|
06.12.07
От полуторок до "хендэев"
Такой путь проделало за полвека автотранспортное предприятие «Лискинское» Его биография начиналась в 1957 году с трех крохотных автобусов и около сотни грузовичков, в том числе и полуторок. Размещались они на территории бывших городских конюшен. Открыв два городских маршрута и связав автобусным сообщением села крупнейшего района Воронежской области, автопредприятие в ту пору не просто пришло на смену тяглу уходящего века – "лошадиной силе", - а стало с первых же дней "палочкой-выручалочкой" для всего района, да и области. Сегодня на месте тех конюшен - "прародительниц" автопредприятия - новорусское время соорудило кафе, назвав его "Лошадиная голова". А нынешний директор ПАТП "Лискинское" Юрий СОМОВ давно подумывает о том, чтобы вознести на постамент у ворот нынешнего предприятия трудягу- "ГАЗончика", безропотно и терпеливо довезшего и страну, и район, и автотранспортников до асфальта 21-го века. И давно бы стоял тот легендарный грузовичок на вечном почетном пьедестале памятником нелегкому труду автомобилистов разных поколений, если бы не развальные 90-е…
Директор ПАТП "Лискинское" Юрий Сомов.
Это сейчас Юрий Анатольевич, победив безответственное время, сумев сохранить коллектив и автопарк, удивляется своим вполне заслуженным званиям. Депутат районного Совета, лауреат Книги Почета Лискинского района, кавалер знака "Почетный автотранспортник". А восемь лет назад, принимая умирающее предприятие с долгом в 26 миллионов рублей, он сам себе напоминал отчаянного ополченца, безрассудно бросившегося на амбразуру. - Люди не получали зарплату по полгода, водители и ремонтники стали покидать предприятие, - вспоминает начало своего директорства Сомов. - В такой ситуации, казалось, были одни ворота, куда гнал коллектив жестокий рынок, - уйти под частника-инвестора. Во многих районах автопредприятия, подобные нашему, перестали существовать, задавленные коммерсантом-перевозчиком. Но время показало, что мы выбрали верный путь, не дав себя растащить по частным гаражам да маршрутам. Администрация Лискинского района поступила очень дальновидно, сохранив за собой контрольный пакет акций бывшего АТП. Ведь пассажироперевозки - это отрасль социальная. И отдавать "социалку" непредсказуемому частнику - значит, сделать ее неуправляемой. Мы же не только себя, но и тысячи пассажиров своих не сдали нравам рынка. Посмотрите на сегодняшние городские маршруты - они "забиты" ста тридцатью такси-"ГАЗелями" шести частных компаний. Но почти все они равнодушно захлопывают двери перед пассажирами-льготниками, отфутболивая их к нашим автобусам. Мы же не только сохраняем льготный проезд для ветеранов всех категорий и инвалидов, сельских учителей, малообеспеченных семей и социальных работников, но и весь дачный сезон - с мая по октябрь - возим на льготных условиях дачников, огородников, пенсионеров, теряя по четыре миллиона рублей. ПАТП "Лискинское" сегодня - это одно из немногих муниципальных автопассажирских предприятий, которое не доконала езда по рыночным ухабам. 24 пригородных маршрута, 3 самых протяженных городских, автобусное сообщение с Острогожском, Бобровом, Павловском, Воронежем. Сотни лискинцев и гостей города уже не первый год могут оценить вполне доступные поездки на "Хендае" представительского класса к Черному морю и экскурсионные - в Рамонь, Дивногорье, Костомарово, Графское, Хреновое, Троицко-Сергиевскую лавру. Автобусный парк ежегодно обновляется более чем на 10 процентов. Вот и в этом году за счет райбюджета приобрели два новых "ЛИАЗа", "ПАЗ" - за средства региона и два автобуса на собственные средства. В последние годы стали отдавать предпочтение сравнительно недорогим, но надежным и комфортным корейским "Хендаям", не порвав при этом связей и со своими давними партнерами - венгерской фирмой "Ленбиз", поставляющей запчасти к "Икарусам".
После рейса - на мойку.
Сегодня без натяжек можно говорить и о том, что у лискинских автотранспортников и самый экологически чистый транспорт в области: абсолютно все карбюраторные автобусы работают не на бензине, а на сжатом газе. Причем перевод автопарка на газ осуществили своими силами: закупили оборудование, в Рязани обучили своих специалистов, получивших необходимый сертификат. Экономия от заправки газом доходит до 50 процентов стоимости бензина марки А-76. В год - это более 1 миллиона рублей. Сэкономленные средства работают на развитие предприятия: в этом году построили два новых цеха - по ремонту электрооборудования и дизельной аппаратуры. В коридоре перед директорским кабинетом (мимо не пройдешь) замечаю целую галерею цветных портретов лучших работников: водители Иван Новиков, Александр Кондратков, Владимир Кузнецов, слесари по ремонту двигателей и газового оборудования Иван Плуготыренко и Алексей Иванов, начальник ОТК Александр Кудинов - нынешняя гордость предприятия. Не отказавшись от моральных стимулов, думает руководство ПАТП и о практическом решении проблем своих сотрудников. Год назад пустовавшую комнату превратили в великолепно оборудованный стоматологический кабинет, пригласили одного из лучших районных стоматологов Вячеслава Сморчкова, которого транспортники уважительно величают теперь "своим доктором"... На недавнем заседании Госсовета Президент России Владимир Путин впервые озвучил идею создания комплексных программ развития пригородного и городского транспорта. Актуальная для Воронежа и России, такая программа практически уже "обкатана" ПАТП "Лискинское" в течение последних рыночных лет. А наглядным подтверждением успешности ее реализации стал юбилейный подарок коллектива ... самому себе - современная всесезонная мойка для автобусов, оснащенная новейшим оборудование немецкой фирмы "Керхер". Открытая буквально за час до официальных торжеств, она тут же была апробирована на только что вернувшемся из рейса автобусе маршрута Лиски - Залужное. - Если коллектив строится, значит, он живет. Значит, у него умный и дальновидный руководитель и надежное будущее, - радуется за транспортников председатель райсовета Валерий ТИХОНОВ. Но "надежное будущее", как и президентские программы, зачастую тормозятся не только рыночными "ухабами", но и чиновниками, напрямую ответственными за сохранение и развитие социальной отрасли. Главная из таких "колдобин" - неуемный рост цен на ГСМ. Было время, когда машинист-железнодорожник и водитель автобуса получали примерно одинаковую зарплату. Сейчас же, при зарплате машиниста локомотива в 20 тысяч рублей, средняя зарплата "автобусника" не превышает 6,5 тысячи - это рыночная стоимость одной автомобильной шины! А их, как известно, на каждом автобусе шесть. Это какую же прибыль должен привозить ежедневно водитель, чтобы и "лысые" шины вовремя "переобуть", и зарплату себе поднять? Да и как ее поднимешь, если треть себестоимости перевозок "сжирает" горючка. То же дизтопливо, стоившее в начале октября 13 рублей 26 копеек за литр, теперь осиливает планку в 18 рублей. Но ни правительство, ни региональные власти, ни Федеральная служба по тарифам, не смея укоротить аппетиты "королей бензоколонок", ни разу в течение года не повысили перевозочные тарифы "автобусникам", оставив их на прошлогоднем уровне. Чиновничий принцип "бей того, кто слабее" может привести к тому, что "забитым" и возвращенным в "конюшни" окажется и Лискинское ПАТП, пятьдесят лет успешно держащее "свою колею".
Николай КАРДАШОВ, соб. корр. "Коммуны". г.Лиски. Фото автора.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|