|
11.01.08
Явление. Бродяги наших дней
Они грязные и злые, но они – наши сограждане. В Воронеже их - тысячи, а по России - миллионы. Зима для них смерти подобна. И что же с ними делать?
«Право имею..." - Я народ или не народ?! - корячится пьяный бомж. - Я - народ, вот поэтому и еду этим "народным" автобусом. Право имею... Пассажиры безмолвствовали, женщины деликатно зажимали носы. "Права" буяна нарушил водитель. Он остановил автобус, открыл дверь и дал пинка "представителю народа". - Ну и надоел же! - пояснил пассажирам. - Чуть ли не каждый день высаживаю. Алкаш алкашом, весь завшивел, а поди ж ты - права качает. Припугнуть как-то хотел: в милицию, мол, сдам. А он нагло так отвечает: "Ну и что? Они могут задержать меня только временно. А потом отпустить обязаны..." - Грамотный, видать,- высказала предположение пожилая пассажирка автобуса, шедшего маршрутом N11н. Что ж, это не исключено. По данным милиции, примерно каждый десятый воронежский бомж имеет высшее образование, каждый пятый - техникумовское. Тех, у кого образование ниже среднего, вообще только 20 процентов. Так что бомж с газетой, а то и с книгой в руках на свалке - картина не такая уж редкая. Если бы "начитанный" человек без определенного места жительства, обосновавшийся в Воронеже или его пригороде, откликнулся на предвыборную печатную агитацию, он смог бы проголосовать 2 декабря. Для таких лиц был открыт специальный избирательный участок в Юго-Западном микрорайоне. Таковых не нашлось, голосовали в основном граждане, не успевшие зарегистрироваться по новому месту жительства. Они, конечно же, никакие не бродяги. А бродяжничество - это что? Состояние души, осознанное пренебрежение общественными нормами бытия, своеобразное понимание прав, свобод и обязанностей? Или что-то еще другое?
Бродяжий расклад Сотрудники службы участковых уполномоченных областного ГУВД знают несколько примеров, когда "ветер странствий" поманил в дорогу юных романтиков, а "прекрасные дамы" бросились в пучину страсти и приключений. Но вообще-то состав бродяг почти однородный: дети - 3 процента, женщины - 7, мужчины - 90. Сильный пол в данном раскладе вовсе не выглядит сильным. Убежденных бродяг, которые стойко переносят любые лишения и скитаются по России подобно пролетарскому писателю Максиму Горькому или певцу Федору Шаляпину, не так уж много - 7 процентов. Алкоголизм, наркомания и пожар являются причиной бродяжничества 13 процентов мужчин. Не устояли под напором семейных обстоятельств 10 процентов наших земляков - извечный вопрос "кто в доме хозяин?" разрешился не в их пользу. Сюжет этот не нов и имеет "международный" характер. Например, в результате ссоры лишился крыши над головой чемпион мира по боксу в супертяжелом весе Майк Тайсон. Во, какой гигант не устоял на ногах! Деньги на еду ему стали давать уличные торговцы. В свое время жертвой обстоятельств был Марк Твен. Итогом бродяжничества стала книга "Налегке". Но вряд ли когда-либо напишут свои воспоминания 20 процентов наших бомжующих сограждан, которые являются жертвами криминальной приватизации, "черных риэлторов" и ушлых фирм-"доброжелателей". Догадываетесь, что представляют собой остальные 50 процентов бродяг? Правильно, половина всех бомжей - это бывшие зеки, которым некуда возвращаться.
"Тут вам не богадельня" В "Коммуну" позвонила читательница Вера Петровна Саворская: - Помогите пристроить куда-нибудь бомжа. Совсем еще молоденький, Сашей зовут. Я его приодела, как смогла, подкармливаю. Но соседи возражают, чтобы он жил в подъезде. К себе взять тоже не могу - родные против. А недавно парень чуть не замерз насмерть - шел "домой", то есть в наш подъезд, после употребления нескольких флаконов общедоступной настойки боярышника. Я вызвала "скорую", его забрали. Я обрадовалась было: в больнице хоть тепло и с голоду не пропадет. Но на другой день выставили: "Не положено, - говорят. -Ммы не богадельня, а лечебное учреждение". Звонила в стационар, а там говорят то же самое, еще и паспорт со страховым полисом спрашивают. Бессердечные люди! - А как вы полагаете, с юридической точки зрения медики правы? - интересуюсь у Веры Петровны. - Разве им на содержание и лечение бродяг отпускают бюджетные средства? Та после долгого молчания и вздоха ответила согласием. Сошлись мы и на том, что "праведный гнев" в адрес участкового милиции тоже безосновательный. Что он может сделать для "смирного" скитальца? Да ничего! Даже в темную кутузку того никто не возьмет. Между прочим, большинство бомжей тюрьмы не боятся все по той же причине - ты не замерзнешь, будешь иметь пайку хлеба с кашей, да еще тебя сводят в баню. Но в местах заключения даже для преступников мест не хватает. - Видно, выгонит участковый "моего" бомжа Сашу, - горюнилась В.П.Саворская. - И выгонит подальше от своего участка, чтобы не доставали его такие вот, как я, пенсионерки.
