18.01.08
Жизнь и кошелек
Доходы россиян вроде как растут. Однако многих по-прежнему мучает вопрос, как дожить до зарплаты или пенсии.
Камень на шею
Прошли новогодние праздники, но впереди – Женский день. Почему я умолчал про 23 февраля? Потому что мужчины к этому торжеству вряд ли станут тратиться на подарки, а уж на подарки в кредит тем более.
Увы, наш «сильный пол» оказался слабоват перед магазинно-банковской рекламой - именно мужчины в канун 31 декабря, а затем и к Рождеству со Старым Новым годом охотно покупали подарки в рассрочку. Название таким кредитам - "На неотложные нужды". Однако внимание холостых кавалеров и "джентльменов семейной жизни" привлекли отнюдь не обыденные и остро востребованные материальные ценности. Даже студенты влезли в кредитные долги ради "навороченных" подарков в виде цифровых фотоаппаратов, мобильных телефонов и тому подобной электроники. Более того, продавец-консультант известной воронежской торговой сети Александр Ендовицкий утверждает, что мужчины охотно заключали заемные договоры на покупку "эксклюзива". Например, часиков от Cartie, Chopard и других престижных зарубежных фирм. У них в магазине кредитная торговля валютным товаров за "новогодние каникулы" выросла на 36 процентов.
- Интересно, наши земляки стали более богатыми или более рискованными?
- Не исключено и то и другое, - отвечает Александр Ендовицкий. - Среди наших покупателей есть и женщины. Но их совсем мало. Девушек побольше. Их, как и мужчин, привлекает легкость оформления кредита: предъявил паспорт - и забирай нужную вещь. А потом хоть трава не расти. У меня, к слову, есть знакомый, который взял в кредит иномарку за 500 тысяч, а у самого зарплата в 8 тысяч. Всю жизнь будет расплачиваться.
С шутливого предположения начинает свой комментарий руководитель учебно-аналитического центра "Шанс" Ольга Мануковская:
- Во-первых, мужчин подводит лень. Им легче сунуть в карман подарочный мобильник, чем тащить, допустим, на 16-й этаж новый холодильник. Во-вторых, мешает самоуверенность: я, дескать, "хозяин дома", "добытчик денег" и так далее. Ничего страшного, что мобильник стоит 30 тысяч - выкручусь как-нибудь. А сам наносит удар по семейному бюджету. Кредит - это камень на шею. Нередко дело доходит до судебных исполнителей. В-третьих, мужчины менее прагматичны, чем хозяйки. Мало кто из них помнит, когда именно была куплена та или иная домашняя вещь. А ведь это совсем не пустяк…
Увы, почти у 60 процентов воронежцев свыше 7 лет служат холодильники, у 34 процентов - цветные телевизоры, у 67 - ковры и паласы, у 40 - пылесосы, у 54 - мебельные гарнитуры... Ну, и так далее. От 50 до 70 процентов населения областного центра не имеют видеомагнитофонов, микроволновых печей, кондиционеров, музыкальных центров, компьютеров, морозильных камер и тому подобных "предметов роскоши". А уж как живут селяне, всем известно.
Как скоро изменятся к лучшему все эти проценты, даже предположить трудно, ибо есть ряд других впечатляющих цифр. О них речь пойдет дальше. Есть и некая тревожная тенденция, которая превращает наших российских мужиков в "безответственных" заемщиков. Ведь, согласитесь, вышеизложенный комментарий имеет право на существование, только он какой-то односторонний.
Надолго или навсегда?
Сейчас совсем иные, чем десяток лет назад, времена. Тогда Ельцин уверял: "Сначала будет трудно, а потом хорошо". Увы, недавний соцопрос, проведенный консалтинговым центром "Контент", указывает на то, что 75 процентов воронежцев оценивают свое домашнее питание как плохое и удовлетворительное, по одежде и жилищным условиям такую же оценку дали, соответственно, 84 и 73 процента респондентов. И до каких же пор так будет? Вопрос скорее риторический. Может, кредитный бум на уровне подсознания вызван тем, что ожидание значительных материальных перемен затягивается?
Самые обычные люди, а не политические ортодоксы, не сомневаются в том, что их прожиточный уровень растет. Но растет слишком медленно и как-то символически. Например, объявленная на 2008 год прибавка к зарплате у многих медиков, учителей и других бюджетников составит менее тысячи рублей. И без того богатые россияне богатеют куда быстрее. Они имеют личные яхты, заводы, газеты, пароходы, теннисные корты и поля для гольфа...
Чтоб всем так жить! И дело тут не в пресловутой зависти. Люди, воспитанные на советском понимании социального равенства, недоумевают: "А где же справедливость? Скоро ли наступят перемены?"
Что такое "приличный" уровень жизни по-воронежски? К чему стремятся наши земляки? Вот стандартный набор из "пяти предметов": семья по мере надобности ходит в платную поликлинику, ребенок посещает музыкальную или спортивную школу, периодически случаются походы в кафе, кино или даже в театр, поездки на море. То есть ничего "эдакого", сверхъестественного нет. Из-за такого "минимума" на баррикады никто не стремится, призывы к бунтам не звучат. Более того, в ту пору, когда по телевизору изображается богемная жизнь, наши люди, имеющие скромный достаток, принимают на веру рекламное откровение миллионеров: "Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи". Соцопросы показывают, что обычные россияне "терпимо относятся к чужой собственности". Бедность сейчас - не порок, а социальное состояние значительной части населения. Это состояние имеет и официальный оттенок.
