22.12.07
Субботний диалог. Строительный бизнес: ничего личного?
Кто не знает этого выражения – «что нам стоит дом построить»? Разумеется, у него, как у любой крылатой фразы, смысл весьма глубок и многопланов. Если иметь в виду процесс чисто технологический, то здесь все просто, даже прозрачно: строительному делу учат в вузах и техникумах. Если рассматривать проблему крыши над головой как самую острую и трудноразрешимую, то стоит задуматься о несовершенстве нашей системы социального обеспечения. А уж когда речь заходит о желании получить сверхприбыли от, мягко говоря, незаконного строительства, то здесь уже самое время во весь голос говорить о грязном бизнесе и чиновничьем произволе.
К сожалению, последний строительный вариант в нашем городе в большом почете. Об этом сегодняшний субботний диалог.
ВИТИНИК Виктор Алексеевич, депутат Воронежской городской Думы.
СЕРЕБРЯКОВ Владимир Иванович, почетный строитель РФ, член президиума Союза строителей Воронежской области, с 1995 по 2007 годы директор Центрально-Черноземного филиала федерального лицензионного центра при Госстрое, Росстрое РФ.
Виктор ВИТИНИК: -- Владимир Иванович, позвольте мне начать. Объясню почему. Я живу в Воронеже с 1992 года. До сих пор помню ощущения от первой встречи с городом: широкие зеленые улицы, множество смотровых площадок в центре, откуда открывался потрясающий вид на Левый берег, продуманная, скромная архитектура Проспекта революции, практически не тронутая историческая аура… Прошло пятнадцать лет - всего-то пятнадцать лет, - а куда-то все подевалось! В центре города живого места нет, сплошь - каменные джунгли. Под стоянки вырубаются последние парковые островки. С проспекта Революции уже не увидеть водохранилища, эта центральная улица превращена в какой-то душный тоннель, из которого в "час пик" не выбраться ни пешеходам, ни автомобилистам.
Я понимаю, город должен развиваться, строиться, особенно Воронеж, в биографии которого столько печальных страниц. Война его разрушила. Но люди-то восстановили! И не как придется, а согласно плану застройки, в котором все было учтено и сбалансировано - и этажность, и зеленые зоны, и смотровые площадки, и клумбы, и даже декор зданий...
Война закончилась в 45-м, Советский Союз распался в 91-м. За эти 46 лет в городе были построены заводы и фабрики, магистрали, трамвайные пути, водохранилище, объекты соцкультбыта. А что построено в Воронеже за 16 последних лет? Не припомню я сколько-нибудь значимого объекта - ни завода, ни театра, ни спортивного сооружения.
Зато разрушили практически всю промышленность, уничтожили игровые площадки и клубы, застроили парки и территории школьных дворов... Мне можно возразить: жилье все-таки возводили. Не спорю, возводят по-прежнему. Созидают. Да только вне всяких планов, законов, даже вопреки здравому смыслу.
Как на ваш взгляд профессионала развивается в нашем городе строительная отрасль?
Владимир СЕРЕБРЯКОВ:— Отрасль эту и в городе, и в области развивали, как вы совершенно правильно заметили, несколько поколений строителей - с советских времен. Воронеж, практически полностью разрушенный в годы Великой Отечественной, был восстановлен из пепла. После войны были построены ряд предприятий: заводы железобетонных изделий, крупнопанельного домостроения, керамзитового гравия, деревообрабатывающие производства. Они работали в две-три смены и успешно развивались - вместе со строительной отраслью. Для масштабного возведения объектов народного хозяйства были созданы специализированные тресты.
В первые годы перестройки объемы капитального строительства упали в четыре-пять раз. Исчезли крупные заказы. Как следствие - были расформированы тресты. Производственно-технические училища из-за отсутствия финансирования перестали готовить рабочие кадры. Картина складывалась удручающая.
И тогда за спасение отрасли взялись умудренные опытом, болеющие за свое дело специалисты во главе с Вячеславом Макаровичем Бутыриным, который сейчас руководит Союзом строителей Воронежской области. Я считаю, что усилиями этих людей отрасль была спасена от полного развала.
Виктор ВИТИНИК: - Владимир Иванович, за 16 лет становления новой России в Воронеже четырежды менялась городская власть. Тем не менее, город жив тем, что было создано при советской власти. Я имею в виду различные хозяйственные сферы и строительную в том числе. Вы это сейчас и сами подтвердили. Скажите, как городская исполнительная власть помогает строителям? Владимир СЕРЕБРЯКОВ: - К сожалению, в последние годы строители у городской власти не в почете. Всем известно, что, грубо говоря, "пища и жилище" определяют и бытие, и сознание людей. И, казалось бы, к этим вещам относиться власть предержащим надо с особенным пониманием. Однако на деле все происходит с точностью до наоборот.
