23.01.08
По следам наших публикаций. Такие времена
В 1-м номере «Воронежской недели» мы опубликовали три различных взгляда на возведение памятника Высоцкому в Воронеже. Это вызвало отклики наших читателей. Предлагаем вашему вниманию одно из писем (к сожалению, из-за ограниченности газетной площади мы публикуем его с сокращениями).
В первом номере "Воронежской недели" за этот год опубликованы материалы под рубрикой "Памятник Высоцкому: быть или не быть"? Думаю, вопрос поставлен не корректно. Насколько мне известно, быть-то ему однозначно, поскольку то, что мы на страницах газет наговорим, ни дарителю, ни исполнителю, ни властям, санкционировавшим его установку в центре Воронежа, с их высокой колокольни не очень-то и видно. Поэтому вопрос "быть или не быть?", на мой взгляд, надо бы трансформировать в иной:
"Нужен или не нужен Воронежу НЕпамятник Высоцкому?". Объясню, что я имею в виду.
Помнится, на одном из заседаний комиссии по культурному наследию городского управления культуры, наш ведущий специалист в этом вопросе – В.И.Кононов горячо убеждал коллег, что Воронеж может гордиться тем, что в нем теперь будет два памятника литературным героям - Белому Биму и Котенку с улицы Лизюкова. Однако его пафос даже инициаторам установки памятника Котенку показался излишним: они сочли свою работу декоративной - "скульптурной композицией" и не более того. Но ведь, если отвлечься от понятий стиля и жанра (реализма и монументальности), а вдуматься в тематическую составляющую произведения, то станет понятно, что и Бим и Котенок, действительно, памятники, а вот "памятники" вождю мирового пролетариата, таковыми не являются. Это не памятники, а монументальные скульптуры. И оттого, что мы давно привыкли называть их памятниками, суть не меняется. Может быть, лишь работу Н.В.Томского на центральной площади можно считать памятником. И то не Владимиру Ильичу, а истории самого города. В этот же ряд непамятников попадают и полуфигура Пушкина, и бюст Есенина. А вот теперь и ожидаемый "Высоцкий".
Я бы еще понял пафос этой инициативы, когда бы творчество Владимира Семеновича было бы так же замалчиваемо, как при его жизни. Но сегодня выражение его почитания в подобной форме, мне представляется, совершенно излишним. И деньги, которые, по сути, выбросят на создание очередного бронзового истукана, можно было бы использовать с гораздо большей пользой. Но этого, к сожалению, не будет. Дело в том, что человек, который уже принял весомое участие в усилиях, благодаря которым в Воронеже появился "памятник" Есенину, оказывается, любит, как он объяснил властям города, и Высоцкого. Ему, как я понимаю, дела нет до Е.А.Болховитинова, И.Н.Крамского, Н.Н.Ге, Л.Н.Толстого, А.Н.Островского В.А.Гиляровского, А.П.Чехова, А.М.Горького, В.В.Маяковского… Да мало ли? Огромен список деятелей русской культуры, так или иначе связанных с городом Воронежем, кому гораздо ранее Высоцкого следовало бы поставить памятник. О памятниках А.Л.Дурову и О.Э.Мандельштаму я не говорю, поскольку зеленая улица им уже дана). Кстати, рассуждая о проекте памятника Дурову, Виктор Батраченко несколько перепутал, предложив для памятника Анатолию Леонидовичу некую железную дорогу. Она скорее подошла бы памятнику его брату и сопернику - Владимиру. А королю шутов, скорее уж, свинья, которую он подкладывал современным ему бюрократам.
Но все же, на мой взгляд, таким образом выражать свое почтение к любимому актеру и поэту является, по меньшей мере, выражением дурновкусия, а по большому счету, даже кощунством. Неужели Высоцкий заслужил, чтобы его уподоблять некогда многочисленным "Ильичам", "Сталиным", "Горьким", а то и "девушкам с веслом"? Но первая ласточка (а может быть, и вторая, если за первую принять "наше все" возле оперного театра) в виде бюста Есенину уже прилетела, так что...
Я тоже люблю Высоцкого, считаю его великим поэтом уровня Пушкина, Некрасова, Маяковского, Есенина, Твардовского. И тоже, по возможности, люблю прикоснуться к нему, то процитировав в статье, то поставив его строки в эпиграф. Так что глубинные побуждения дарителя мне ясны. Но... "разве так поэта надо бы почтить?" Тем более что Ю.Коденцев очень кстати вспомнил строки Высоцкого "Неужели такой я вам нужен после смерти?" Правда, он имел в виду качество скульптуры, а не способ увековечивания вообще. Но речь сейчас о другом.
Когда-то памятники в России создавались на народные пожертвования. И, думаю, не потому, что в то время не нашлось бы толстосумов, готовых на свои собственные деньги увековечить своего кумира (да и себя заодно). Просто, видимо, они были интеллигентнее и деликатнее, чем нынешние.
Обсуждая эту тему, я высказал свое негативное мнение по поводу готовящегося в Воронежа очередного культуртрегерского ляпа одному из достаточно известных деятелей современной воронежской культуры. Я сказал, что пора власти проявлять волю, ответственным чиновникам принимать решения ответственно и лично потом отвечать за их результаты, а не прятаться в кусты, ссылаясь на мнение неких комиссий по культурному наследию и т. п. Так вот, он мне возразил именно так: "Демократия!" Я не стал спорить с ним и напоминать, что самим-то народом давно уже и небезосновательно в это слово добавлена буква "р". Благодаря такой "дермократии" будут и памятники ставить не такие, не тем и не там.
Так вот, о народных пожертвованиях под лозунгом "Дело рук утопающих...". Несколько лет назад, при изготовлении мемориальной доски поэту А. В. Жигулину, я попытался возродить эту практику и, в какой-то степени, мне это удалось. Но, к сожалению, этого просто не заметили (или не посчитали нужным заметить), и мой почин остался втуне.
У властей по этому поводу ответ один: "Денег нет". И тут, оказывается, без помощи "спонсоров" никак не обойтись. А спонсор он - частное лицо и ему насильно мил не будешь. Вот круг и замыкается. "Люблю Высоцкого" и баста! И плевать на мнение других, у кого кишка тонка в финансовом, организационном и политическом смыслах.
Меня могут спросить: "Так зачем же ты пишешь это все, если понимаешь, что от этого сотрясения воздуха пользы не будет, и "памятник" Высоцкому, унижающий, а не возвеличивающий его будет стоять на ул.К.Маркса? Отвечу. Пишу я это лично для себя и нескольких малочисленных единомышленников. Пишу для того, чтобы будущие воронежцы, кому, конечно, это будет интересно и важно так же, как нам, знали, что не все жившие в начале XXI века в городе Воронеже безропотно соглашались с тем, как власти, прикрываясь демагогическими ссылками на демократию, использовали ее принципы и механизмы в собственных интересах, сваливали свои грехи на предыдущее руководство и, уходя в тину после "переизбрания", по сути дела чинили произвол.
Многое еще можно было бы сказать по этому поводу. Но пока эти предложения, скорее, из области беспочвенных мечтаний. Правда, и мечты бывают разные. Виктор Батраченко, например, представляет, как он будет сидеть рядышком с Высоцким на скамеечке бульвара и до блеска ласкать его бронзовую гитару. Я же вижу другую картину: "фоткающуюся" в обнимку с "Вованом" золотую нашу пивную молодежь. И мечтать о таком всенародном панибратстве мне совсем не хочется. Однако, реалии таковы, что скорее сбудутся надежды Батраченко, чем осуществятся мои предложения.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012