29.07.07
Размышления после судебного разбирательства. Потерянная "Энергия"
"Кучка мошенников, которая увела у концерна недвижимость в свои фирмы, должна понести наказание..." Нет, это отнюдь не речь прокурора. И не слово судьи, выносящего суровый, но справедливый приговор. Это - комментарий Юрия ГЕРДИЯ, нынешнего президента концерна "Энергия", сказанный им по поводу решения Федерального суда Ленинского района города Воронежа, который полностью оправдал бывших топ-менеджеров концерна "Энергия" - за отсутствием в их действиях состава преступления.
Именно на этом прославленном воронежском предприятии были, в свое время, созданы турбогенераторные источники питания для космической системы "Буран - Энергия" и система энергопитания для функционально-грузового блока международной космической станции "Альфа". "Энергия" активно участвовала в программе исследования планет солнечной системы, а также выпускала многочисленные образцы спецтехники, в том числе - изделия и комплексы, обеспечивающие безопасность и международный престиж России. Всеми этими достижениями, конечно же, можно было бы по праву гордиться. Только они, на самом деле, не имеют никакого отношения ни к самому Гердию, ни к тому концерну "Энергия", президентом которого он в настоящее время является.
За четыре года, прошедшие с момента прихода на "Энергию" нового собственника - ЗАО "Межбанковская инвестиционная группа" (ЗАО "МИГ"), - от космического концерна, в прямом смысле слова, не осталось практически ничего. Огромная собственность, принадлежащая "Энергии", была распродана и перепродана. Если в 2003 году в концерне работали около 5 тысяч человек, то в настоящее время списочный состав работников концерна сократился до ... 61 фамилии.
• • • • •
Мог ли суд, рассматривавший дело бывших руководителей "Энергии", вынести какое-либо другое решение? И в чем же конкретно состояла суть тех обвинений, которые были им предъявлены? Для ответа на эти вопросы следует вернуться на четыре года назад, к событиям, имевшим место весной и летом 2003 года. Именно в это время "Энергия" подверглась масштабной атаке рейдерных структур. Спасти космический концерн пытались многие - петицию в защиту оборонного предприятия подписали тогда более ста депутатов Государственной Думы.
В июне 2003 года проблему "Энергии" рассматривали на федеральном уровне. По поручению правительства была создана группа специалистов - представителей Минпромнауки, Минимущества, Минобороны, Федеральной службы финансового оздоровления, "Росавиакосмоса", воронежской обладминистрации и облдумы. В июне 2003 года комиссия выдала заключение, за которое я, в каком-то смысле несу ответственность и сегодня, ибо под ним, в том числе, стояла и моя подпись.
По основным показателям деятельности и финансово-экономическому положению "Энергия" не имеет признаков банкротства, говорилось в том документе. Космический концерн в основном сохранил свой производственно-технический потенциал. В целях дальнейшего развития производства комиссия выдала свои рекомендации по выбору инвестора.
"Энергия" получила, таким образом, реальный шанс на то, чтобы с минимальными потерями отбить атаку рейдеров. Этот шанс, к сожалению, не был использован - во многом из-за нерешительности, скажем так, бывшего президента концерна Владимира ПОПОВА. Решение правительственной комиссии не было, таким образом, принято к исполнению. Место инвестора, после определенных пертурбаций, заняли нынешние хозяева концерна, представляющие ЗАО "МИГ".
"Энергия" досталась "МИГу" в более чем приличном состоянии. В период до 2003 года - более чем за 10 лет! - в концерне выбыло зданий и сооружений на сумму, составляющую всего лишь 6,5 процента от стоимости его основных фондов. Общие расходы на захват контрольного пакета "Энергии" официально оценивались суммой 1,3 миллиона рублей. "МИГ" за эти смешные деньги одной лишь недвижимости получил на сумму, превышающую 100 миллионов долларов. Добыча, в частности, включала в себя 52 гектара земли, из которых 17 - в самом центре Воронежа, в 300 метрах от площади Ленина! Но даже всех этих богатств, как оказалось, не хватило "МИГовцам" для полного и окончательного счастья.
