23.11.07
Возвращение Костомарова
Известное выражение "нет пророка в своем Отечестве" полностью применимо к судьбе сына земли воронежской Николая Костомарова - историка, писателя, публициста, этнографа девятнадцатого века. Его творческое наследие с годами ушло в тень, но, как оказалось, - не навсегда. К нему сегодня вновь возник интерес.
Общественные запросы не остаются без внимания. В Москве издано самое полное пока собрание сочинений историка в 18 книгах. В Киеве выпущены две энциклопедии о его жизни и творчестве на украинском и русском языках. Ранее посвященные ученому книги выходили в Украине и Канаде.
Отрадно, что о Костомарове наконец-то заговорили у нас в Воронеже. Ведь Николай Иванович - уроженец села Юрасовка Острогожского уезда (/ныне Ольховатского района), выпускник Воронежской гимназии.
Наверное, есть какой-то добрый знак в том, что в год 190-летия со дня рождения ученого в Воронеже вышел Костомаровский двухтомник. Это сборник его исторических очерков, а также повестей и рассказов "Русские нравы". Появился он в свет по федеральной программе "Культура России" в Центре духовного возрождения черноземного края.
Вторая книга отпечатана в издательстве Е.А.Болховитинова. Это "Славянский мир Н.И.Костомарова" Татьяны Чалой. Она же, молодой историк, преподаватель Воронежского аграрного университета, является автором вступительной статьи и составителем книги Костомарова.
Сборник "Русские нравы" для меня, библиотекаря и учительницы, впервые открывающей труды земляка (широкому, как принято говорить, читателю они были малодоступны), оказался интересным с первой до последней страницы. Познавательны очерки о домашней жизни и нравах русских в старину. Наш народ всегда "приводил в изумление иностранцев своей терпеливостью, твердостью, равнодушием ко всяким лишениям удобств жизни". В повести об освобождении Москвы от поляков в 1612 году звучит "голос живого народа", ты становишься очевидцем тех давних и важных событий. "Рассказы И. Богучарова" читаются как "страшилки", выражаясь по-нынешнему. Автор неназойливо предупреждает: зло есть грех, совершивший его будет наказан.
Удивляет "Скотской бунт". События в повести развиваются стремительно. В одном из сельских поместий среди домашних животных затеялась смута. Старейшина скотного двора бык-бугай выступает с зажигательными речами. Мол, несправедлив и физически слаб хитрый человек, власть его неправедна. Революционные лозунги заражают всех. Вспыхивает бунт. Скот одерживает победу. Свиньи разоряют цветник. А дальше, без человека, в стаде начинается голод.
Написано это в 1880-е годы как отклик на тогдашние взрывы бомб из рук революционеров-террористов. Читаешь, как о дне текущем, глядя на "оранжевые революции".
Поневоле задумаешься: учит ли человечество опыт истории? "Мы слышим заветные слова: вперед, прогресс, развитие, свобода, гласность и проч. - целый словарь волшебных речений. Но мы не уяснили себе значения этих слов, потому что не нашли еще непосредственного, тесного приложения их к условиям своей жизни. Они для нас не более, как общие места. . ." Не злободневны ли эти размышления историка? Это 1862 год!
С момента рождения и до самой старости Николаю Ивановичу Костомарову сполна хватало взлетов и падений, хвалы и хулы. Ученый-профессор и арестант, ссыльный. Знаток русской истории, "первый после Карамзина". Лектор, которого восхищенные студенты выносили на руках. Последними же - отвергнутый, освистанный. Труды его знала вся читающая Россия. Один ими восхищались, другие не соглашались, отвергали, прочили быть им забытыми". И, действительно, забвение продолжалось много десятков лет. Но имена и труды прославленных соотечественников не канули бесследно. Они оказались востребованными.
Приятно, что "возвращением Костомарова" занимается молодой исследователь. Книгу Татьяны Чалой хотела, признаюсь, просто просмотреть, чтобы иметь представление об ученом-земляке. А прочла - практически не отрываясь. Так интересно она написана.
Раиса КОЗАЕВА,
учительница.
Село Новая Калитва Россошанского района.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012