|
11.01.08
Проблема. Пробки большого города
В виду имеются не пробки из-под праздничного шампанского – не оно причина головной боли большинства воронежцев. Вопрос «по-трезвому»: что делают местные власти для решения транспортной проблемы?
Пошумели, порядили… Вспоминается начало прошлого года. Исполнительная власть города с головой окунулась в "демократический процесс решения вопросов, которые имеют актуальное значение для всего Воронежа" (цитирую по массовой газете). Речь идет о публичных слушаниях по проекту Генерального плана развития областного центра. Страсти в Доме архитектора, в актовых залах районных управ и в других "общедоступных местах" кипели нешуточные. Граждане критиковали мэрию, дискутировали с разработчиками Генпроекта. Звучало это примерно так. - В транспортном хозяйстве города царит вакханалия. Трамваи и троллейбусы поубрали, автобусов большой вместимости мало, а "ГАЗелей" хоть и много, но они заполонили только центр. К тому же "ГАЗели" - это машины-убийцы, они дают высокий процент ДТП... - Давайте будем все-таки объективны. За последние пятнадцать лет автомобилей на улицах города стало в десятки раз больше, вырос и пассажиропоток, да и просто появились новые микрорайоны, которым нужна транспортная инфраструктура. А разве не было проблем в советские времена? Вспомните давку в "резиновых" троллейбусах. К примеру, в Отрожку через Северный мост ходил всего один автобус... - Что было, то было, но почему в соседнем Липецке совсем иная картина? И почему в Генплане не проработано транспортное обслуживание целых районов Воронежа? - Выходит, за последние пятнадцать лет город все-таки недостаточно занимался транспортной проблемой и развитием улично-дорожной сети. Но пришло время перемен... - Надо строить в Воронеже подземное метро. - Мы обследовали город и пришли к выводу, что все шансы прокладки подземных трасс уже безвозвратно утеряны. Возникнут большие сложности с подземными коммуникациями и обеспечением выхода метро на поверхность. - В других городах существует так называемое легкое метро. Чем Воронеж хуже? - Такой транспорт позволил бы перевозить пассажиров процентов на 20 больше. Мы намерены связать им Левый и Правый берег, но это - столь далекая перспектива, что говорить в деталях о данном виде транспорта пока что бессмысленно. - Верните в Воронеж трамваи. - Ими, к сожалению, пользуется малый процент населения города. В основном это пенсионеры, молодежь ведь всегда спешит. В то же время проект Генплана предполагает сохранить имеющиеся линии трамвая, открыть новые на Шилово и в СХИ. Так же будем развивать троллейбусное сообщение. - Вы горазды обещать. Но в целом для разгрузки центра нужны более радикальные меры. - Планируется создание двухконтурной системы объездов. Первый контур охватит участок от улицы Антонова-Овсеенко (Северный микрорайон) до улицы Героев-сибиряков (Юго-Западный микрорайон). Второй пройдет по улице Ленина и проспекту Труда, по улицам Машиностроителей, Космонавтов и Грамши до ВоГРЭСовского моста. Кроме того, предусматривается расширение улиц, но это весьма затратный вариант, требующий дополнительного финансирования. Будь у города достаточно собственных средств, помощь областного и федерального центров, пробок в городе не было бы.
