05.09.07
Конкурс "Охотник и рыболов". Сомятник
Прежде чем начать разговор с бывалым охотником и рыболовом, расскажу сначала о самом собеседнике - Петре Ниловиче ФИЛИППОВЕ. Это уже почтенного возраста человек, ему исполнилось 93 года. Работал учителем труда, участник Великой Отечественной войны, освобождал Ленинград.
Сегодня он живет в Воронеже вместе со своей супругой Александрой Степановной, имеет дочь Марину, сына Евгения, есть и внуки. И до сих пор остается преданным своей давней увлеченности - охоте и рыбалке. Кстати, уже с давних пор он носит звание заслуженного охотника и рыболова.
За всю долгую жизнь ему пришлось исколесить и исходить всю Воронежскую область, которую он сильно любит. Может быть, эта любовь к природе воронежского края и сберегает его, дает не только радость жизни, но и здоровье.
Мы часто с ним вместе ездим и на охоту, и на рыбалку, бывали на Дону, Битюге, Хопре, Потудани. И каждый раз я удивлялся ловкости Петра Ниловича, его аккуратности во всем, приветливости в обращении с людьми. А как он умеет готовить на природе уху - это необыкновенная вкуснотища, да и только! Ходит он с удочкой и рюкзаком очень много и далеко, поднимается по самым крутым берегам Дона у известного села Кривоборье. Местные рыбаки его здесь зовут просто Нилычем и "сомятником". Он знает все хитрости рыбной ловли и охоты. Но лучше - пусть сам об этом расскажет.
- Я с 1950 года начал рыбачить на Дону. Это живописная излучина реки у Кривоборья. Кругом - отвесные берега, а в окружении старых берез и осин стоят маленькие рыбацкие домики. Сюда, по крутой деревянной лестнице, я спускаюсь к своему домику, который построил своими руками. Это местечко радует меня, дает новые силы, бодрость и здоровье. Здесь я всегда в движении: то ищу разную приманку для рыб, то готовлю свою деревянную лодочку к плаванию, то готовлю себе обед. Здесь у меня день проходит незаметно и быстро, в каком-то радостном стремлении жить, дышать свежим воздухом, радоваться солнцу. Нахожу время собирать ягоды и грибы.
Но главная цель - рыбалка.
Помню, в 50-е годы тут рыбы было очень много. Ловил я рыбца, судака, белезня, сома до 20 килограммов. К сожалению, сейчас многих видов рыб уже не стало. Если стерлядь попадется - это большая удача. |
Раньше, бывало, сидишь на утренней зорьке - и стерлядь, как свеча, проскальзывает у лодки, или сазан проплывает важно. Теперь же этого не увидишь. Если и заметишь большую рыбу, то очень редко. А чтобы поймать ее - необходимо иметь большое искусство рыбной ловли.
И все же приятных моментов на рыбалке было много. Помню, ночью полетела метелика. Расстелил белое полотно, на него приземлились целые кучи метелики. Ранним утром я нацепил на крючок целый пучок этой наживки. Мои соседи-рыбаки кидают в ведра плотвичек, красноперочек и окуньков. А у меня появилась оживленная поклевка. Поплавок утонул, я потянул, удочка наклонилась близко к воде, смотрю - крупный рыбец - я его быстренько в подсак. Не успел закинуть снова удочку, как поплавок резко потянуло в сторону. Я подсекаю - и глазам своим не верю: на крючке - огромный сазан! Сколько радости, переживаний - все рыбаки спешат к моему месту, но у них ничего не клюет. "Нилыч, - говорят они, - открой свой секрет, на что ловишь?.." "А это тайна рыбацкая" - говорю им.
Но, пожалуй, интересней всего рыбалка на сома.
Это "зверь" хитрый, сильный и капризный. Долго я изучал литературу, как надо ловить сомов. Надо сначала изучить местность, дно реки, коряги, где сом водится, когда он выходит гулять и ловить добычу. Так что я каждый метр дна Дона, от турбазы завода "Электросигнал" до села Кривоборья, изучил: узнал, где ямы, перекаты, пески, глина, где быстрое течение, где коряги. Выходил на ловлю я, как правило, очень рано, когда у Дона стоял сильный туман. Сначала ловил на большого червяка. Да не одного нанизывал на крючок, а целый пучок. Номер крючка 15-17, леска 4, 5.
А один раз я нанизал на крючок большой пучок метелики. Жду поклевки. Поплавок вяло пошевелился, я подсек - леска не поддается. Думаю, крючок зацепился за корягу. Отпустил леску, смотрю, ее потянуло в сторону. Я к себе потянул - она не поддается, уходит в сторону. Тут-то я и почувствовал, что попался крупный сом. Позвал на подмогу соседа своего Бориса Михайловича. Долго мы с ним возились, пока наконец сом не устал, и мы не завалили его в большой подсак. "Борис, - говорю я соседу, - быстренько вези его на другой песчаный берег, ведь у него три минуты бывает шок".
Борис переправил его на лодке, и тут я подоспел к нему.
