 |
26.10.07
Пора принимать лекарство
Программу фестиваля "Театр детства и юности XXI век" спектакль Орловского государственного театра для детей и молодежи "Свободное пространство" открывает не впервые. Его худрук заслуженный деятель искусств России Александр Михайлов словно нарочно выбрал для очередной постановки "Медведя", "Предложение" и "Юбилей" - именно те чеховских произведения, на материализацию которых в России следовало бы наложить мораторий. Хотя бы лет на пять. Каждый вечер с десятков театральных подмостков и сцен Домов культуры несется: "Воловьи Лужки - не ваши!" И крестится старый слуга с наклеенной бородой, и пылится в тарелке муляж вареной курицы. Попробуйте-ка рассмешить почтенную публику анекдотом, придуманным сотню лет назад, едва ли не в школьную программу входившим! Если режиссер бездарен, актеры вынуждены выкручиваться сами, прибегать к крайним средствам: героически корчить рожи, учиться шевелить ушами. Лучше, конечно, придумать новую интерпретацию происходящих у Чехова событий. Например, Адгур Кове, ставя "Медведя" в Борисоглебском драмтеатре имени Н. Г.Чернышевского, довел нелепость происходящего в пьесе до абсурда, заменив пожилого лакея чрезмерно резвой толпой слуг. В моноспектакле Петра Мамонова "Есть ли жизнь на Марсе", где использовались мотивы "Предложения", и помещик Степан Степанович Чубуков, и дочь его Наталья Степановна, и приехавший свататься застенчивый сосед Иван Васильевич Ломов - кошмарные галлюцинации впавшего в состояние белой горячки на грани смерти мамоновского персонажа (тоже ведь в школу ходил, помнит классику!). В Орловском театре объединили три чеховские шутки в представление "До-октора!!!", действие которого происходит в психиатрической больнице. Интересно, слыхали ли гости из Орла о нашей Орловке? "Медведь", впрочем, поначалу кажется весьма безобидным и безыдейным. Безумие нарастает постепенно - в финале спектакля перерастая едва ли не в восстание пациентов. Во втором действии санитары на всякий случай стараются не покидать сцену. На чеховских персонажей после подобной вольности Михайлова смотришь по-новому. Старуха, явившаяся выпрашивать жалованье мужа, служившего до отставки "по военно-медицинскому ведомству", в частный банк, так напоминает иных читателей "Коммуны", которые звонят в отдел культуры и образования, требуя отставки правительства! Актеры в "Свободном пространстве" - хорошие. Клоунствуют вдохновенно, вовлекают в действие публику. Больничная няня в исполнении заслуженной артистки Татарстана Елены Крайней запоминается благодаря единственной фразе: "Больные, на процедурки!" Один из самых смешных эпизодов спектакля - коллективное исполнение больными песни "Маруся отравилась". Для исчерпания медицинской темы среди музыкальных инструментов не хватает только увековеченной Ильфом и Петровым кружки Эсмарха. Спектакль очень похож, кстати, на недавний "Альбом" Воонежского Камерного театра по рассказам Аркадия Аверченко. Приходят тоже зрители в зал, хихикают над прошлым. Так и не догадаются, что их собственная жизнь, быть может, гораздо абсурднее.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|