Городская исполнительная власть ни разу не откликнулась на просьбы строителей о встрече для обсуждения возникающих и накапливающихся проблем. А их - немало: финансовые, материальные, организационные... В результате такого пренебрежительного отношения в Воронеже построено несколько домов без надлежащего оформления документов. Более того - эти дома заселены! Представьте, каково положение "новоселов", которые проживают без регистрации, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Виктор ВИТИНИК: -- Хочу заметить, что, согласно Основному Закону нашего государства, то есть Конституции, каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жилище. Получается, что власть лишает людей их законных гарантий. За это никто не отвечает, и главное - такое положение вещей вроде как чиновников устраивает. По закону, госслужащий не может заниматься бизнесом. Но ведь предпринимательство всегда может быть скрытым. И называется оно мздоимством.
За взятку можно и место под застройку получить, и нужный документ оформить, и просто заставить не обращать на спорную ситуацию внимания. Примеров тому в городе - несть числа. Только по официальным данным в Воронеже - сотни незаконно возведенных объектов. А сколько неофициально зафиксированных?
В прессе периодически проскальзывают страшные факты. Многоэтажный жилой монстр построен на площадке, которой угрожает оползень... Под коттеджи в престижном районе вырубаются уникальные посадки... Возле очередного магазина электроники на месте скверика устроена автостоянка... Нужны реальные адреса? Пожалуйста: дом на улице Таранченко, павильон непонятного назначения в тихом сквере на Советской площади, рядом с памятником Кольцову, отчуждение территории агроуниверситета...
Да, я как депутат гордумы нередко слышу отнюдь не лестные отзывы воронежцев об уплотненной застройке центра и других городских районов, об украденных у жителей и обезображенных зеленых зонах. Поверьте, я сам в ужасе от того, какими темпами убивается Воронеж. Точечная застройка, бич разумной архитектуры, уничтожает облик города, разрушает его целостность. Я ума не приложу, почему во всем цивилизованном мире так бережно относятся к старинным кварталам, всячески поддерживают их ауру, а у нас ничего подобного и знать не хотят.
Американцы как зеницу ока берегли свой Новый Орлеан, джазовую столицу со всеми ее историческими особенностями. Если бы не ураган, затопивший этот город, он по-прежнему был бы подлинным музеем под открытым небом. Париж, Лондон, Прага, Дрезден.... Скажете, громкие имена? А что, разве Воронежу гордиться нечем? Столько великих людей оставили здесь свой след. Писатели, поэты, актеры, царственные особы... Да по всей Большой дворянской что ни дом - то история. А протяженность этой улицы какова? Неужели даже эту короткую дистанцию нельзя оставить в покое с историко-архитектурной точки зрения!
Владимир СЕРЕБРЯКОВ: - Виктор Алексеевич, я знаю, что вы поднимали вопросы незаконного строительства на заседаниях гордумы. И обсуждения были по конкретным объектам, и выводы здравые делались. Только был ли услышан депутатский корпус городской администрацией? Думаю, что нет. У нас так и не случилось ни одного прецедента со сносом незаконно возведенного строения. Более того, насколько я знаю - мне не раз говорили воронежцы, страдающие от несанкционированных строек, -- будто в насмешку над ними после очередной "инспекции" мэрии работы на таких объектах разворачивались с новой силой.
Рыночные отношения всесильны, они делают свое дело несмотря ни на что. И получается, что ничто и никто им не указ?
Виктор ВИТИНИК: - Просто этими вопросами исполнительная власть города не занимается. Какие у нее причины для этого - личные интересы, некомпетентность, безразличие, - можно только догадываться. Хотя вывод, на мой взгляд, лежит на поверхности: городской администрации необходимо как минимум набрать команду профессионалов во главе с заместителем мэра, которая могла бы грамотно анализировать ситуацию, сделать "прозрачным" строительный рынок для всех строительных организаций Воронежа, умела видеть перспективу развития города и реализовывать ее.
Владимир СЕРЕБРЯКОВ: - Меня очень задели ваши слова об отсутствии видовых точек в городе. Уплотненная застройка мешает не только комфортному проживанию. Понятно, что автомобилю не проехать, в том числе и спецтранспорту - "Скорой помощи", аварийным экипажам. Но ведь за многоэтажными монстрами не разглядишь архитектурные ансамбли, застывшую "музыку в камне", которая кое-где осталась нам от настоящих мастеров. Они, надо сказать, умели выбирать видовые места, умели профессионально оформить среду вокруг объекта, показать его в наиболее выигрышном свете. А сейчас что? Посмотрите на строящийся кафедральный собор с Левого берега - он закрыт бесформенной громадой строящегося кирпичного дома... Поэтому я еще раз возвращаюсь к вопросу о специалистах - пироги должен печь пирожник.
Виктор ВИТИНИК: - А я хотел бы вспомнить недавно прошедший в Воронеже конкурс на лучший архитектурный проект. Не буду оценивать работу, взявшую первое место, - компетентному жюри виднее. Скажу о том, как оценил строительные перспективы нашего города архитектор Львов, работавший когда то главным архитектором Воронежа и потому знакомый со "столицей Черноземья" не понаслышке. Он предостерег от сокращения зеленых зон, посоветовал развивать город в северном направлении и не душить улицы тисками автостоянок. К подобным советам надо прислушиваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012