 |
25.12.07
Было ваше - стало наше!
С какой целью муниципальную собственность Воронежа передают в частные руки? Если вы – человек, живо интересующийся тем, что происходит в Воронеже, вы, наверняка, удивляетесь обилию сообщений о том, как часто банкротятся, приватизируются, акционируются, меняют собственника муниципальные предприятия. То, что раньше находилось в городской собственности, переходит в частные руки. По внешним признакам все это сильно напоминает воровство в масштабах города. Даже трудно поверить, чтобы незаконные деяния носили такой комплексный и системный характер. Быть может, сокращение муниципального сектора экономики - это стратегия, которая приведет к оздоровлению города? Давайте попробуем разобраться.
Закон есть. Зачем он? На самом деле, приватизация муниципальной собственности происходит в соответствии с федеральным законодательством. Существуют закон от 21. 12. 01 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и поправки к нему, которые предписывают до 1 января определить, какие МУПы будут акционированы, а какие - преобразованы в госучреждения и казенные предприятия. Чего пытались добиться законотворцы? Перевести постсоциалистическую экономику на "грамотные" капиталистические рельсы. Когда государство перестало быть монополистом во всех сферах экономики, оно потеряло большинство рычагов управления и контроля над своей собственностью. Как следствие - многие учреждения, управляемые по старым принципам, стали работать неэффективно. В любой из сфер, начиная от промышленности и заканчивая ЖКХ, можно проследить необходимость постоянного вливания капитала, реформирования, благоустройства - для того, чтобы отрасль была конкурентоспособной. Но денег у государства, а тем более у муниципалитета, на это нет. Предприятие теряет рентабельность, становится убыточным и "мертвым грузом" висит на шее муниципалитета. Выход? Предприятие можно продать, получив разовую прибыль. Можно преобразовать муниципальное предприятие в акционерное общество, приватизировать. Часть акций останется в собственности города, другую приобретет коммерческая организация, заинтересованная в этом МУПе. Частник (возможно, на паях с муниципалитетом) вложит в него деньги. Предприятие снова "встанет на ноги" и будет давать стабильную прибыль своим акционерам, в том числе и городу. В целом идея, как видите, неплохая.
Непрозрачный сектор экономики Есть еще одна проблема: муниципальные предприятия - один из самых "непрозрачных" секторов экономики. Нередко они живут по своим правилам и соблюдают свой интерес. О том, как наши чиновники "состоялись в бизнесе", можно писать отдельную публикацию. Имея в своих руках железные рычаги управления муниципальной собственностью, они нередко используют госзаказ себе во благо. Например, подряд на ремонт дорог давно стал притчей во языцех. Чиновник, выбирая исполнителя работ, ищет не того, кто делает качественнее и дешевле. Он создает собственную фирму, "выигрывает" конкурс. В итоге цена ремонтного подряда, отданного самому себе, вырастает в разы. Частная структура так поступать не будет. Она заинтересована в том, чтобы минимизировать затраты и повысить качество, - здесь начинают действовать законы рыночной экономики, которые работают во всем капиталистическом мире.
Приватизация "a-la Воронеж" Но что же Воронеж получил на практике? Увы, лишь утвержденный законом механизм увода муниципальной собственности. Попытки вывода активов, фальшивые обременения, преднамеренное банкротство - все это схемы, по которым работают наши чиновники вместе с предпринимателями. На старте приватизации мы имеем полнокровное предприятие, а по прошествии времени от него остается одно название (да и то не всегда) Ведь ключевой момент в реализации "плана приватизации" - отделить зерна от плевел, разобраться в том, какое имущество является "балластом" для муниципалитета, а какое город просто обязан сохранить в собственности. Но, увы, таких критериев "нужности" федеральный закон не предоставил.
