 |
25.10.07
Мысли вслух. Казачка на... подиуме
Недавно в Воронеже помпезно прошел конкурс «Донская красавица». Но имел ли он отношение к возрождению казачьих традиций, как это было заявлено? Прежде всего, надо задаться вопросом: а возможно ли в принципе проведение конкурсов красоты среди девушек-казачек, коли речь идет о возрождении традиций?
В прежние времена воспитание детей в казачьих семьях велось по-особенному. Как правило, мальчика настраивали на то, что он должен быть первым, быть на людях, всегда и везде соревноваться. А девочке внушалось, что для нее главное – спокойная душа и семейное счастье. Всякие состязания - не ее дело! Она - берегиня казачьего рода. Нет, девочки и девушки при этом затворницами не росли - они ходили в церковь, гуляли или водили хороводы с подругами, но всегда - под присмотром старших. Моя прабабушка рассказывала, что в нашей станице Гороховой на Дону подрастающих казачек всегда сопровождал кто-либо из родных или близких - мать, тетка, брат или крестная. (Кто бы отпустил их в самостоятельную дорогу на конкурс (!) из Астраханской, Волгоградской, Ростовской и других областей?) О принародных ухаживаниях не могло быть и речи. Представьте себе, даже в момент сватовства о свадьбе не говорилось ни слова. В той же станице Гороховской казак как бы невзначай клал на стол фуражку околышем вверх. Если девушка переворачивала головной убор, можно было свататься. Если фуражка отправлялась на вешалку, то сватовство отменялось. Открывая конкурс в Воронеже, председатель жюри атаман Всевеликого войска Донского Виктор Водолацкий многообещающе заявил: "Здесь вы не увидите женской наготы. У нас другие критерии красоты. Это грация, стать, талант, знание своих корней, своих традиций". То-то бы удивился герой "Тихого Дона" Григорий Мелехов тому, как казачий генерал трактует отсутствие "женской наготы"! …Подобно топ-моделям по сцене дефилировали девятнадцать девушек. Все они были с прическами, в бально-свадебных платьях: глубокие декольте, обнаженные плечи... Чтоб казачка - да в "барских" одеждах, с "прелестями" напоказ и с распущенными волосами?! И неужто на Дону был такой обычай - нести коромысло с полными ведрами, когда на ногах - шпильки высотой девять сантиметров? Видел бы это упомянутый Григорий Мелехов!.. Процитирую примечательный отрывок из "Тихого Дона": "По-прежнему была Дарья тонка, нарядна. Сухую, красивую ногу ее туго охватывал фиолетовый шерстяной чулок, аккуратный чирик сидел на ноге, как вточенный; малиновая сборчатая юбка была туго затянута, безукоризненной белизной блистала расшитая завеска. Григорий перевел взгляд на жену - и в ее внешности заметил некоторую перемену. Она приоделась к его приезду; сатиновая голубая кофточка, с узким кружевным в кисти рукавом, облегала ее ладный стан, бугрилась на мягкой большой груди; синяя юбка, с расшитым морщиненным подолом, внизу была широка, вверху - в обхват. Григорий сбоку оглядел ее полные, как выточенные, ноги, волнующе-тугой обтянутый живот и широкий, как у кормленой кобылицы, зад - подумал: "Казачку из всех баб угадаешь". Победительницей конкурса в Воронеже стала девушка хрупкая, скажем так, отнюдь не дородного вида. Она имеет солидный опыт неказачьих состязаний, дипломантка конкурса "Краса воронежского края". "Казачку из всех баб угадаешь" - это не про нее сказано. А иначе, предполагаю, и быть не могло: в прошлом году титул донской красавицы получила юная особа "европейских" стандартов. Ее потом можно было видеть на подиумах Воронежа, столицы и даже Парижа. В поездках красавицу сопровождали люди, близкие к организатору конкурса атаману Воронежского казачьего округа Всевеликого войска Донского Николаю Сапелкину. У него с супругой есть модельный бизнес, а в активе у самого есаула-бизнесмена - несколько успешных проектов, в том числе: фестиваль моды "Губернский стиль", "Дом дизайнера", журнал "Спектр моды" и прочее. А чем заняты казаки Воронежского округа в своих повседневных делах? На этот вопрос атаман ответил так: - Трудятся, каждый - на своем рабочем месте. И при этом делают еще много общественно полезных дел. Главным приоритетом этого года мы определили повышение имиджа казачества. Поэтому реализуем так много социально-культурных проектов. Среди них и конкурс красоты "Донская красавица"... Иноземное слово "имидж" как-то не очень вяжется со словом "казачество". Особенно с учетом того, что Николай Сапелкин утверждает: он - член Союза писателей России и знаток старины. Интересно, что другой казак-писатель - Александр Голубев - называет казачество "державным сословием русского народа" и высказывает замечательную версию, которая касается третьего писателя, в данном случае - великого. "...Л.Толстой в конце своего жизненного пути, устав от непонимания близких и душевных мук, сырой осенней ночью бежал из дома. По одной из версий, он направлял свои стопы на Терек, в казачью станицу. В край, где жили очаровательная казачка Марьяна и ее пылкий возлюбленный Лукашка, вольный охотник старый казак Ерошка. Среди этих людей, открытых и сердечных, великий писатель хотел встретить свой смертный час. Следовательно, есть в казачестве что-то необъяснимо волнующее, очень дорогое русской душе..." Не сомневаюсь, что прошедший конкурс "Донская красавица" кого-то и взволновал, ведь шоу, оно и есть шоу, особенно с присутствием на сцене красивых девушек, а в зале - студентов. Молодежь от души отдыхала - уже хорошо. Но! Забавы забавам - рознь. Наличие в программе "родовых казачек", "казачьих песен", "рассказов об истории родного края" и стилизованных "казачьих костюмов" не убеждает в главном: желании возродить казачьи традиции. Идея есаула Николая Сапелкина о "переплетении фольклорных элементов с новомодными веяниями" повергает в печаль. Эдак, если дело пойдет, скоро в Воронеже можно будет лицезреть и конкурс красоты мужчин-казаков - не буду говорить, какой ориентации. Воображение уже рисует картину: парни в казачьей форме истязают себя и друг друга казачьими плетками. Чем не шоу? - Стыдно мне, братцы, за некоторых воронежских казаков, - говорит председатель совета стариков Северо-Донского казачьего округа Союза казаков России Виктор Фомин. - Так бы и прописал кое-кому плетей двадцать. Великое войско Донское существует само по себе, со своим понятием казачьих традиций. А жаль, очень жаль, поскольку Лев Толстой утверждал: "Народ казаками быть желает". Сегодня они, то есть мы, казаки, - люди разные. Правильно считает казак-писатель Александр Голубев: "Россию и казачество надо возрождать. Будем надеяться, что эту высокую цель мы всем миром осуществим".
Николай СТАРЫХ, есаул. Фото Дарьи ВОРОБЬЕВОЙ.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|