22.01.08
Так мы живем. "Новое" хамство
Вроде бы мы живем уже в другой стране – пусть не совсем развитого, но капитализма. Если судить по количеству колбас в магазине или мобильников на душу населения, мы постепенно становимся обществом потребления. Вот только отношение к потребителю или клиенту у нас, увы, мало изменилось.
Еще недавно по-советски «ненавязчивый сервис» вдруг стал чрезвычайно агрессивным. И устанавливает несусветные цены или без спросу залезает в наш карман, ни в грош не ставя интересы клиента, умудряясь при этом еще и обхамить. И это самое унизительное. Эти заметки - своеобразная "копилка унижений" - родились из собственного печального опыта, рассказов друзей, соседей.
…Понятно, что больше нет товарного дефицита. Разумеется, отремонтированные помещения, привлекательно посверкивающие дорогими витринами, совсем не похожи на те, что можно было видеть лет 15-20 назад. Но решительно не изменился в лучшую сторону стиль взаимоотношений по линии "продавец-покупатель". Правда, в дорогом бутике никто не скажет клиенту: "Вас много, а я одна" (хотя в соседнем продмаге, где, как и прежде, по хрестоматийному описанию Иосифа Бродского, "слякоть и давка", такое можно услышать). Зато за покупателем будут ходить по пятам, чтобы, не дай бог, чего-нибудь не спер.
Приехавшая погостить на свою бывшую Родину приятельница по благоприобретенной на земле обетованной привычке в наших магазинах здоровалась с продавцами, благодарила за покупку, желала успешного завершения дня и счастья в семье.
- Знаешь, - делилась она впечатлениями, - на меня смотрели как на сумасшедшую и разве что не крутили пальцем у виска. Что странного в моих пожеланиях? - удивлялась Лена.
Можно сказать, что ей еще повезло: от хамства продавцов, вероятно, удержали нездешний загар и заметный акцент. Мне повезло меньше - в гастрономе, на самой центральной улице города, опрометчиво поблагодарив за покупку двух юных созданий, услышала за спиной: "Тетка с большого бодуна". Похоже, барышни, повзрослевшие уже после кончины эпохи исторического материализма, услышав впервые слово "спасибо", решили, что сказать такое возможно только на нетрезвую голову. Подобного хамства не позволила бы себе продавец самого захудалого магазина тысячи раз руганной-переруганной советской торговли. Причем, заметила, хамят именно продавцы, которые ко второму пришествию капитализма в Россию едва достигали ясельного возраста. То ли таким странным образом они "самореализуются", то ли это ответная реакция на унижения, которые сами испытали в жизни? А ведь, собственно, человеческое общество и строится на таких ценностях, как уважительность друг к другу, благожелательность.
...70-летняя соседка просит меня покупать ей "Бабушкин суп" (это такие замороженные овощи). Причина? Да в том же хамстве. Продавщица, протягивая ей покупку, не удержалась от комментария: "Вам бы "Дедушкин суп" покупать, а не "Бабушкин". Юные коллеги из соседнего с овощным хлебного отдела разразились громким хохотом.
- Я в этот магазин больше ни ногой, - говорила Галина Павловна. - Будешь себе покупать, купи и мне заодно.
Еще одна примета времени: продавцы, по-теперешнему "менеджеры", присвоили себе право сомневаться в платежеспособности покупателей. Среди сверкающих витрин они наивно считают себя этакими "хозяйками" на "празднике жизни".
- Для вас это дорого, - нередко можно услышать во многих воронежских магазинах, кстати, не с самым качественным товаром. Именно этой фразой охладила покупательский пыл моей подруги продавец парфюмерного магазина. При этом замечу, что подруга моя - дама весьма состоятельная и раньше всегда покупала косметику именно здесь. Теперь, столкнувшись с таким откровенным хамством, обходит магазин стороной.
- У нас посуда дорогая, - важно заявляет продавец крупной сети магазинов на букву "А" в ответ на мою просьбу показать сырницу. Объяснить этой девочке, что это она бедная, а посуда у них дешевая, только продают ее втридорога, значит, ответить хамством на хамство. Купила молча эту сырницу, которая вскоре, несмотря на высокую цену, быстро потеряла свой товарный вид.
Теоретики рынка, ссылаясь на опыт других стран, уверяли, что в условиях этого самого рынка и жесткой конкуренции выживут только те фирмы и предприятия, которые предлагают хороший товар, трепетно относятся к своим клиентам и обладают высоким профессионализмом. Охотно верю, что в пресловутых "других странах" так оно и есть. Но в своей собственной стране, в условиях отечественного (весьма своеобразного) рынка обмануть нашего брата и сестру уже как бы вошло в привычку у соотечественников, резко освоивших рыночные отношения. На самых что ни на есть передовых участках капиталистического строительства - торговле, бытовом обслуживании и, как ни странно, в сберкассах и банках - аура неприязни.
Интересно, знают ли владельцы магазинов, ларьков и киосков, что на их доходы хамство продавцов влияет самым непосредственным образом? Отмечено не только мной, но магазины, где хамство работников зашкаливает все допустимые пределы, вскоре закрываются. Возможно, это простое совпадение, но и магазин, где меня обхамили, тоже закрылся...
Библейский Хам - человек, давший свое имя всему племени хамов, - вошел в историю тем, что посмеялся над наготой своего спящего отца Ноя. Его многочисленные потомки - школьники, не уважающие своих учителей; начальники, уверенные в идиотизме своих подчиненных; продавцы, презирающие покупателей, - достойно продолжают его дело. Может, это "обыкновенное хамство" и есть одна из причин того, что никак не идут в нашей стране реформы?
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012