 |
24.10.07
Взрослые и дети. Теленяня для детей
Прошло уже более полувека, как человечество придумало телевидение, и в наших домах появились приемники с голубым экраном. Неописуемые радость и восторг от нового чуда техники постепенно уступили место тревоге и равнодушию. Теперь мы говорим о том, что телевидение – это неконтролируемая «теленяня» для наших детей. Мы хватаемся за голову, когда слышим, как ребенок все чаще и чаще начинает говорить словами "с экрана", и в то же время не можем понять, почему это происходит. Давайте зададим себе вопрос: как чаще всего мы пытаемся угомонить расшалившегося ребенка? Ответ прост: включаем телевизор и предлагаем посмотреть ему мультик. Так же мы поступаем, когда очень заняты, - чтобы ребенок не вертелся под ногами. А на просьбы "Почитай мне" или "Поиграй со мной" отвечаем: "Солнышко, мне некогда, пойди, посмотри телевизор..." Через какое-то время происходит обратная реакция, и уже мы начинаем говорить: "Какой ты лентяй! Тебе ничего не надо, кроме телевизора..." Где логика? С детства приучаем детей сидеть смирно перед "ящиком", а потом же сами и недовольны. Нет уж, товарищи родители, давайте по порядку разберемся: нужен нашим детям телевизор или нет?
В возрасте двух-трех лет ребенок мало интересуется телевизором, но, видя, что родители не отходят от магического ящика, все больше и больше начинает концентрировать свое внимание на нем. Активность уменьшается, притупляется развитие фантазии. После некоторых операций на глазах людям рекомендуют не читать, а смотреть телевизор, так как глаза при этом фиксированы в одном положении и не травмируются лишними движениями. Если ребенок, еще не умеющий читать, часто смотрит телепередачи, его глаза привыкают к неподвижности. Мало того, что в дальнейшем ему трудно будет пробегать глазами по строчкам, может нарушиться нормальный рост глазных яблок. В возрасте около двух лет у ребенка активно развиваются лобные доли головного мозга, отвечающие за общение. Звуки из телевизора не имеют объема, мозг ребенка не успевает обрабатывать информацию, идущую из телевизора. Поэтому с такими маленькими детьми надо как можно больше разговаривать и играть. Проводя много времени перед телевизором, ребенок становится малоподвижен, что приводит к появлению лишнего веса. Это взгляд на проблему с медицинской точки зрения. Но есть и другие аспекты, позволяющие увидеть негативное воздействие телевидения на детей. Чаще всего мы не обращаем внимания на то, какие именно передачи смотрит наш ребенок. А эксперты обнаруживают в некоторых 50-минутных программах 56 сцен насилия! Во многих мультиках нет никакого сюжета. Герои в течение какого-то времени изводят, избивают, издеваются друг над другом. И делают они все это, издавая смешные звуки под веселую музыку. Расскажу реальный случай. Трехлетний мальчик обиделся на маму и выпрыгнул в окно. Хорошо, что квартира находилась на втором этаже. Он отделался только сломанной ногой. Но каково же было удивление врача, когда на его вопрос "Почему ты прыгнул?" мальчик дал такой ответ: "Я хотел напугать маму. Думал, выпрыгну в окно, мама испугается, я потом войду через дверь, а она обрадуется и купит мне игрушку! Ведь в мультфильмах часто прыгают с высоты и им не больно!" Ребенок не может провести грань между реальностью и тем, что показывают по телевизору. Впитывает в себя, как губка, и хорошее, и плохое. Зачастую эти два понятия смешиваются, и ребенок делает какие-то свои, чаще всего неправильные, выводы. Поэтому если родители дают возможность ребенку смотреть какие-либо серьезные и изобилующие сценами насилия фильмы или программы, то лучше всего, чтобы они смотрели эти передачи вместе с ним и помогали своими комментариями отличить хорошее от плохого, понять, где выдумка, а где - правда. Хорошо бы еще, если просмотр телепередач проходил всей семьей, а затем давалась оценка увиденному. Это одинаково полезно как для маленьких детей, так и для подростков. Это, конечно, утопия. В наш век острой нехватки времени семейные просмотры передач - большая редкость. А жаль. Ведь раньше, именно за такими просмотрами решались многие семейные проблемы. Интересно, что бы вы сделали, если бы придя к себе домой, застали неизвестного, который учит ребенка, как бить товарища? Вы немедленно выгнали бы его. А что вы делаете, когда приходите домой и застаете включенный телевизор с "уроками насилия"? Вот именно. Ничего. О нынешнем уровне телепередач говорить, наверно, бессмысленно. Остается надеяться на то, что у родителей хватит терпения, гибкости и творчества для того, чтобы предотвратить ситуацию, когда ребенок попадает в зависимость от телевизора. Говорю о терпении, гибкости и творчестве потому, что просто запрещать детям смотреть телевизор - это не самый удачный выход. Можно по-разному оценивать телевизор, но надо понимать, что он - неотъемлемая часть жизни современного человека. Кроме того, любое насильственное действие приводит к противодействию, еще более ущербному. В данном случае запрет может привести к тому, что ребенок будет смотреть телевизор день и ночь, хотя бы из чувства противоречия. Психологами доказано, что у детей, которые посещают различные секции и кружки, времени на просмотр телепрограмм остается очень мало. Так что, может, следует больше обращать внимание на планирование досуга ребенка? Просто чтобы свести к минимуму свободное время, которое можно провести у телевизора. А вместо этого поиграть с ребенком в теннис или отвести его в музыкальную школу - кому что по душе.