Закон - что дышло Возьмем, к примеру, имущество МУП "Горкомхоз", на балансе которого, в числе прочего, находятся мосты и подземные переходы города. Нужны ли они Воронежу? Чиновники посчитали, что нет. МУП умело подтолкнули к банкротству (чтобы обосновать его ненужность и убыточность для Воронежа). Было накоплено около 100 миллионов рублей. долгов. В 2004 году судебные приставы арестовали за долги часть имущества "Горкомхоза", а именно- подземный переход напротив магазина "Детский мир". В мае 2005 года он был продан на торгах. По документам, остаточная стоимость перехода составляла 6,2 миллиона рублей. Нанятый "независимый" оценщик фирма "Аксис" оценила его в 659 тысяч. По этой цене (то есть около 10 процентов от реальной стоимости) и был продан переход. По оценке других экспертов, реальная стоимость всех переходов превышает 200 миллионов рублей. То есть более чем в два раза перекрывает долг, из-за которого банкротят предприятие.
Эффект минимален Еще один пример - летняя площадка Центрального рынка по улице Фридриха Энгельса, 64. Ранее этот участок в 3475 квадратных метров находился в бессрочном пользовании МУП "Центральный рынок". В 2003 году экс мэр Александр Ковалев посчитал, что площадь используется неэффективно, и затеял "реконструкцию". (Вроде, все правильно - если есть земля, она должна "работать" и приносить максимальную прибыль). Мэр обязал МУП "Городское управление капитального строительства" (ГУКС) подготовить эскизную схему реконструкции рынка. Расплатиться за эту работу было нечем. А потому в сентябре 2003 года мэр решил в качестве оплаты за подготовку проектной документации передать право аренды участка под летней площадкой от одного муниципального предприятия другому (какая разница, если участок все равно остается муниципальной собственностью?). Но тогда же, в сентябре, МУП "ГУКС" заключило с неким ООО "Стандарт" договор переуступки права десятилетней аренды и обязанностей по реконструкции рынка. Частное ООО заплатило за это всего 3 миллиона рублей. За эти деньги "Стандарт" фактически купил 3475 квадратных метров в самом центре города. Сейчас на этом участке Группа компаний "Новые строительные технологии" возводит восьмиэтажный торгово-развлекательный центр 34,5 тысячи квадратных метров стоимостью более 35 миллионов долларов.
МУП стоит копейки, земля - миллионы Очевидно, что процесс мог пройти для городу куда эффективнее. Пример нам показывает Москва. Столичные власти давно сокращают государственный сектор экономики, активно проводя приватизацию. Однако они давно заметили, что зачастую частника, который приходит на аукцион покупать муниципальную собственность, интересуют не столько сами предприятия, сколько их земельно-имущественный комплекс. Сегодня власти Москвы не продают землю "просто так". Они выступили с инициативой сначала хорошенько "разогреть" землю - реализовать на ней свои собственные девелоперские проекты (если речь идет о сельхозрынке - выстроить там все тот же торгово-развлекательный гигант), а потом уже продавать по цене, в сотни или тысячи раз больше изначальной. В этом случае муниципалитет впервые заявил о том, что хочет стать бизнесменом. Наглядные пример - бывшая "летняя площадка", давшая лишь три миллиона. Если бы на продажу выставлялся уже построенный торговый центр, то при затрате в 35 миллионов долларов на строительство он мог принести городу, как минимум, десятикратную прибыль.
Приватизация - не зло? Примеров подобного "упущения" со стороны городских властей - десятки, если не сотни. Буквально за копейки продавались обанкроченное предприятие "Горэлектротранс", а вместе с ним - гектары земли в центре города, на которых располагались трамвайные и троллейбусные депо. Частник, купивший имущество МУП (читай - имущественно-земельный комплекс), не намерен сохранять профиль предприятия. Земли ушли под коммерческую застройку. Интересная получается ситуация. Если в теории приватизация подводит к необходимости думать о том, как продать муниципальную собственность с максимальной выгодой (возможно, сохранив прибыль в будущем вместе с пакетом акций), то приватизации "по-воронежски" идет тремя путями - выручить за МУП копейки; потерять его совсем; потерять и остаться должником перед кредиторами МУПа-банкрота. Приватизация - не зло. Как видите, проводить ее можно по-разному. В нашем случае зло - это исполнители, люди из кабинетов мэрии, которым доверено муниципальное имущество. Чиновники, не думая о завтрашнем дне Воронежа, за копейки сливают миллионную собственность. Вы не догадываетесь, почему?
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|