В 2005 году тогдашний президент "Энергии" Игорь ГЛУШАКОВ обратился в следственное управление ГУВД области с требованием возбудить уголовное дело против бывших топ-менеджеров концерна. Поводом для предъявления обвинения стали несколько объектов из тех 6,5 процента непрофильного имущества, которое было продано в то время, когда концерн находился в критическом финансовом положении. Именно эти объекты и имел в виду Юрий ГЕРДИЙ, заявивший, как мы помним, о "кучке мошенников", которая "должна понести наказание".
Решения прежнего совета директоров концерна, согласно его версии, были сфальсифицированы, поскольку "принимались в отсутствие кворума - более половины членов совета директоров не знали о проведении собрания". Данную версию целиком и полностью поддержала и следственная группа, возглавляемая ПРОЦЕНКО, старшим следователем Следственного управления по ЦФО Следственного комитета при МВД России.
"Президент концерна, преследуя корыстную заинтересованность, используя свое служебное положение, вопреки законным интересам организации, в целях извлечения выгод, путем обмана и злоупотребления доверием..." - читаем мы в обвинительном заключении.
Главное же событие, полностью предопределившее преступное будущее бывших топ-менеджеров "Энергии", имело место 20 августа 2001 года.
Именно в этот роковой день, согласно версии "МИГа", следствия и прокуратуры Ленинского района города Воронежа, президент ПОПОВ и его ближайшие сообщники "по предварительному сговору между собой изготовили заведомо подложный протокол заседания совета директоров". После чего ПОПОВ, на основании этого фиктивного протокола, "утвердил акт (накладную) N37 приемки-передачи в ООО "Имущество" (учрежденное "Энергией" части здания по улице Московский проспект, 97"
В результате же преступных действий, начатых этой операцией, "за период с 31 августа по 28 декабря 2001 года Попов и его сообщники, с целью хищения, путем обмана и злоупотребления доверием вывели из хозяйственного оборота чужого имущества, числящегося на балансе концерна как основные средства, на общую сумму 7373347 рублей 50 копеек, что является особо крупным размером".
Итак, вот оно, неоспоримое свидетельство правоты нынешнего президента концерна "Энергия"? Но почему же, в таком случае, судья Ленинского райсуда г.Воронежа Александр КУРЬЯНОВ полностью оправдал всех бывших руководителей НПО "Энергия"?
• • • • •
"Судом установлено, - говорится в приговоре суда, - что в инкриминируемый период общее количество членов Совета директоров концерна составляло 51 человек, подавляющее большинство из которых (47 человек) в судебном заседании были допрошены в качестве свидетелей и подтвердили, что необходимое для принятия решение коллегиального органа большинство на 20 августа 2001 года в концерне имело место, - констатируется в судебном приговоре. - Протокол заседания Совета директоров Концерна от 20 августа 2001 года ... фактически подтверждается в судебном заседании в существенном - необходимое большинство для принятия решения ... присутствовало".
Вот оно, событие, явно заслуживающее того, чтобы быть продемонстрированным в передаче "Очевидное - невероятное"! Все обвинение, по сути дела, было целиком и полностью построено на том, "доказанном" следствием, факте, что 20 августа 2001 года бывшие топ-менеджеры концерна "Энергия", в глубокой тайне, "по предварительному сговору, изготовили заведомо подложный протокол", благодаря которому им и удалось совершить хищение на сумму 7 миллионов рублей с копейками, "что является особо крупным размером".
А в зале судебного заседания, нежданно-негаданно, появились целых 47 человек, во плоти и крови, все - члены пресловутого Совета директоров, которые уверенно опознали свои подписи и дали показания, однозначно свидетельствующие о том, что никакой фальсификации не было.
Так мог ли судья КУРЬЯНОВ вынести какой-либо иной приговор, кроме сугубо оправдательного? При том, что в ходе судебного заседания выяснились и другие вещи, ничуть не менее интересные?
"Судом установлено, что финансовые службы Концерна осуществляли ежемесячный строгий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью ООО "Имущество", - читаем мы в приговоре. - Средства от операций с недвижимостью ООО "Имущество" направлялись от покупателя непосредственно в концерн, минуя ООО "Имущество".
