25.03.08
Спасти и сохранить
На наши вопросы отвечает Татьяна СТАРЦЕВА, начальник Государственной инспекции охраны историко-культурного наследия Воронежской области, заслуженный работник культуры РФ.
- Татьяна Сергеевна, чем знаменателен для вашей службы 2007 год? Как сказался он на здоровье исторических памятников?
- Для инспекции и для дела охраны памятников 2007 год был в хорошем смысле переломным. После вступления в силу областного Закона "Об особенностях сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного значения на территории Воронежской области" и существенных поправок в федеральное законодательство по вопросам сохранения культурного наследия многое изменилось.
Очень важно, что государственным органом охраны памятников на территории области определено управление культуры и туризма, которому переданы также федеральные полномочия по сохранению расположенных у нас памятников федерального значения. Госинспекция же является учреждением культуры, осуществляющим практическую работу по объектам культурного наследия. Эта функция обладминистрации раньше возлагалась на нашу инспекцию, хотя она не входила в систему исполнительной власти, что противоречило федеральному законодательству. Сейчас все приведено в соответствие...
Такого полного финансирования всех статей, необходимых для нашей деятельности, я не припомню за 25 лет работы в отрасли. Раньше в лучшем случае выделяли средства на "коммуналку", зарплату с начислениями. В последние же годы на ремонтно-реставрационные работы из областного бюджета направлены значительные средства. Ведется комплексная реставрация практически всех учреждений культуры (а они на 80 процентов -памятники).
Деньги поступают в срок, в соответствии с потребностями. То, что сначала казалось лозунгом, воплотилось в серьезные, конкретные решения и дела.
- А что помнится более всего?
- Были очень сложные ситуации, но управление культуры занимало в вопросах сохранения культурного наследия твердую позицию, и решения принимались в пользу памятников. В связи с государственной программой газификации населенных мест области в 2007 году u1084 мы столкнулись с проблемой проведения экспертизы земельных участков, отводимых для строительства газопроводов.
В 90% случаев местные администрации оказались совершенно не подготовлены к этому. Проекты газопроводов были выполнены без учета сохранения археологических памятников, нередко в проекте трасса была проложена непосредственно через древние курганы или в опасной близости от них. На первом этапе собственники земель настойчиво требовали, чтобы управление культуры и туризма согласовало отвод земель без всякого предварительного археологического обследования. Однако никто на компромисс не пошел. В результате спасено от уничтожения более десятка древних курганов и поселений: строители вынуждены были согласиться с необходимостью изменения проектов прокладки газопроводов для обеспечения сохранности объектов культурного наследия.
Или такой пример. В Богучарском районе на территории бывшего колхоза "Тихий Дон" было принято решение о разработке карьера. Как всегда, проектная документация не прошла историко-культурную экспертизу. Заказчики работ уверяли, что на месте карьера никаких памятников не было и быть не могло. Мы настояли на проведении предварительного археологического обследования. И было обнаружено очень интересное поселение эпохи бронзы, на территории которого через 2300 лет совершены погребения древних булгар, сопровождаемые захоронениями коней... Заказчики работ полностью оплатили археологические раскопки.
- Продолжают ли сегодня выявляться ранее не известные памятники культуры?
- На территории края более 2700 памятников, принятых на государственную охрану, в Воронеже -300. Наши сотрудники с весны до осени не вылезали из машин (нам предоставили такую возможность), вновь обследовав значительную часть области. Я почти уверена: ансамблей, комплексов, каких-то архитектурных шедевров открыто уже не будет.
Но неизвестные археологические памятники есть, и очень много. Вполне возможно, что в воронежской земле находятся уникальные для мировой культуры объекты. u1055 Процесс их выявления будет продолжен.
Пока еще далеко не все братские захоронения взяты под госохрану. Время от времени к нам приходит информация о местах каких-то исторических событий. Но она подлежит серьезной проверке: краеведы, часто люди весьма эмоциональные, нередко выдают желаемое за действительное. Но даже фантастическая информация нами не выбрасывается. Начинается проверка этих данных, запрашивается экспертное заключение ученых-историков...
Накапливается пакет документов, и когда Правительством Российской Федерации будет принято положение о государственной экспертизе, создан Федеральный Экспертный совет, специалисты установят, представляет ли объект какой-то интерес, или это только плод богатого воображения. А пока законодательством приостановлено принятие вновь выявленных памятников на государственную охрану.
- В связи с этим -несколько слов о законодательной базе культурно-охранной деятельности. Выходит, она остается недостаточной?
- Базовый Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" вступил в силу пять лет назад. Однако Правительство РФ не приняло пока ни один из шести обязательных подзаконных актов. У нас есть обширный список выявленных памятников, которые нужно принимать на госохрану, есть список объектов, обладающих признаками культурного наследия. Но чтобы придать им статус государственных, в обязательном порядке должна быть проведена государственная историко-культурная экспертиза, они должны быть включены в государственный реестр.
Соответствующих положений нет, значит, нет и законного основания и возможности проведения государственной экспертизы. С 2002 года не можем двигаться дальше. В том числе и в вопросе об охранных зонах. В законе есть четкое определение исторических городов (в нашей области их семь, в том числе Воронеж), но опять-таки нет положения об охранных зонах исторических городов и их памятников.
- Приблизит ли нас выход этих документов к решению проблемы? Могут ли мирно сосуществовать агрессивно наступающий "новодел" и архитектурное наследие?
- Приняв закон об охране объектов культурного наследия, государство сделало только первый шаг. Этого было бы достаточно, если бы все граждане России были законопослушными. Но вопросы сохранения памятников в увязке с современной застройкой исторических территорий городов и других населенных мест никогда просто решаться не будут. Уж на что благополучный по охране памятников город Санкт-Петербург, но и над ним нависла угроза исключения из списка Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, если в охранной зоне исторического центра все-таки будет построен небоскреб "ЮКОСа".
Стремление инвесторов к строительству новых зданий именно в исторических местах понятно. Это престижно, исторический центр гораздо живописнее кварталов современной застройки, оборудован инженерными сетями, да и продать жилье или другие помещения, построенные в историческом ядре города, можно гораздо дороже, чем на окраине. Города не могут быть застывшими, они должны развиваться. В них вполне можно вписать современные архитектурные формы, но именно вписать, увязать с уже существующими зданиями.
При этом должны быть сохранены неповторимые черты исторического города - сетка улиц, парки, скверы, площади, мосты и мостики, видовые площадки, с которых так приятно всем горожанам и гостям города любоваться открывающимися перед ними поймой реки, воронежскими далями. Дело за малым -честным отношением архитекторов и собственников земельных участков к тому, что они собираются делать в исторической части города. К сожалению, честность -категория нематериальная. Поэтому мы всегда останемся на острие конфликта.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012