 |
17.10.07
Так начиналась музыка
По указу царя Федора Алексеевича 2 апреля 1682 года было произведено разделение Рязанской епархии на две части - Рязанскую и Воронежскую. Во главе последней был поставлен епископ Митрофан, которому досталась очень тяжелая участь. Ему предстояло вести очень напряженную борьбу с раскольниками, с крестьянами, бегущими на Дон, к казакам. В период его епископства (1682-1703гг.) царь Петр I начал строительство российского флота на Воронеже и Дону. Для него епископ Митрофан выделил значительную сумму церковных средств. Им была выполнена определенная работа по эстетическому воспитанию воронежцев. В архиерейском хоре певцы получали жалованье: в 1702 году в его составе имелось 5 взрослых певчих и 9 малолетних певцов, подьяков. Взрослые за полугодие получали жалованье в сумме 1 рубль 16 алтын и 4 деньги. Подьяки получали 23 алтына, 23 деньги. Рубль того времени стоил в 10 раз дороже, чем в девятнадцатом веке, то есть певчие получали, по меркам того времени, 20-30 рублей. Некоторые из певцов были лицами духовного звания, являлись приближенными Митрофана и выполняли его поручения. Следует отметить: среди подьяков, а затем певцов хора, окажется будущий первый воронежский краевед Евфимий Болховитинов, выступавший в нем с девяти лет. Позднее он сочетал учебу в семинарии в пением в хоре. Царь Петр I очень любил хоровое пение. При нем находилась группа государевых певчих дьяков, которые вместе с архиерейским хором 4 декабря 1703 года принимали участие в похоронах епископа Митрофана. 19 января 1704 года в Воронеж из Монастырского приказа пришло распоряжение о посылке в Москву архиерейских певчих для инаугурации нового воронежского владыки вместе с различными хозяйственными предметами для нового епископа. Было намечено послать туда 20 певчих, но смогли поехать туда не все. Всего же вместе с обслуживающим персоналом Тула отправились 29 человек. Все они разместились на Воронежском подворье, где два месяца дожидались назначения нового епископа. Но, не дождавшись, с большим трудом вернулись обратно в Воронеж. Затем их снова вывезли в Москву, где они все же встретились с новым воронежским епископом и вместе с ним приехали в наш город. Не исключено, что во время пребывания в столице им пришлось принимать участие в инаугурации епископа Арсения. Кроме архиерейского хора существовал с 1705 года еще хор Вознесенской церкви: в переписной книге того времени указывалось, что в "церковном пении способствуют сторонние люди". Еще несколько любопытных фактов. В неопубликованной рукописи Е. А.Болховитинова "История о Воронежской семинарии" ее преподаватель, бывший киевский студент Прокл Бухартовский написал "рукописную конкордию на притчи Соломоны". Свое сочинение он передал семинарии. Воронежский епископ Тихон II учредил в ней "нотный и уставный" класс, в который были назначены иподиакон Герасим Андреев и певцы П.Литвинов, Д.Львовский и М.Тарутаев. Важным событием в истории семинарии стал 1780 год, когда ее преподаватель Егор Патрицкий основал в нотном классе замечательный хор. Василий Воскресенский в 1789-1800 годах был "капельмейстером Воронежской семинарской музыки". В это время здесь видную роль играл Е А.Болховитинов - как библиотекарь и префект, как музыкальный деятель. В анализе книги А.Н.Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" он отметил грустные мелодии российских песнопений. В семинарии часто проводились студенческие диспуты, на которых бывали преподаватели. В частности, Болховитинов принимал участие в подготовке доклада студента И.Апполосова о пении в российской церкви. В 1799 году его текст под названием "Историческое рассуждение вообще о древнем христианском богослужебном пении" был опубликован в местной типографии. Эта работа выдержала несколько изданий. По мнению автора, русское церковное пение возникло под влиянием народных песен: "Если внимательно сообразить между собою все в российской церкви употребляемые напевы, то во всем найдется что-то сходное... Сие сходство в них введено, вероятно, от русских певцов по собственному особенному национальному российскому вкусу". В целях пропаганды песнопения он предлагал использовать старообрядческую нотную грамоту - крюки, поскольку западноевропейская система нот была недоступна для народных масс. Он отмечает высокие творческие качества российских композиторов М.С.Березовского, Д.С.Бортнянского, Г.А.Рачинского. Нам приходилось читать эту книгу в рукописи с пометками автора. В частности, там была удалена фамилия харьковского композитора Концевича. Откровенно говоря, Е.А.Болховитинов брал на себя большую ответственность, пропагандируя старообрядческую религию, к которой неблагосклонно относилась церковь и правительство. В 1797 году в Воронеже состоялся концерт роговой музыки князя Голицина, в котором принял участие скрипач И. А.Крылов, драматург и будущий знаменитый российский баснописец. Не исключено, что на нем присутствовал Е.А.Болховитинов. Если суммировать весь собранный материал, то можно прийти к тому, что Воронеж в те годы являлся для России одним из центров музыкального образования.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|