У кого-то щи пустые...
При том, что постоянно в нашей области проживает около 2 миллионов человек, 350 тысяч из них отнесены властями к малоимущим гражданам. Им даже выплатили из областного бюджета единовременную компенсацию за октябрь, ноябрь и декабрь 2007 года. Сумма составила в среднем 80 рублей в месяц. Она вряд ли покрыла подорожание продуктов, произошедшее в сентябре.
Осенью "популярное" у пенсионеров и безработных подсолнечное масло подорожало на 30 процентов. Яйца куриные - на 21, сыр - почти на 24. Еще ранее выросли цены на хлебобулочные изделия. В целом за прошлый год подорожание самого ходового, минимального набора продовольствия составило 22,3 процента. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Обещанного свыше улучшения жизни не произошло.
Как уже было отмечено, официально в нашей области отнесены к малоимущим гражданам 350 тысяч человек. Величина же прожиточного минимума в расчете на душу населения составляет 3500 рублей. Разумеется, количество воронежцев, которые почувствовали на себе рост продуктовых цен, несколько выше. Почему "несколько"? Среднедушевые доходы жителей области сложились в пределах 10 тысяч рублей (на четверть меньше, чем по стране в целом). Но что такое "среднедушевой доход"? Сие понятие весьма растяжимое. Это как в анекдоте: один человек съел три курицы, два других - ничего, но вышло по курице на каждого.
"Социальное неравенство разных слоев населения России - факт непреложный, - говорится в Интернет-докладе правления Конфедерации обществ потребителей РФ. - Например, в Москве доходы 10 процентов богатых превышают доходы 10 процентов бедных в 41 раз. Такого нет даже в Латинской Америке. В большинстве же регионов этот разрыв составляет 15-20 раз".
Какова величина разрыва по Воронежской области, доклад не уточняет. Но владельцы маркетов, игорных клубов, банкиры у нас есть, и живут они, наверное, небедно.
Побуждает задуматься откровение одного из депутатов Госдумы: "Лишь треть парламентариев живут на зарплату, а многие, в том числе и я, перечисляют ее в благотворительные фонды и детские дома". Вот как, оказывается, современные сытые голодных разумеют. В стране сейчас более 90 миллиардеров, среди них есть законодатели и министры.
Что ждет воронежцев, как и прочих наших сограждан, в 2008 году? Прогноз упомянутой выше Конфедерации потребительских обществ РФ неутешительный: "Повышение цен неминуемо. К этому приведет инфляция (в 9-10%), рост доходов и денежной массы у владельцев сырьевых монополий, высокие издержки производства". И это при том, что существуют федеральные и областные списки продуктов, на которые цены заморожены до 1 февраля. Скорее всего, их не отпустят до президентских выборов, ну, а что после будет?
По прикидкам ученых воронежских вузов, в 2008 году подорожают на 6-10 процентов: бытовые и хозтовары, одежда, обувь, бензин, хлеб, крупы, алкоголь и растительное масло, а стройматериалы, мясо, сыры и сливочное масло, услуги ЖКХ, транспортные тарифы - и вовсе на 15-20 процентов. Это в нашем регионе, а московские аналитики предсказывают скачок цен по отдельным группам товаров в 25 процентов. В целом укрепится ориентация на мировой рынок, на продуктовый импорт при одновременном сокращении экспортных поставок зерна. Из-за этого "пружина, которую сжимали в прошлом году, выстрелит в 2008". Не спасет даже продажа нефти и газа за рубеж в огромных количествах и по высокой цене.
Пора привычки менять
- А знаете ли вы, что 80 процентов воронежцев при всем желании не могут припомнить, на что они потратили четверть своей зарплаты? - говорит социолог Ольга Кузнецова. - Только 3 процента горожан расписывают свой бюджет на год. Это значит, что у людей отсутствует привычка анализировать свои расходы. Зато есть привычка сетовать на нехватку денег.
Социолог посоветовала читателям "Коммуны" поучиться у американцев. В США 45 процентов населения копят деньги, вкладывая их в банки, различные фонды и ценные бумаги.
Понятное дело, зарплаты и пенсии у американцев будут поболее наших. Но я проанализировал структуру своих расходов и неожиданно понял, что привычка выпивать после работы пару бокалов пива (под сушеные кальмары!) обходится в круглую сумму. Походы на футбол вообще дорогое удовольствие, ведь на стадионе тоже продают пиво и замечательные шашлыки. Дешевле прогуляться по воздуху, а подробности игры узнать из комментариев в газетах и по телевизору. Еще понял, что напрасно ленюсь делать закупки продуктов на неделю в супермаркете. Ежедневные обеды в кафе тоже не экономят семейный бюджет. Видно стану брать на работу "тормозок".
В общем, в условиях роста инфляции и невысоких доходов полезно не только не вешать себе камень на шею в виде ненужных кредитов, но и жить экономно.
Будем больше на себя полагаться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012