29.12.07
Штрихи к портрету. "Я просто людей лечу..."
Несколько дней назад «Коммуна» опубликовала информацию о том, что заведующему неврологическим отделением областной клинической больницы Василию Тимофеевичу ДМИТРИЕВУ присвоено звание "Заслуженный врач Российской Федерации". Никогда не радовался подобному награждению, как в этот раз. Наконец-то справедливость свершилась!
Заведующий неврологическим отделением
областной клинической больницы Василий Дмитриев.
Как, может быть, никто другой он заслуживал этого звания, но долгие годы был обойден им. Он, которому поклонялись тысячи больных людей, кто был одним из организаторов неврологической службы области, кого числят в своих учителях сотни воронежских неврологов.
Объяснение простое: в медицине (да и не только в ней) весьма нередко отмечают не тех, кто талантлив, кто одарен Богом светлыми мыслями и умелыми руками, а тех, кто мелькает перед начальством и говорит ему приятные слова. "Он по своей натуре не орденоносец", - подобрала к этой ситуации очень точное словечко заместитель главного врача Наталия Свиридова.
А может быть, местное начальство не спешило с представлением к награде, потому что за всю свою жизнь Василий Тимофеевич так и не отягощен научными регалиями. Не удосужился написать он ни докторскую, ни даже кандидатскую диссертацию.
- Почему? – спросил я его однажды. - Ведь эти же звания какую значимость придают человеку в медицинском мир!...
- Да мне не нужна слава и значимость, - смутившись, ответил Дмитриев. - Сегодня и без того академиков хватает, а я просто людей лечить должен.
Прав доктор. При рыночной медицине новоиспеченные академики и скоропостижные доктора всевозможных наук в шеренги выстроились, только народу от этого пользы маловато. А о докторе Дмитриеве несколько лет назад один из его бывших больных чуть ли не поэму прислал в газету. За наивно-восторженными строками стояла радость человека, вернувшегося к жизни.
В одном из альбомов увидел фотографии начала двадцатого века, сохранившие для нас облик врачебного братства той поры. Неизвестный фотограф запечатлел группу земских врачей - спокойные, открытые, не слишком выразительные лица пожилых мужчин с внимательными, чуть усталыми глазами. Доктора того времени не гнались за регалиями и наградами - они просто служили делу.
По своему спокойствию, немногословию, несуетливости и удивительно развитому милосердному чувству к больным людям Василий Тимофеевич напоминает именно земского врача. Спокойный, чуть усталый взгляд (хоть и называет себя "молодым аксакалом", но годы все равно свое берут), приязнь к больным, уважение ко всем коллегам. Независимо от их возраста и опыта работы, будь то Светлана Ароновна Рожкова, с которой четверть века трудятся вместе, или совсем молодой доктор Светлана Крылова, лишь пять лет назад начавшая свой путь в неврологии.
...В семь утра он входит в свой второй больничный корпус. Переодевается, заглядывает в ординаторскую, узнает у дежурного - спокойно ли ночь прошла, потом - в реанимацию. Если там нет больных, вернется в кабинет, позвонит в дальний район (вчера неврологу тамошней ЦРБ консультацию по телемедицинской связи давал - надо узнать, как больной себя чувствует), просмотрит истории болезни - незаметно время врачебной пятиминутки подошло. А там - и утренний обход по палатам, кафедральное совещание, консультации пришедших (только к Василию Тимофеевичу и ни к кому другому!) больных.
По санитарной авиации доставили молодого мужчину: непонятная плигия ног - не может ходить. Все собираются на консилиум. Каждый может высказать свое мнение - его уважительно выслушают, с доводами согласятся или отвергнут, но не обидно. Конечно, при огромном опыте работы у Дмитриева диагноз "вырисовывается", как правило, быстро, но высказывать его не торопится - слушает своих врачей. Слушает - и про себя радуется: как хорошо думают! Значит, его уроки даром не проходят.
Пусть слово скажут те, кто с ним рядом.
Марина КАДОМСКАЯ, бывшая ученица, а теперь заведующая нейрососудистым отделением:
- Молодые доктора за Василием Тимофеевичем всегда как за каменной стеной. Какую бы ошибку мы ни допускали, он своего сотрудника никогда в обиду не давал - все удары на себя принимал. И если делал тебе выговор, то необидно и так, чтобы другие не слышали. У него величайший такт в отношении с людьми. Заметит, например, плохое настроение, подойдет и спросит: "Ты, что, богиня, загрустила?" Поговорит, успокоит, ободрит. Это так важно в наше нервное время. Я стараюсь быть похожей на него.
Анна ЧЕРНЫШОВА, самый молодой доктор отделения:
- Доброта и человечность - вот главные качества нашего заведующего. Опыта у меня пока маловато, и днем бояться нечего - всегда есть с кем посоветоваться. А ночью на дежурстве остаешься одна. Привозят по санитарной авиации тяжелого больного. Что делать? Вспоминаешь, чему в институте учили, начинаешь оказывать помощь, но невольно страх возникает: вдруг совсем не то надо делать? Набираюсь храбрости, звоню в два часа ночи домой Василию Тимофеевичу. А он будто ждал моего звонка - ни малейшего раздражения или недовольства, тут же начинает говорить, что необходимо предпринять. И напоследок говорит: "Не теряйся, я знаю, что ты справишься". Тут страх проходит, и я сама понимаю, что справлюсь.
Заместитель главного врача больницы по лечебной работе второго корпуса Наталия Владимировна СВИРИДОВА вместе с Дмитриевым училась в институте. Она долго вспоминала студенческие годы, начало совместной работы в больнице, рассказывала об особенностях неврологии. И неожиданно сравнила ее с игрой в шахматы: чтобы добиться успеха, надо уметь просчитывать самые разные варианты.
- Вася Дмитриев (очевидно, столь ласково она назвала его по праву сорокалетней дружбы. — Б.В.) - прирожденный невролог, он, как говорится, кожей чувствует тонкости своей специальности, поэтому практически никогда не ошибается.
Естественно, доктор Дмитриев по уровню своего профессионализма ушел от земских врачей на век вперед. Однако по уровню своей несуетливой мудрости, трепетного отношения к пациентам и обычной человеческой совестливости он остался в том времени.
Времени, когда слово "честь" являлось не просто звуком, а было наполнено высоким, изначальным смыслом
Борис ВАУЛИН.
Фото Михаила ВЯЗОВОГО.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012