Критика - "дымовая завеса"? Незабвенный экс-премьер российского правительства Виктор Черномырдин говаривал: "Хотели как лучше, получилось - как всегда". Что сейчас могут сказать инициаторы публичных слушаний? Ответственные лица мэрии утверждают, что в 2007 году был разработан проект программы социально-экономического развития Воронежа на 2007-2011 годы. Этот документ "благих намерений" определяет перспективные потребности в пассажирском транспортном обслуживании населения и меры по улучшению пассажироперевозок. Например, по затратной статье проекта предусмотрено приобретение муниципального транспорта большой вместимости на сумму 2534 миллиона рублей. Согласитесь, приведенные цифры производят благоприятное впечатление. Но они рассчитаны на пять лет. А что же ждет Воронеж в ближайшее время? В декабре управление городских перевозок с готовностью проинформировало: открыть пять дополнительных маршрутов, в том числе: "Поселок Масловка - центр города", "Ленинский проспект - Правый берег". Новые маршруты повлекут за собой, естественно, увеличение транспортного потока. Без "сопутствующих" мер стремление увеличить пассажироперевозки способно усугубить "пробочную" проблему. Каких именно мер? - Ну, хотя бы административных, для начала, - считают сотрудники кафедры организации перевозок и безопасности движения Воронежской государственной лесотехнической академии. В любой западной стране за парковку автомобиля в неположенном месте вам подсунут под стеклоочиститель квитанцию на уплату штрафа - для этого существуют специальные подразделения дорожной службы и полиции. Может, они и нам нужны? Тем более что их самоокупаемость и доходность высокая. Впрочем, неужели у нас милиция стала совсем бессильной? Парадокс: в советские времена, когда личного транспорта было несравненно меньше, гаишники постоянно держали в поле зрения улицы, прилегающие к площади Ленина, проспект Революции. А что сейчас творится у Кольцовского сквера?! Небедные студенты ВГУ, банковские и иные служащие ставят свои "крутые тачки" под запрещающим знаком. Причем не только по правой, но и по левой стороне узкой проезжей части. Впору эвакуаторы применять. Хотя... В телеКВНе "на ура" прошла шутка: "В Москве эвакуатор эвакуировал-эвакуировал, да так и не выэвакуировал. А как вы боретесь с пробками?" Нужны более радикальные меры. Ученые ВГЛТА рассказали об опыте Франции. Там, чтобы разгрузить центр Парижа, установили высокую плату за пересечение его границ легковым транспортом. То есть за въезд в центр. Правда, там предварительно построили паркинги на прилегающих улицах. В проект воронежского Генплана они не были заложены изначально. Опять-таки - из-за скудости городского бюджета? В таком случае, нашему городу никогда не видать многоуровневых развязок, которые практикуются в Японии. Интересно, только ли пресловутая нехватка бюджетных средств сказывается на том, что в Воронеже практически не ведется расширение улиц? Земля в нашем городе, как известно, в большой цене. Новостройки появляются там, где их, в принципе, не должно быть. И если в Москве под дороги и парковки выделяются не менее 20 процентов территории будущей новостройки, то у нас - примерно вдвое меньше, даже в новых микрорайонах. Если же судить по Генплану в целом, то площадь улично-дорожной сети Воронежа увеличится до 2010 года всего процентов на 10, в то время как рост количества автомобилей на каждую тысячу населения составит не менее 40 процентов. На фоне сказанного появляются сомнения относительно утверждения: "Мэрия делает все возможное для улучшения городских перевозок, а бесконечная критика в ее адрес - лишь дымовая завеса со стороны корыстных оппонентов".
Разменная монета Транспортной проблемой озаботились многие кандидаты в мэры. Теперь уже с их стороны, как и при публичных слушаниях, "потоком льется праведный гнев, и нет предела обещаньям". Посулы напоминают хрестоматийную "маниловщину". Звучит даже намерение "растить город как сад". То-то жизнь у горожан будет! Скорее всего, до 2 марта, то есть до выборов градоначальника, реальных действий не последует. Особенно с учетом газетного заявления одного из кандидатов: "Кто же сможет сломать существующий порядок, победить транспортный хаос? Многие считают, что я, как председатель комитета гордумы по транспорту, в силах решать подобные проблемы, но это не совсем так: никаких рычагов управления у нас нет. В нашей власти только убеждать и рекомендовать, а принимать окончательное решение может только мэр". Печально все это. Остается одно - не терять предвыборного и иного жизненного оптимизма. Улыбнемся же шутке воронежского второклассника Миши Животягина: "Инспектор ГИБДД Свистулькин во время просмотра "Формулы-1" чуть не сошел с ума. Такого превышения скорости он еще не видел. В Воронеже он видел только дорожные пробки".
Николай СТАРЫХ. Фото Михаила ВЯЗОВОГО.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|