Евгения ДВОРНИКОВА. Фото Михаила ВЯЗОВОГО.
Комментарий педагога-психолога Зои Николаевны НОВИКОВОЙ
Педагог-психолог Зоя Новикова.
- Совсем не допускать ребенка к телевизору нельзя. В наш век высоких технологий основную часть знаний ребенок получает из различных телепередач. И с этим не поспоришь. Но можно предупредить неприятные последствия просмотра большого количества ненужных и негативных телепрограмм. Родители должны четко регламентировать и контролировать время, проведенное их ребенком у телевизора. В три-четыре года можно показывать мультфильмы, желательно - отечественного производства. А когда ребенок подрастет, уже с ним решать вопрос о тех или иных передачах: нужно их ему смотреть или нет? Но ни в коем случае нельзя категорично запрещать ребенку просмотр, это вызовет лишь обратную реакцию. Нужно попытаться в диалоговой форме отстоять свою точку зрения, не задев при этом личность ребенка.
Еще один член семьи Кроме наших близких и наших детей в доме есть еще один член семьи - телевизор! Но стоит ли с ним общаться ребенку в первые годы жизни? Психологи и педиатры многих стран неоднократно исследовали влияние телевизора на психику и поведение детей в возрасте до двух лет. Результаты не радуют. Как выяснилось в ходе исследований, способность ребенка строить свои личные отношения с окружающими пропорционально уменьшается по мере увеличения количества времени, которое он проводит перед телевизором. Длительное нахождение в комнате с работающим телевизором может вызывать перевозбуждение нервной системы, явиться причиной повышенной нервной возбудимости и ночных плачей. Кроме того, у детей-телезрителей наблюдается замедленное овладение речевыми навыками. А интенсивный просмотр телепередач может спровоцировать развитие аутизма (это заболевание психики, сопровождающееся отстранением от окружающей действительности) у маленьких детей. Подрастая, они испытывают серьезные трудности в общении с детьми и взрослыми. Поэтому психологи и врачи, в частности, Академия педиатров США, считают недопустимым просмотр телепередач детьми в возрасте до двух лет, а детям постарше рекомендуют ограничить общение с "голубым экраном" одним-двумя часами в день с перерывами на игры, прогулки и общение со сверстниками
Качество передач и количество времени Необходимо обратить внимание на два основных момента: качество просматриваемых передач и количество проводимого перед телевизором времени. Основное правило гласит - не более двух часов в день, иначе у ребенка могут начаться проблемы с весом, со сном, ухудшиться успеваемость в школе, и т.д. Но если в эти два часа ваш ребенок смотрит передачи, пропагандирующие насилие, то и два часа слишком много. Помните: телевизор и видео не должны использоваться вами как занятие для ребенка, пока вы заняты, а только как способ узнать что-то новое. Как избежать негативного воздействия телевидения на ребенка? Если вы просто скажете ребенку "никакого телевизора после 9 вечера", будьте уверены, что он это правило нарушит. Вы должны вовлечь ребенка в принятие этого решения. Например, соберитесь всей семьей и задайте вопрос "Есть проблема. Как нам вместе ее решить?" ВЫБОР. Дайте ребенку список полезных (по вашему мнению) программ, пусть выберет, что он хочет смотреть в отведенное ему количество времени. Позвольте ему также спланировать, когда он будет делать уроки, заниматься спортом, а когда - смотреть телевизор. Такую практику необходимо повторять в течение длительного времени, регулярно, пока ребенок не привыкнет и не научится делать это сам. ЗАПРЕТНЫЕ ПРОГРАММЫ. Детей притягивают запретные фильмы, ужасы, боевики. Вы не можете просто запретить смотреть такие фильмы. Лучше всего смотреть их вместе с ребенком и обсуждать после просмотра те моменты, которые вы считаете нужными, чтобы показать, что есть хорошо, а что - плохо. Приучайте детей думать своей головой. Не навязывайте им своего мнения. Поощряйте детей, когда они выражают свое собственное мнение, и побуждайте их к этому. После того, как вы посмотрели какую-то передачу или фильм, попросите ребенка объяснить, что было "хорошим", а что "плохим". КРИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД. Когда вы смотрите вместе с ребенком фильм, вы можете во время просмотра делать замечания, насколько реальна та или иная часть сюжета, что хорошо делать на примере индийских фильмов. Таким образом, вы приучаете ребенка критически относиться к увиденному и услышанному. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ. Стимулируйте интерес детей к образовательным программ, как к программам на "Discovery channel". Если, например, в программе стоит передача о пчелах, вы можете заинтересовать ребенка тем, что расскажете несколько интересных фактов об этих насекомых. МУЛЬТФИЛЬМЫ. Кроме того, что мультики хорошего качества учат детей тому, что такое "хорошо" и "плохо", они еще дают ребенку возможность фантазировать и развивать свои навыки в рисовании, так как дети очень любят рисовать героев мультиков. ВЫВОД. При правильном подходе телевизор может оказаться не совсем уж вредным изобретением.
Использована информация сайтов www.leq.ru, www.membrana.ru, terion-m.ru.j192.mt.ru, www.efamily.ru.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|