11.09.07
Призраки богатства
15 лет назад в России началась ваучерная приватизация государственной собственности
Многие стали уже стали забывать чековую приватизацию, проведенную реформаторами в 1992 году. Грандиозная авантюра по попытке создания класса собственников в России породила кучку олигархов, присвоивших за короткий срок невероятные богатства, и дала "зеленый свет" на то, чтобы устранить миллионы граждан от владения тем, что десятилетиями создавали нелегким трудом их отцы и деды. 1 октября нынешнего года исполняется 15 лет с того времени, как каждый гражданин России, независимо от возраста, дохода и срока постоянного проживания в стране мог получить приватизационный чек (он получил название "ваучер"), что утверждалось президентским указом, вышедшим 14 августа.
Украденные надежды
Приватизационный чек, или ваучер, выдавался всем гражданам России в кассах Сбербанка. На нем зачем-то был указан номинал - 10000 рублей. Однако галопирующая инфляция стремительно "съедала" его вес. Только за октябрь 1992 года номинал чека "усох" с 40 долларов США до 25. Поэтому многие граждане, неискушенные в фондовом рынке (да и рынка в России как такового тогда не было!), предпочитали продавать ваучеры сразу (что, в конечном итоге, оказалось не самым худшим вариантом). Повсеместно на улицах встречались предприимчивые люди с табличками "Куплю ваучер", и соблазн получить деньги "здесь и сейчас" был велик.
Можно было отнести ваучеры в расплодившиеся чековые инвестиционные фонды (ЧИФ) с благозвучными названиями "Благовест", "Первый ваучерный фонд", "Народная солидарность", "Народный чековый инвестиционный фонд", "Защита" и другие. Обещанной прибыли так никто и не дождался. По данным общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров, уже через семь лет из 732 ЧИФов - почти половина, а точнее - 328, попросту исчезли, 119 были принудительно ликвидированы, а 86 - ликвидированы по решению собрания акционеров.
Лишь 2 (!) - "Альфа-Капитал" и "ЛУКОЙЛ-Фонд" (переименован в "Никойл") - продолжили работу в виде Паевых инвестиционных фондов (ПИФ). В первом стоимость вложенного ваучера ныне достигла 1100 рублей, а во втором выросла до... 100 тысяч рублей. Другие оставшиеся ЧИФы были преобразованы в обыкновенные акционерные общества. Дивиденды если и начисляются, то копеечные. К примеру, "Инвестиционный фонд недвижимости ПиоГлобал", правопреемник "Первого инвестиционного ваучерного фонда", с 1994 по 2005 год выплатил акционерам в общей сложности 1,79 рубля дохода на акцию.
Владелец ваучера мог стать акционером предприятия, на котором работал. Работавшие на государственном предприятии, а также бывшие работники-пенсионеры могли приобрести акции на льготных условиях. Однако "народных" предприятий на практике не получилось - раньше или позже они либо банкротились, либо директора под разными предлогами выпускали дополнительную эмиссию акций и, по сути, становились владельцами предприятий, оставляя за работниками право "совещательного голоса".
Миллионеры умирали в психушке
Ушедшим летом Богучарским районным судом рассмотрены и удовлетворены 65 заявлений прокурора района в интересах Российской Федерации о признании имущества выморочным. Оказалось, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Богучарского района в мае 2007 года, установлено, что в местном психоневрологическом интернате на постоянном лечении находились 92 человека, на приватизационные чеки (ваучеры) которых руководством интерната были приобретены акции РАО "Газпром". В результате обмена приватизационных чеков, каждый пациент, находящийся на лечении в психоневрологическом интернате, стал держателем простых акций РАО "Газпром" в количестве 1400 штук.
В период с 1993 по 2003 год 68 человек, находившихся на содержании в интернате, умерли, а принадлежащие им акции были включены в наследственную массу. С учетом того, что из 68 умерших недееспособных граждан в наследство вступили только три наследника, прокуратурой района в Богучарский районный суд было направлено 65 заявлений в порядке ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ о признании имущества умерших выморочным. В соответствии с решением суда в собственность государству перешла 91 тысяча акций РАО "Газпром" - на общую сумму около 22 миллионов рублей...
Здесь требуются пояснения.
С 1993 года стали проводиться чековые аукционы, на которых продавались акции приватизируемых предприятий, в которых могли участвовать как юридические, так и физические лица. А количество акций, приходящееся на один чек, определялось количеством участников аукциона и предъявленных ими ваучеров. К примеру, в Москве за один ваучер можно было купить 50 акций "Газпрома", а в Перми, к примеру, до 6 тысяч акций (сейчас стоимость одной - около 10 долларов США). Конечно, большинство граждан если и что-то о таких аукционах слышали, то не понимали их сути. Как правило, на них появлялись несколько человек с мешками ваучеров и совершали вполне законные сделки.
Так, 38 процентов "Норильского никеля" можно было купить за 270 миллионов долларов, а сегодня они стоят 15 уже миллиардов долларов. Россия оказалась необычной страной, где имело смысл лететь на самолете через три часовых пояса с чемоданом ваучеров в руках. Именно так появились такие олигархи, как Каха Бендукидзе. К примеру, вложившие один ваучер в "Сургутнефтегаз" сейчас имеют акции на 100 долларов, "Норильский никель" - примерно на 650, а в РАО "ЕЭС России" - до 800 долларов.
У России - особый путь
"Основные положения государственной программы приватизации" Верховным Советом РФ были одобрены в июне 1992 года. В их сути лежала идея сверхбыстрой приватизации: считалось необходимым сломать тоталитарную систему госсобственности.
Польский путь - продавать активы всем желающим за живые деньги - в России посчитали чуждым (кстати, слово "ваучер" к нам пришло как раз из Польши). В Госкомимуществе утверждали, что таким путем на распродажу советской промышленности уйдет 150 лет. К тому же сразу возник такой вопрос: можно продать на аукционах булочную или кафе, а кто купит "Магнитку", "Норильский никель" (иностранцев предусмотрительно было решено не допускать к приватизации)? Предлагался вариант введения именных приватизационных счетов, чтобы граждане не могли использовать своего права на собственность на приобретение колбасы и водки. Однако демократическое крыло в парламенте "продавило" решение о введении безымянных обменных бумаг. В итоге - именно бутылка водки стала основным мерилом оцененного ваучера.
Опросы общественного мнения по поводу распоряжения своим приватизационным чеком и среди воронежцев, и среди россиян в целом выдали практически одинаковые результаты. Данные консалтингового центра "Контент" и российских социологических служб показывают, что около 30 процентов наших сограждан приватизационные чеки банально "продали". 20-25 процентов вложили свои "билеты на госсобственность" в акции чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), 10-12 процентов - в акции каких-либо предприятий. Около 10 процентов подарили ваучеры близким родственникам. Немало нашлось и таких, кто и вовсе ничего не стал с ним делать, и кто забыл, куда его определил.
Следует признать лишь то, что ваучер вернул в Россию подобие фондового рынка. А обещанное за приватизационный чек Анатолием Чубайсом фантастическое, по советским меркам, богатство, оцененное в две "Волги", но почему-то так и не наступившее, не могло вызвать у обладателей ценной бумаги иного чувства, чем новый обман. Кстати, изображенный на ваучере "штаб революции" - "Белый дом" в Москве - уже через год был расстрелян танками и сожжен.
В ту осень вместе с Верховным Советом России сгорели и последние возможности россиян получить хоть какую-то выгоду от приватизационного чека. Только тогда россияне об этом еще не знали.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012