То есть фальсификации не просто не было, - ее не могло быть в принципе! Все свидетели, опрошенные в ходе судебного заседания, однозначно подтвердили тот факт, что разговоры о работе ООО "Имущество" "на совещаниях шли постоянно", ибо "в 2001 году финансовое положение Концерна было критическим, для погашения долгов по зарплате и налогам необходимо было продать недвижимость", "у предприятий Концерна была прямая заинтересованность в ООО "Имущество". Показания бывших руководителей "Энергии" "суд расценивает как достоверные, поскольку они не противоречат иным доказательствам, исследованным судом в совокупности", - констатируется в приговоре.
Суду, помимо всего прочего, была представлена масса весьма интересных документов. В том числе - в высшей степени любопытное "Ходатайство о прекращении уголовного преследования по делу N05143397", тому самому, по которому проходили бывшие топ-менеджеры концерна.
"Протокол заседания Совета директоров ФНПЦ ЗАО НПК(О) "Энергия" от 20 августа 2001 года, согласно которому учреждено Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Имущество" и утвержден его устав, соответствует интересам Концерна и фактическим обстоятельствам принятия управленческих решений", - гласил п.1 означенного "Ходатайства".
Далее шли другие девять пунктов - в точном соответствии с тем набором обвинений, которые попытались всучить суду ЗАО "МИГ", следствие и прокуратура. И каждый из этих пунктов либо предварялся стандартной формулой "правомерно и обоснованно, в интересах Концерна", либо заканчивался фразой: "соответствует интересам Концерна и фактическим обстоятельствам принятия управленческих решений".
Но кто же написал это ходатайство (N311?
Да, да, именно так. Концерн, говорилось в ходатайств", провел дополнительный внутренний аудит, по результатам которого выяснилось, что все действия бывшего руководства соответствовали интересам Концерна! >
"ФНПЦ ЗАО НПК(О) "Энергия" считает, что негативных последствий в виде ущерба, убытков, либо упущенной выгоды в области финансово-хозяйственной деятельности и финансовых результатов Концерна от вышеуказанных действий, сделок и управленческих актов не выявлено", - констатировалось в ходатайстве.
И подписал его действительно тот же самый ГЕРДИЙ, который исходит ныне благородным негодованием и высоким гражданским пафосом.
Если бы нечто подобное происходило в обыденной жизни, то мы, ясное дело, без труда поставили бы свой житейский диагноз: неадекватность на грани (или за гранью) острого психического расстройства. Но здесь то ситуация куда более серьезная!
Речь-то, в данном случае, идет о судьбах живых людей, не говоря уже о тех материальных издержках, которыми сопровождается работа запущенной на полный ход следственной и судебной машины. А потерпевшие-то (это они, ЗАО "МИГ!"), вместе с прокурором Ленинского района Владимиром КУЗНЕЦОВЫМ прямо заявляют о том, что намерены обжаловать не устроивший их приговор. Но должна же, в конце концов, в действиях новых руководителей концерна быть хотя бы какая-нибудь логика? Или, по крайней мере, в действиях следствия, работающего по их наводке? Так в чем же она, эта логика, может заключаться?
• • • • •
Понять логику новых руководителей "Энергии" очень и очень непросто. Но все же можно. Надо просто четко уяснить себе, с каким контингентом мы имеем дело.
Собственники, пришедшие в космический концерн с самого начала предельно четко обозначили свои приоритеты. Первое, что они сделали, - продали производственный корпус N5, расположенный по адресу: улица 20-летия Октября, 90. То самое здание, на котором висела мемориальная доска с надписью: "Здесь коллективом НПК(О) "Энергия" была создана система энергоснабжения космической станции "Мир", находившийся на орбите с 1986 по 2001 год".
Этот корпус, общей площадью более 20 тысяч кв. метров, был продан некоему ООО "Альфа-Трастком" за смешную сумму - 29 миллионов рублей с копейками. А затем, через два дня, перепродан ООО "Перекресток-2000", (которое превратилось, таким образом, в "добросовестного приобретателя"), но уже за 7800000 долларов США. Именно по этой схеме были распроданы практически все активы, принадлежащие концерну "Энергия".
