19.10.07
Вера. Крестный ход
Примета нашего времени - возрождение православной традиции крестных ходов. Как они проходят? По просьбе "Коммуны" своими впечатлениями поделилась журналистка Юлия Иванова
Дорога из Воронежа в Задонск - это современная автомагистраль, а ведь когда-то она была исхожена нашими пешими предками. Шли они неспешно, с котомкой за плечами и посохом в руках. А ночевали, к примеру, в местечке Князеве, на границе нынешней Воронежской и Липецкой областей. Я сюда попала уже к вечеру.
На въезде в село есть небольшая площадка, посреди которой стоит доживший до наших дней верстовой столб.
Неподалеку от него на этот раз лежали рюкзаки, сумки, палатки и спальные мешки. Прямо на траве возле вещей отдыхали несколько человек. Как оказалось, это были паломники, в их числе находилась женщина лет семидесяти. Я невольно поинтересовалась: неужели и она шла крестным ходом? Бабушка Мария ответила, что ее "крестный стаж" приближается к десяти годам. Узнав о том, что я хочу присоединиться к паломникам, она предупредила: "Обувь должна быть удобной - ноги стираются уже на втором часу хода".
Через некоторое время вдали показались люди с хоругвями и иконами. Затем послышались отзвуки молитвы. Лица участников крестного хода были сосредоточенными, но никак не изможденными, а у детей - и вовсе беспечными.
Всего в Князево пришло около пятисот человек. Многие начали путь в Острогожске, остальные присоединились в Воронеже и далее по пути. В Князеве служители во главе с настоятелем храма Святителя Антония протоиереем Николаем отслужили молебен. Затем люди стали расходиться на ночлег.
...Два больших дома местных жительниц Галины и Валентины вместили несколько десятков паломников. Эти гостеприимные и радушные люди принимают участников крестного хода каждый год - такое завещание оставила дочерям их мать. Замечаю, что в доме Галины разложено много заправленных простынями и одеялами матрасов. Во дворе был щедро накрыт стол. Кстати, в старину людей, которые соглашались накормить и обогреть паломников, называли "странноприимцами".
К сожалению, ныне найти приют у селян удается не всем, однако ночлег часто организуют местные церкви.
В семь утра всех собрал на службу молебен. Дальнейшая дорога пролегала вдоль трассы. Люди выстроились в колонну по четыре человека, впереди - мужчины.
Разговоры сразу же прекратились.
С церковными песнопениями все двинулись в путь. Пройдя первые несколько километров пути, я подумала, что силы и бодрость разом покидают меня, но ничего, после первой остановки, которая была через три часа, стало легче. И все же я сочувствую людям, которые находились в пути не один день.
Кстати, я ни от кого не слышала жалоб. И молодежь, и старики - все шли сосредоточенно.
Среди паломников были люди, которые участвуют в крестных ходах весь год. К примеру, совсем еще молодой парень - Петр из Ростова-на-Дону - этим летом побывал в Дивнореченске. Он прошел вместе с другими паломниками 200 километров по болотистым дорогам Кировской области. Ноги "истоптал" "до костей", но, как только они зажили, отправился в Воронеж, чтобы участвовать в очередном крестном ходе.
Среди паломников были разные люди, в том числе монахи. Они наверняка совершали крестный ход и при этом знали, что необходимо взять с собой в дорогу, как себя вести, но большинство мирян пыталось испытать себя. Среди таковых был художник из Москвы Андрей. Он приехал в Воронежскую область месте с отцом, чтобы взглянуть на старый дедовский дом в Нижнедевицком районе. А в местном приходе узнал, что в Задонск из Воронежа отправляется крестный ход. Весь путь отец и сын шли впереди, помогая нести иконы.
У Андрея появилась мечта - написать грандиозную картину под названием "Мой крестный ход".
...Очередная остановка - в селе Гнилуша. После ночлега состоялся последний, самый сложный переход. До Задонска оставалось около тридцати километров. Между прочим, считается, что те места, через которые пролегает крестный ход, попадают под освящение. Многие люди выходят из своих домов, выносят воду и дары садов.
Я подходила к Задонску из последних сил, но взбодрилась, когда увидела встречавшего нашу процессию митрополита Липецко-Елецкого Никона. Далее крестный ход совершился вокруг Задонского мужского монастыря.
Паломники пробыли в Задонске три дня, затем разъехались, увозя с собой частицу благодати, дарованную крестным ходом.
Юлия ИВАНОВА.
Фото автора.
ОПРОС
Итоги социологического опроса, проведенного консалтинговым центром "Контент"
•Верующий ли вы человек? | Ответы, в процентах |
---|
Да, я православный христианин | 66,5 |
Да, я верующий другой религии | 5,5 |
Да, я верю в Бога, но не принадлежу ни к какой религии | 10,5 |
Нет, я не верю в Бога | 11,0 |
Затрудняюсь ответить | 6,5 |
• Как вы относитесь к возрождению православной традиции крестных ходов? |
---|
Одобряю, и сам уже принимал в них участие | 2,5 |
Одобряю, и хочу принять в них участие | 9,5 |
Одобряю, но сам принимать в них участие не буду | 34,0 |
Мне все равно | 29,0 |
Не одобряю | 2,5 |
Затрудняюсь ответить | 22,5 |
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012