До лучших времен Вера Петровна с готовностью откликнулась на вопрос: "А вы лично согласились бы помогать приюту для бомжей, если бы его открыли местные власти? Или помогать благотворительной организации, просто подкармливающей бродяг, как это делается на Западе?" Увы, мы - не "гуманная Европа": общественное сознание в целом не сориентировано в сторону лиц без определенного места жительства. Оно и понятно: у нас и "благополучные" категории населения числятся в малоимущих. А сколько обездоленных детей! Слава Богу, хоть о них состоятельные люди, власти, а также коммерческие и некоммерческие организации вспоминают перед Новым годом, в другие праздники. Есть и постоянные меценаты, но их не так уж много, бродяги их не прельщают. И совсем уж смешно говорить о том, чтобы в предвыборную пору на бомжей тратились кандидаты в депутаты, мэры и так далее. Между тем, половина всех бомжей - люди без криминального прошлого. Если ими не заниматься, они пополнят ряды преступников. К тому же эти наши сограждане не просто опускаются на социальное дно и деградируют. Они гибнут, как мухи. В частности, зимой в Воронеже ежегодно замерзают десятки бомжей, а в Москве - сотни. Имеют это в виду хотя бы наши "верхи"? В Госдуму предыдущего созыва милицейское ведомство передало законопроект, цель которого - "оградить нормальных граждан от общения с бродягами". Главная мера - вернуть в Уголовный кодекс РФ статью, предусматривающую наказание за бродяжничество - была такая в УК РСФСР 1960 года. В соответствии с ней применялись исправительные работы до одного года либо лишение свободы на срок до двух лет. Справедливо полагая, что проблему бродяжничества невозможно искоренить исключительно наказаниями, депутаты решили изучить вопрос глубже, а по сути - отложили его рассмотрение "до лучших времен". Когда они наступят для Думы пятого созыва, сказать сложнее сложного, ведь предвыборные страсти еще не скоро стихнут. К тому же среди народных избранников много состоятельных людей. А сытый голодного, как известно, не всегда разумеет. Сейчас они хлопочут об открытии собачьего интерната. А недавно закрыт единственный на весь Воронеж пункт санобработки бомжей. - Стало быть, остается уповать на общественность да на человеческое сострадание, - сделала вывод все та же читательница "Коммуны" В.П.Саверская. Пожалуй, что так. Хотя и тут не все однозначно.
Он еще и критикует! ...Трагедией обернулась доброта жителя Железнодорожного района города Воронежа. Он впустил к себе в многодетную семью лучшего друга детства - сжалился над 65-летним бомжем, который имел несколько судимостей. Прожили вместе пять лет, друг-благодетель неожиданно умер. Бывший же бомж возомнил себя хозяином, повел себя, как пахан в зоне. Однажды сын умершего друга не стерпел. Возникла ссора. В итоге многоопытный уголовник убил 34-летнего мужчину. Более того, надругался над его трупом. Получить очередной срок 70-летний старик не успел - скоропостижно скончался в тюремной больнице. - Черного кобеля не отмоешь добела, - комментирует бывший офицер Сергей, ставший бомжем "из-за коварства жены-изменщицы". - Я хочу, чтобы воронежцы не гребли под одну гребенку людей, которые не имеют своего жилья. Вдруг вы отказываете в самой малости хорошему человеку? А зеков я и сам сторонюсь. У них одна забота - где бы взять денег на выпивку, но с протянутой рукой на паперть они не пойдут... Выяснилось, что бомжующий в Северном микрорайоне Сергей скептически относится к бесплатным обедам и вечерям, устраиваемым православными приходами: "Они не про нашу честь. Туда ходят благочинные старушки, которые имеют маленькую пенсию. От нас, бомжей, они шарахаются. Нет почтения у бича и к благотворительным организациям и фондам. Дескать, им нужны громкие акции, до обитателей свалок они никогда не дойдут, а под видом реабилитационных центров отмываются большие деньги: помогут десятку человек, а отчитаются за сотни. - И вообще, - говорит Сергей, - заняться реабилитацией "добропорядочных бомжей" никто не стремится. Куда проще охватить влиянием только что "откинувшегося" из зоны бесправного зека, а будет ли от этого толк - никому дела нет: волка, сколько ни корми, - он смотрит в лес. Слыхали такую пословицу?
В неизвестном направлении Глаголет ли устами просвещенного бомжа истина? Однозначно сказать "да" - трудно. Столь же трудно ответить на вопрос: а можно ли в принципе вернуть бродяг к нормальной жизни? Между прочим, наша сердобольная читательница В.П.Саверская и не задается им. Она сделала все, что смогла, для бомжа Саши, который на днях исчез в неизвестном направлении. - Я сходила в церковь, помолилась за Сашу и за всех, кто мучается так же, как он, - сказала телефонная трубка голосом Веры Петровны. И столько в этом голосе печали, что я передумал говорить ей про социальные корни бродяжничества - по большей части государство само его порождает, но времени и средств на решение проблемы не находит. К чему, в самом деле, риторика?
Дай нам, Боже, всем терпения, добра и разума! В том числе таким же, как я, атеистам...
Николай СТАРЫХ. Фото Михаила ВЯЗОВОГО.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|