А теперь вспомним процитированную нами фразу из обвинительного заключения, касающуюся событий 20 августа 2001 года. Что сделал В.ПОПОВ после того, как был якобы "сфабрикован" якобы "подложный" протокол заседания совета директоров, которое якобы не проводилось вовсе? Правильно: президент "Энергии" утвердил акт передачи в ООО "Имущество" части здания, расположенного по адресу: Московский проспект, дом 97. Из-за которого, на самом деле и разгорелся весь последующий сыр-бор с возбуждением уголовного дела.
17 мая 2004 года состоялось заседание нового состава совета директоров концерна "Энергия", который постановил: одобрить все сделки между концерном и ООО "Имущество" (в свое время, как мы знаем, уже одобренные прежним советом директоров). В распоряжении "Имущества" к тому времени еще оставалось пресловутое здание на Московском проспекте. И новые хозяева концерна попросили его вернуть, оценив по той же самой балансовой стоимости. Правда, не самому концерну, а некоему ООО "МираЦентр". Что и было выполнено.
Но из-за чего же, в таком случае, разгорелся сыр - бор, если новые хозяева "Энергии" одобрили все сделки "Имущества"? А вот здесь то и начинается самое интересное.
Злосчастное здание новые собственники, конечно же, сразу продали связанной с ними структуре. А затем, по заведенной у них привычке, перепродали другому покупателю, но уже за реальную цену. И вот на этой-то, последней сделке, какую-то особь, рассчитывающую получить навар, покупатели взяли и "кинули".
Какое отношение к этому "кидалово" имели прежние топ-менеджеры концерна? Ровным счетом никакого. Но особь-то уже намылилась на получение "бабок". И дабы разрушить ту, самую последнюю, сделку - заключенную, напомним, между "своими", - они и решили отмотать всю ситуацию назад. И перепродать здание уже по третьему разу! А для того, чтобы отмотать, они и замутили пресловутое уголовное дело. Благо, что в нашем родном Воронеже можно найти "силовиков", всегда готовых постоять, как говорится, за нее, правду-матку.
В любой стране мира, расскажи, что-либо подобное - никто же не поверит, что такое возможно! Представим такую картину: в какой-либо занюханной африканской стране приехавший столичный инвестор начинает играть с местными силовиками в веселую игру. Сегодня он, понимаешь ли, считает, что его обокрали. А завтра он, напротив, уже всем доволен - типа, вчера он просто пошутил. А послезавтра он опять вопит: украли! украли! обобрали меня, бедного, до последней нитки! А потом опять объявляет: розыгрыш, ребята! Их туземная полиция, надо думать, очень быстро разобралась бы в подобной ситуации.
То ли дело наши, отечественные "силовики". Наверху руководители государства вещают что-то такое о "снятии России с сырьевой иглы" и переводе экономики на "рельсы инновационного развития". А в Воронеже под эти красивые разговоры взяли да и разорили целый космический концерн. И все это - на глазах нашей многочисленной силовой братии. А также при ее непосредственном, можно сказать, участии.
Вообще-то, поработать по концерну "Энергия" было бы удовольствием. В какой-то момент, к примеру, к власти в концерне пришла несколько иная группировка. В результате ее недолгого управления родился, такой документ:"Результаты проведения сплошной внеплановой инвентаризации по приказу N 222 от 31.09.2004 года". Согласно этому документу, прямые убытки, с учетом упущенной выгоды от продажи зданий, сооружений составили 471601400 рублей - и это только за период с 01.09 2003 по 01.09.2004 год.
Вот бы нашим доблестным "силовикам" взять, да и заняться этим делом - в интересах государства и общества. Однако... На все запросы, посланные депутатами самых разных уровней, старший следователь ПРОЦЕНКО, являющийся "монополистом" по делам, связанным с концерном "Энергия", дает один и тот же ответ: "Оснований для применения дополнительных мер реагирования не имеется"...
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012