Слышу, Борис восклицает: "Нилыч, да сом выше меня ростом!.." А весила рыбина 22 килограмма! Никто дома не верил, что я его поймал на удочку. Вот это я считаю настоящим спортивным состязанием. |
Был у меня и другой случай на рыбалке. На этот раз я охотился на судака. Приметил местечко, где в коряжках, почти у самого берега, бьется судак. Взял с собой наживку - пескарика. Закинул удочку - и минуты не прошло, как клюнул. Потянул - увы, крючка нет. Вдруг слышу, закричали рыбаки: "Петр Нилович, тебя обманула "кума" - хитрая щука". "На следующее утро уж я подготовлю тебе сюрприз!.." - пообещал я щуке.
Сделал металлические поводочки с двумя коленцами и забросил пескаря. И вот наконец-то клюнула "кума". Подвожу ее почти к самой лодке, и вдруг обрыв - снова откусила леску. Думаю: ах ты, хамка такая!.. И тут же ставлю жилку 0,5, крючок номер 10. Нанизал маленького голавлика на крючок. Не успел я опомниться, как "кума" сразу же его схватила. Я тащу и думаю: теперь ты, "кума", никуда не денешься. Подвожу подсек - и наконец-то щука у меня в руках. Вес - 4,5 килограмма.
Был и другой случай.
Сидел я рано утром с удочкой на старом месте, где когда-то поймал сома. Сделал все, как и раньше: и насадку, и леску, и крючок тот же. Вскоре меня порадовал сомик на 9 килограммов. Потом - еще и еще. Сам не верил, что получится такая удача. Наловил много сомов. Мой знакомый шофер привез домой. Своих "хулиганов-сомов" я завалил в ванну, они еще были живыми. Всего их было тринадцать.
Захотел я похвастаться своей удачей перед соседом Иваном Ивановичем - кстати, он был прокурором на одном из военных заводов. Это был симпатичный человек. Я ему сказал: "Приди, посмотри мою рыбку". Он вскоре пришел, заглянул в ванну и воскликнул: "Ну, Нилыч, какой же ты браконьер!.." Я ему отвечаю: "Дорогой мой, я никогда не был браконьером, сам с ними борюсь. Пойми, я поймал все это только на удочку". Он не верит.
Я его позвал с собой на Дон, к Лысой горе у Кривоборья. Он взял с собой еще жену и дочь. Приехали, расположились, как полагается. Готовлюсь к рыбалке, а сам думаю: "Неужели мне не повезет, неужели не клюнет? Ведь я тогда полностью опозорюсь". Сижу на лодке, а за мной Иван Иванович зорко наблюдает, следит за каждым моим движением. И вдруг - поклевка. Повозился я с ним, но сомик на 9 килограммов уже был в садке. Подъезжает ко мне Иван Иванович и говорит: "Ну, Петр Нилович, теперь я вижу, что вы настоящий рыбак, настоящий сомятник..."
- Петр Нилович, вы не только рыболов, вы же еще и охотник. Расскажите что-нибудь из области охоты.
- Да, самая интересная охота была, когда и вы, Михаил Кузьмич, со своим сыном Вадимом были на Битюге. Помните, с нами охотился известный писатель Гавриил Николаевич Троепольский. В первый же день охоты у Троепольского заболел живот. Посоветовал ему нарезать дубовой коры. Я сделал ему специальный чай с этой корой. Поговорили у костра и легли в палатках спать. Помню, просыпаюсь и сразу же спрашиваю у охотников: "Где Гавриил Николаевич?" Слышу ответ: "Да он чуть свет ушел на охоту". - "Как же живот?" - "Да все прошло". К вечеру приходит он и показывает свой трофей - пару уток. Я этот случай запомнил на всю жизнь.
Вспоминаю на охоте второй случай. Как-то иду по зарослям камыша вдоль реки: погода тихая, приятная для души. Ружье свое несу в руке.
И вдруг увидел такую картину: сидит зайчик - умывается лапками, важно вытирает ими свою мордочку. В оцепенении смотрел на него, долго любовался этим представлением. Такого в жизни мне еще не приходилось видеть. В это время я и забыл, что нахожусь на охоте.
Я немного пошевелился, хотел его сфотографировать, но, увы, он прыгнул в сторону, в густые заросли. Я хвалил себя за то, что передумал в него стрелять.
Ведь азарт на охоте появляется тогда, когда перед тобой что-то быстро пробегает, то есть, создает спортивную ситуацию.
- Петр Нилович, а как вы относитесь к браконьерам?
- Очень плохо. Я их осуждаю. Ведь дичь и рыбу надо не только вылавливать и потреблять, но и размножать, то есть, природу надо беречь и любить.
Я хочу сказать, что охота и любительская рыбалка для меня - это основное лекарство. Словом, надо вести нам здоровый образ жизни. Этим я уже прожил 93 года. И сейчас хочу жить этим так же - роднясь и общаясь с природой богатого воронежского края. |
Михаил Волков.
Фото автора.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012