 |
22.03.08
Профессия - учитель. Яхта, плывущая в море
Бобровского мальчишку, Сергея Соколова, выросшего на берегу Битюга, всегда манило море. О страстной Серегиной мечте знали и друзья-ровесники, и педагоги, и родители. Поэтому никого не удивило, когда он, получив аттестат об окончании десяти классов, отправился в Севастопольское высшее военно-морское училище. Учился с радостью. У курсанта Соколова практически не было проблем ни с учебой, ни с армейской дисциплиной. Какие проблемы, если занимаешься тем, что тебе интересно? На пятом курсе, во время обязательной практики с Сергеем произошло знаменательное событие: впервые в истории флота человек, еще не получивший офицерского звания, готовился в автономное плавание на подводной лодке. Командир запрашивал на этот счет разрешение у самого начальника военно-морских учебных заведений Министерства обороны. Курсанту позволили идти в поход, несмотря на то, что он был рассчитан на гораздо большее время, чем практика. По окончании ее Сергей получил грамоту ЦК ВЛКСМ. В общем, после завершения учебы новоявленный лейтенант Соколов, вполне естественно, отбыл на место службы в Оленью Губу, на Северный флот - именно в тот экипаж, где получил первый серьезный опыт "автономки". Потом в его жизни будут еще восемь дальних походов, и каждый по-своему памятен, чем-то примечателен. "Об этом непосвященному человеку рассказать сложно, - признается Сергей Владимирович. И, слегка улыбаясь, добавляет: -Терминов много. Ты, пожалуй, и не запомнишь". А, по-моему, он просто не хочет впускать чужого в область очень личного. Зато в стихотворных строчках самодеятельного поэта ничего не надо растолковывать: понятна и романтика воинских будней, и верность мужской дружбе, и тоска по тому, чего не вернуть... В 1990 году в его военном билете появилась запись: "Уволен по сокращению Вооруженных сил". Объяснений случившемуся нет. Он был одним из тысяч офицеров, в одночасье потерявших не только любимую профессию, но порой и самих себя. Молодые, полные сил мужики вдруг оказались не нужны государству, которому служили верой и правдой. Подобная ситуация ломала судьбы многих. Но только не его. Во-первых, рядом были любимые дочь и сынишка, все понимающая жена Галина. Во-вторых, он считал, что не имеет права "упасть" при любых обстоятельствах. А в-третьих, жизнь, на его взгляд, слишком хороша, чтобы отчаиваться, пусть даже по такому важному поводу. Какую профессию мог бы освоить капитан-лейтенант в отставке Сергей Владимирович Соколов, если бы в апреле 1990 года не пришел работать в бобровскую среднюю школу N 4? Сам он пожимает плечами: "Сегодня даже представить не могу себя без школы". Впрочем, педагогический коллектив тоже трудно представить без него. Уже семнадцать лет Сергей преподает ребятам технологию, изобразительное искусство и странный предмет ОБЖ. Кроме того, ведет кружки "Юный яхтсмен" и "Юный охотник". - Школа - это целый мир, - объясняет Сергей. - В нем обязательно должны присутствовать мужское и женское начало. Иначе получается какая-то кособокость. Так уж вышло, что в нашем обществе образовательные учреждения, где в основном работают женщины, взвалили на себя процесс воспитания подрастающего поколения. Это неправильно. Российской школе нужны учителя-мужчины. И не только для того, чтобы привить мальчишкам особенные качества характера. Девчонкам тоже важно видеть, что трудная, тяжелая работа - мужская привилегия. Не нормально, когда женщины переносят парты, когда вбивают гвоздь, на который потом будут вешать двухметровый стенд, когда... Да, мало ли чисто мужских дел в школе?! ...В кабинет заглядывает взлохмаченный мальчишка: "Извините, Сергей Владимирович, нам ваша помощь срочно нужна". Приходится прервать разговор: в школьной мастерской собрались ребята на занятия кружка "Юный яхтсмен". Пока не было учителя, начали рассматривать какие-то чертежи в книге и заспорили над одним из них. Оппонентам явно требуется компетентное мнение. Это еще один аргумент в пользу мужского присутствия в школе. В шумном коридоре, который во время перемены похож на огромный муравейник, беру интервью у нескольких "муравьев". Вопрос задаю один: "Чему тебя лично научил Сергей Владимирович?" Ребята постарше отвечали с философским уклоном, каждый вспоминал какой-то эпизод из общения с учителем, и в каждом просвечивалась его личность. А совсем маленький парнишечка ответил предельно конкретно: "Я первый опробовал яхту, которую мы сделали под руководством Сергея Владимировича!" Яхта с названием "Надежда" - одна из последних достопримечательностей школы. Ребята мастерили ее несколько месяцев, потом был пробный спуск на Заячьем озере, что раскинулось на окраине Боброва. И только после основательных испытаний одноместное судно под шикарным бело-розово-голубым парусом вывезли на большую воду Воронежского водохранилища. По этому поводу появилась песня "Море - жизнь". Основной текст Сергея Соколова. Пели все вместе. А в январе этого года команда бобровской СОШ N 4 на областной олимпиаде по технологии заняла первое место, представив свою "парусную" работу серьезному жюри. - Ребята после объявления результатов были в восторге, - рассказывает Сергей Владимирович. - Это ведь их победа. Может быть, первая в жизни на подобном уровне. С ней, безусловно, пришло самоуважение - необходимое для формирования характера чувство. Выходя из школы, подросток уже должен быть личностью, почитающей страну, в которой живет, город, в котором заложены традиции народа. У меня каждый год перехватывает дыханье, когда во время линейки, посвященной эстафете "Слава", мальчишки произносят слова клятвы на верность Родине и передают друг другу шкатулку со священной землей с Мамаева кургана. Уверен, они в этот момент не кривят душой, они действительно клянутся. И пусть ученики видят мои слезы - я не стыжусь, как не стыдится своих слез стоящий рядом участник Сталинградской битвы. Потому что по-другому невозможно выразить те чувства, которые нас переполняют. Согласитесь, что женские эмоции в подобной ситуации будут восприняты совсем иначе. Наверное, он прав, бывший морской офицер, а нынче обыкновенный учитель сельской школы.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|