03.11.07
Железные дороги: как выехать из тупика...
«Нужен новый импульс развития железных дорог страны, соизмеримый с рубежом 19-20-го веков – началом строительства железных дорог в России», - подчеркнул Владимир Путин, Президент России, выступая на Железнодорожном съезде, который проходил в Большом Кремлевском Дворце съездов 24-25 октября.
Делегацию ЮВЖД возглавил начальник дороги Анатолий Володько
(на фото - второй справа).
Форум, на который собрались около 5 тысяч делегатов и гостей, в том числе почти 60 делегатов из всех пяти отделений Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД", имел целью утвердить государственную Стратегию развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года. На съезд был приглашен и корреспондент "Коммуны".
Только за десятилетие перед началом 20-го века в России было построено около 24 тысяч километров железных дорог. А длина супермагистрали - знаменитого Транссиба, строившегося на рубеже веков, превысила 13 тысяч километров (для сравнения:, широко известная стройка БАМ - всего 3200 километров). Предложенной и утвержденной Стратегией развития до 2030 года предусматривается строительство свыше 20 тысяч километров новых линий. В целом же в документе предполагаются два этапа развития железнодорожной инфраструктуры.
На первом (2008-2015 годы) - коренная модернизация производственной базы отрасли с целью повышения конкурентоспособности.
На втором (2016-2030 годы) - кардинальное повышение транспортной обеспеченности страны за счет расширения сети железных дорог с целью открыть новые перспективы развития перед регионами и отраслями экономики (в семи регионах России вовсе нет железных дорог).
При реализации Стратегии по максимуму к 2030 году будет, кроме всего прочего, закуплено более 23 тысяч локомотивов, почти 1 миллион грузовых вагонов, около 30 тысяч пассажирских вагонов и свыше 24 тысяч вагонов пригородных поездов. Что должно повысить грузооборот на 70 процентов, а пассажирооборот - на 30 процентов.
Согласитесь, последние цифры для такого объема, казалось бы, невелики. Но Владимир Якунин, президент ОАО "Российские железные дороги", признал, что сегодня состояние отрасли - на пределе возможностей: Износ основных фондов составляет 59 процентов . Требуют замены 84 процента тепловозов и 72 процента электровозов.
"Вагоностроительные заводы страны пока не в состоянии обеспечить железные дороги подвижным составом, который отвечает современным требованиям,,- базовый пассажирский вагон разработан почти 50 лет назад и с тех пор лишь немного видоизменялся… Для высокоскоростных магистралей локомотивы и вагоны будем покупать за рубежом. У нас уже подписаны соответствующие соглашения", - говорит Владимир Якунин.
Более того, за последние годы в результате конструкционных недоработок, представляющих угрозу безопасности движения, отозвано из эксплуатации около 2 тысяч новых платформ, несколько десятков рельсовых автобусов и другой техники отечественного производства. Технические характеристики серийной продукции остались на уровне 60-70-х годов 20-го века. А производственная база большинства предприятий железнодорожного машиностроения не позволяет оперативно увеличивать объемы и переориентировать производство на выпуск современной продукции, соответствующей требованиям мировых стандартов.
Стратегия, кстати, ранее одобренная Правительством страны, предусматривает инвестиционные потребности в размере 13,7 триллиона рублей. Из этой суммы лишь 24 процента должны обеспечить бюджеты страны и субъектов Федерации. А почти 33 процента предполагается привлечь из частных источников.
Рентабельность ОАО "РЖД" крайне низка (около 1 процента), и в таких условиях привлечь в отрасль частные инвестиции крайне сложно. Владимир Якунин, президент ОАО "РЖД", не исключает продажи части акций (до 25 процентов) на фондовом рынке. Прозвучали предложения от банкиров выпустить облигационный заем. В ходе съезда Владимир Путин, Президент России, заметил, что "при этом главное - не забывать про государственные интересы и здравый смысл".
Воронежу вал инвестиций, к сожалению, не грозит. Согласно Стратегии, высокоскоростная магистраль Москва - Юг пройдет далеко от областного центра. По плану, линия свяжет Москву с Курском. Далее новую железную дорогу проложат по Белгородчине (через Прохоровку и Чернянку) на Россошь, и оттуда - вновь к югу (с новой веткой Гартмашевка-Чертково в обход территории Украины). Россошь станет крупнейшей станцией с соответственным развитием локомотивного депо.
А что касается Воронежа, то отсюда "уведут" ряд пассажирских поездов (Москва - Адлер, Москва - Кисловодск и так далее). Причем, не только из Центральной России. В частности, намечено строительство железнодорожной магистрали Волгоград - Элиста, которая возьмет на себя пассажирские потоки с Поволжья и Сибири на черноморское побережье и наоборот. Поэтому дальнейшее развитие Воронежа как транспортного узла, относительно железнодорожной составляющей, не вызывает большого оптимизма.
В Стратегии сделан упор на развитие железнодорожной сети в регионах, богатых полезными ископаемыми. К примеру, намечено соединить стальной веткой с "Большой землей" Норильск, Якутск и даже Магадан. Впрочем, есть еще более смелые прогнозы - предполагается к 2030 году железнодорожную магистраль проложить через Колыму до самого Берингова пролива с веткой до Петропавловска-Камчатского.
Очевидно, нашим стратегам не дает покоя "китайский прорыв" через Тибет - там железнодорожная магистраль не только ускорила развитие регионов, но и привлекает уже множество туристов... Высокоскоростные дороги соединят Москву с Санкт-Петербургом и Финляндией, Смоленском с выходом на Европу, Минеральными Водами и Адлером, Волгоградом и Самарой, Нижним Новгородом. Планируется развитие высокоскоростного движения вокруг Новосибирска и в Приморском крае.
А как на этом фоне будут чувствовать себя сами железнодорожники? Владимир Якунин пообещал, что социальные гарантии работникам сохранятся: "Социальный пакет - это не помощь, а вложение в человеческий капитал".
Президент Владимир Путин, поинтересовавшись средней зарплатой железнодорожников, подчеркнул, что "нынешние 17,5 тысячи рублей - небольшая цифра для оценки труда тех, кто работает круглосуточно, без праздников и выходных". Грандиозные задачи по строительству на Крайнем Севере и в Сибири потребуют мобилизации человеческих ресурсов и, прежде всего, высокой оплаты их труда
Посланцы ЮВЖД.
Долгое время осознание того, что железные дороги России являются второй по величине транспортной системой в мире, а по длине электрифицированных линий - и вовсе занимают первое место в мире, согревало нас гордостью за великую страну. Но колосс, в реальности, не блещет мощью. Средняя плотность железных дорог на тысячу квадратных километров территории у нас в 7,5 раза ниже, чем у ближайшего соседа Украины. Не говоря уже о Европе - во Франции плотность выше в 10,5 раза, в Германии - в 23,5 раза. Вот отсюда и социальные вопросы: освоенность территории, доступность благ и так далее.
Дороги - это жизнь, артерии экономики и достойного существования страны.
Москва - Воронеж.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012