25.12.07
Театр. Замочить Гонзаго
Первая работа заслуженного артиста РФ Адгура Кове в качестве режиссера Воронежского ТЮЗа появилась на сцене очень кстати. Не уверен, что постановщик трагикомедии «Убийство Гонзаго» так уж страстно мечтал сделать спектакль до такой степени злободневный. Но российская реальность регулярно преподносит обывателю эффектные сюрпризы. Потому в начале третьего тысячелетия не таким уж далеким кажется нам дикое средневековье, а гниль государства вроде той, которую с отвращеньем вдыхал в родном Датском королевстве принц Гамлет, и вовсе не вызывает ни шока, ни даже тошноты.
Пьеса Недялко Йорданова – как известно, не первая вариация на тему шекспировского "Гамлета". Видимо, самая известная - "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" Тома Стоппарда. Стоит, кстати, обратить внимание на одну деталь: очень разные авторы демонстративно поставили в центре своих произведений персонажей, у Шекспира мелькающих где-то на периферии сюжета. В двадцатом веке драматургу оказались интереснее не высокие страсти аристократов, а судьбы "винтиков", холопов, у которых трещат чубы оттого, что паны дерутся. "Убийство Гонзаго" - о тех самых безымянных актерах, которым пришлось сыграть решающую роль в срежиссированном принцем Датским кровавом спектакле.
Сцена из спектакля "Убийство Гонзаго"..
Оказывается, имена у них все-таки были: руководителя труппы, например, звали Чарльз (актер М.Кривов). У него имелись верная жена (А.Гуменникова) и легкомысленная любовница (К.Ковалева). Обе беспрестанно пилили его мозги и устраивали сцены ревности. Потом любовница его предаст, а жена вынудит повести себя в критической ситуации самоотверженно, но самоубийственно. Еще в его подчинении оказались два актера, один - старый и умудренный (С.Барашов), другой - молодой и нагловатый (А.Лунев), плюс суфлер (Д.Карташов), который сыграет свою зловещую роль в мрачном втором действии.
А вот первое действие по настроению - скорее юмористическое. Хотя есть и в нем предчувствие грядущих страданий, предательств и смертей. Показателен длинный смешной эпизод репетиции пантомимы, которую вписал в пьесу Гамлет. Чарльз, можно сказать, в режиме реального времени пытается объяснить своим дурачащимся подопечным их актерскую сверхзадачу, но все, кажется, тщетно. Постепенно все понимают, во что вляпались, но остановиться уже не могут - механизм запущен.
Режиссеру эта сцена явно очень важна. На какой-то миг даже возникает подозрение, что образ Чарльза для Адгура Кове не лишен некоторой автобиографичности. Ага, думаешь, вот так же шумно, наверное, и в Борисоглебском драматическом театре имени Н. Г.Чернышевского, который тот возглавлял не так давно, репетиции проходили!
Попавшие в королевскую резиденцию бродячие артисты до поры, до времени лицедействуют даже наедине с собой. Не отстает от них и куратор Полоний (С.Смирнов): он, оказывается, тоже в молодости актерствовал - играл Юлия Цезаря. Тогда-то, видимо, и осознал, сколь сладостно ощущение Власти. Чтобы добиться ее, необходимо постоянно лицедействовать, не показывая истинного лица никому и никогда. Вот почему актер, иногда все-таки смывающий грим и имеющий какие-то личные привязанности, вечно проигрывает профессиональному политику.
Искренен Полоний лишь однажды: когда, делясь с юным приятелем Гамлета Горацио (в котором, похоже, нечто родственное почувствовал) своими амбициозными планами на завтра, признается, что у репетирующих поблизости актеришек будущего нет: всех деятелей искусства необходимо "удалить, как аппендикс". Предварительно, разумеется, использовав их "творческий потенциал" по максимуму.
Актеры и поэты всегда были нужны власти исключительно для собственного развлечения - да для создания доступных пониманию масс агиток. И, увы, сами подчас оказывались заворожены готовой в любой момент сожрать их без соли властью - как Гринев Пугачевым в "Капитанской дочке", как Пастернак - Сталиным. Но стоит шуту на миг остановиться, задуматься, сделать хоть шаг не в ногу со строем - все, возмездие неизбежно.
Вот, например, как в начале двадцать первого века радуется после выборов в Госдуму главный редактор проправительственной деловой газеты: "На сегодняшний день влияние интеллигенции на политику свелось практически к нулю. На что, на мой взгляд, в первую очередь, и была нацелена минувшая избирательная кампания, в процессе которой интеллигенцию "мочили" все... "Мочили" идеологически, эстетически и стилистически. И, судя по результатам голосования, таки "замочили"... Интеллигенция всегда играла исключительно вредную и деструктивную роль в нашей истории. И мы сможем вернуться к нормальному развитию страны, лишь полностью очистив нашу общественно-политическую жизнь от "интеллигентской заразы".
Это еще "вежливо" сказано - тоже, чай, книжки автор читывал в юности. На страницах газет можно найти и такие характеристики, как "враги", "подонки", "шакалят возле посольств", "изряднопорядочная сволочь". Кажется, что в публицисты пошел королевский палач из "Убийства Гонзаго", который, допрашивая подследственных, требовал, чтобы те называли себя "грязной свиньей", на вопрос же "Род занятий?" отвечали: "Рыться в помоях".
Самый недопроясненный персонаж в тюзовской постановке - Горацио (А.Тимофеев). Он молод еще, до поры ему не слишком приятно участвовать в нехороших дворцовых интригах. На сцене мы видим человека, не забывшего юношеских идеалов, но уже готового предать их. С такими интонациями в спектаклях говорят обычно персонажи-резонеры, которым сам автор доверил сболтнуть нечто заветное для себя. Но Горацио сам себя считает "автором": он пишет историю Гамлета и его родственников. И ведь напишет. Только будет ли его история иметь какое-либо отношение к Правде? Актеров ему немножко жалко, да. Но и ему актеры нужны лишь как безликое средство для воплощения личных целей. Ну, для одних труппа Чарльза должна изобразить "предателей и заговорщиков", для других - "национальных героев". Чего сами актеры хотят - никому не интересно.
Они понимают, что обречены жить между молотом и наковальней: не те сожрут - так эти. Потому финал спектакля, несмотря на спасение персонажей, очень печален. Обычная казнь, пожалуй, даже могла бы показаться усталым артистам освобождением.
Виталий ЧЕРНИКОВ.
Фото Михаила ВЯЗОВОГО.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012