10.01.08
Старый Новый год
Васильев день
Традиция отмечать Старый Новый год с 13 на 14 января берет начало с 1918 года, когда в России было введено новое летоисчисление. Поэтому каждый год, через две недели после празднования Нового года, случается маленькое чудо – снова Новый год!
И это замечательно, поскольку появляется возможность поздравить тех, кого не успели поздравить 31 декабря, и снова собраться под праздничными огнями елки.
Старый Новый год сочетает в себе мирские и христианско-православные традиции встречи нового года.
По мирским традициям, в старый Новый год по телевидению повторяют все новогодние передачи, фильмы и концерты. Ну а если вы встречали Новый год в семейном кругу, то отпраздновать Старый можете вместе с друзьями.
Согласно христианско-православным традициям в канун Нового года было принято отмечать Васильев день. Иначе этот праздник называли «Кесаретским» - в честь святого Василия Великого, архиепископа кесарийского. Его же называли Василием Щедрым, так как ни один праздничный стол по обилию угощений не мог сравниться с новогодним.
Со Старым Новым годом связано много обычаев и традиций. В древнерусском календаре этот день был посвящен Василию Великому и назывался Васильев день. Этот день считался очень важным с точки зрения его влияния на весь последующий год. Крестьяне на Васильев день отмечали "авсень" или "овсень" - старинный земледельческий праздник, связанный с обрядом обсевания, задабривания будущего урожая. Так, в Тульской губернии дети по дому рассыпали зерна ярового хлеба, приговаривая: "Уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный". Хозяйка дома собирала зерна с пола и хранила их до посева. На Украине этот же обряд совершался с песнями и плясками.
Особе место занимал обряд варения каши. Совершался он в ночь с 13 на 14 января по новому стилю. Старшая женщина в доме ровно в два часа ночи приносила из амбара крупу, а старший из мужчин - воду из реки или колодца. Крупа и вода стояли на столе до тех пор, пока не истопится печь, и до них никто не дотрагивался, чтобы не отпугнуть судьбу.
Далее вся семья садилась за стол, и старшая женщина, размешивая кашу, причитала: "Сеяли, ростили гречу все лето; уродилась каша греча и крупна и румяна. Звали-позывали нашу гречу во Царьград побывать, на княжеский пир пировать. Поехала греча во Царьград побывать со князьями, со боярами, с честным овсом, с золотым ячменем. Ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пир пировать, и приехала наша греча к нам гостевать".
После этого все вставали из-за стола, а хозяйка с поклоном ставила кашу в печь. Когда каша поспевала, осматривали - полон ли горшок. Если каша выползала из него - это предвещало беду всему дому. От треснувшего горшка тоже хорошего ждать не приходилось. После снятия пенки осматривали саму кашу: если она была наваристой - значит, будет и счастье, и урожай. Хорошую кашу съедали на завтрак, плохую же выбрасывали в реку.
Особый обряд был связан с "хождением по домам". Обязательным угощением для гостей в эту ночь являлись пироги, вареные свиные ноги и вообще все изделия из свинины, так как Василий известен на Руси как свинятник, то есть покровитель свиной пищи. Недаром говорили: "Свинку да боровка для Васильева вечерка", "На Василия великого - свиную голову на стол!"
Нередко под Старый Новый год происходят очень странные события, когда люди вдруг открывают в себе и окружающих доселе не известные стороны характера, и у них происходит как бы раздвоение личности. Возможно, это обусловлено и тем, что сам Старый Новый год - это некое раздвоение одного праздника, а возможно, и зовом далеких предков, которые именно в эту ночь встречали когда-то Новый год. Но факт остается фактом: что-то необычное в ночь с 13 на 14 января в людях все-таки происходит.
Этот феномен подметил драматург М. Рощин, написавший пьесу "Старый Новый год", по которой О. Ефремов поставил во МХАТе одноименный спектакль и снял художественный фильм. Под Старый Новый год в двух семьях, живущих в квартирах, расположенных одна под другой, одновременно происходят странные события, в центре которых оказываются главы семей - Петр Себейкин и Петр Полуорлов. Старо-новогодней ночью они устраивают бунт против своих жен, но под утро, оказавшись в бане, герои пьесы начинают все видеть в истинном свете.
Такого рода события, с точки зрения астрологии, всегда происходят под влиянием периодов Луны без курса. В 2005 году очередной период Луны без курса завершится 13 января в 6 ч утра, а следующий начнется ночью 15 января. Следовательно, в ночь с 13 на 14 января Луна будет с "курсом", и ждать бунта со стороны сильной половины человечества не приходится.
14 января садоводам рекомендуется встряхнуть плодовые деревья, потому что святой Василий Великий, по народному поверью, еще и охраняет сады от червей и вредителей. Утром 14 января нужно пройти по саду со словами древнего заговора: "Как отряхиваю я (имя) белпушист снег, так отряхнет червя-гада всякого по весне святой Василий!".
На староновогоднее застолье необходимо чтобы оно не уступало просто новогоднему. Естественно, на столе должны быть разнообразные тазики с салатами, какая-нибудь запеченная в духовке целиком зверюга или птичка и обязательно — большой мясной или рыбный пирог. Хозяйка должна положить в пирог зубчик чеснока - того, кому он достанется, ожидают в грядущем году счастье и удача.
Тем же, кто очень весело и бурно встретит Старый Новый год, мы посоветуем воспользоваться древним обычаем, и встретить утро 15 января хорошей наваристой кашей, в которую следует положить большой кусок масла (для умасливания печени, утомленной ночными возлияниями), и теперь уже окончательно признать, что 2008 год - наступил!
Источник:
Газета "Коммуна"
[
Последние
] [
Архив
]
© Информсвязь, 2012