних водителей вы найдете в кабине бортовой журнал? А Ткачев такой журнал вел, потому что машина для него была не железом, а живым организмом. Засбоит что-то в этом организме, он тут же в журнале отметит - "скрип в ступице", "срезан болт глушителя", "трещины на ремне вентилятора". Наберется таких не смертельных, но досадных "недомоганий" с десяток, Ткачев автобус - на яму, и к механику: "Ремонт нужен!". И не уедет из гаража до тех пор, пока последнюю запись из того журнала не вычеркнет.
Его скрупулезность и основательность не всем механикам нравились. Но благодаря этим качествам Ткачев и провел свой автобус через миллион километров без единой "капиталки" за семнадцать лет бездорожья, в то время как другие "сходили с круга", списывались, уже на пятом году эксплуатации, не добежав и до четырехсоттысячной отметки. Насколько я знаю, никто из коллег Ткачева в нашей области не смог приблизиться к его миллиону. Только самому Ткачеву и удалось повторить себя - он и первый свой автобус списал, не дав ему побывать на капремонте.
В уютной, но скромной, квартире "миллионера" Николая Ткачева меня поразили три вещи: богатейшая библиотека с книгами по автоделу, толстая стопка почетных грамот (украдкой насчитал их 49) и охапка поздравительных открыток и телеграмм. От его пассажиров. На каждой из них адресат значился очень просто: автопредприятие, водителю Ткачеву. И эти подвыгоревшие от времени телетайпные ленточки были, пожалуй, душевнее и дороже его давней медали "За доблестный труд" - люди ценили не только доблесть, а человечность своего земляка.
Много ли найдется в области (да и в России) водителей городских маршрутов, которых так сердечно и часто поздравляли? Не начальство, не коллеги и даже не отдельные пассажиры. А целые семьи и коллективы, которых он чаще всего и не знал. Но знали его они. Впрочем, такой, наверное, и должна быть реакция людей на профессионализм, человечность, не казенную заботу о них.
Готовя этот материал, я задавал десятку лискинцев среднего возраста один и тот же вопрос: о чем напоминает им фамилия Ткачев? И каждый из десяти (!) без особой натуги вспомнил водителя с "чапаевскими" усами и в форменном кителе автомобилистов, который пунктуально объявлял все остановки, рассказывая в микрофон об их истории, вежливо просил молодежь уступить место старшим и желал всем в конце маршрута доброго пути. Вроде бы ничего особенного - норма поведения, профессиональный этикет. Но на фоне нынешнего равнодушия к пассажирам, а порою и агрессивного хамства сегодняшних коллег Николая Ткачева такое отношение тоже кажется "высшим пилотажем" обходительности и человеческого участия.
И еще одну строчку оживила благодарная память лискинцев в биографии их земляка: "Ткачев каждый сентябрь нового учебного года с жезлом регулировщика у школы N2 стоял - заставлял водителей через дорогу школьников пропускать, культуру поведения на дороге прививал и детишек оберегал". Культура поведения... А ведь начинается она с мелочей. И чаще всего - с чьего-то личного примера.
Старший инспектор Лискинской ГИБДД майор милиции Сергей Прокофьев вспоминает: - Еще пацанами мы с завистью смотрели на этого человека за рулем. Он не был похож на других шоферов: тщательно отглаженный форменный китель, рубашка с галстуком и кокарда на фуражке - колеса с крыльями. В его автобусе не то что сиденья царапать - фантик бросить на пол стыдно было... Я начинал в ГАИ старшиной, а Николай Дмитриевич уже тогда был старейшим общественным автоинспектором. У него мы сами учились дисциплине и ответственности. Бывало, дежурство у него по графику с нами, а он - на маршруте. Так ведь подменится непременно и на дежурство придет минута в минуту - в своей неизменной форме и с повязкой дружинника на рукаве. Для водителей с любым стажем он был непререкаемый авторитет. На взмах его жезла останавливались лихачи, даже если рядом и не было сотрудника ГАИ.

Сергей Прокофьев - Николаю Ткачеву:
"Нынешним бы водителям вашу культуру..." И еще такая вот деталь: за многолетнюю службу инспектором-общественником (с 1960 года) областная ГАИ прислала ему премию - по тем временам деньги не так уж и малые. Так он всю премию в Детский фонд перечислил... И еще помню, в его автобусе всегда были под рукою адреса и номера телефонов больниц, учреждений, местных целителей, гостиниц - гостям города не приходилось ничего искать.
В свои 70 лет Николай Дмитриевич по-прежнему бодр и продолжает жить заботами и родного АТП, и проблемами районной ГИБДД. И не устает повторять: "Жизнь - это движение".
- Водитель, - говорит он, - профессия особенная: каждый день - на виду у людей. Не успел побриться сегодня - и испортил настроение пассажирам. Будь моя воля, я решил бы два очень нужных стране вопроса: изменил государственный подход к организации движения - сколько людей от гибели уберечь можно. И обязал бы автошколы отчислять без права повторного приема всех тех, кто не сумел удержать на губах грубое слово.
Такой вот он неисправимый идеалист - идеальный водитель Николай Ткачев. Слушаю его, а память возвращает в не такую уж далекую реальность... Лиски 70-х. Автобусная остановка "Больница". Водитель переполненного автобуса с красными звездочками на борту терпеливо ждет спешащего к остановке старика с перевязанною рукою. Взяв в руки микрофон, спокойно объявляет в салон: "Уважаемые товарищи, в нашем автобусе - больной пассажир, уступите, пожалуйста, ему место". И через минуту: "Спасибо!".
Тронулся автобус... Вернуть бы его на нынешние улицы наших городов. Но нет - не тиражируются все же Ткачевы. А жаль. Николай КАРДАШОВ,
соб. корр. "Коммуны".
г.Лиски
Фото автора.
© При перепечатке или цитировании материалов cайта ссылка на издания газетной группы "Коммуна" обязательна. При использовании материалов в интернете гиперссылка на www.kommuna.ru обязательна.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012