 |
15.04.08
Страхование. Время двигаться дальше
Страховой рынок консолидируется, а его ряды редеют за счет компаний, не справившихся со взятыми на себя обязательствами. На страховщиков с иностранным участием приходится почти четверть всей собираемой на российском рынке страховой премии. Иллюзии относительно того, что иностранцы придут и предложат новые или дешевые продукты или лучший сервис, исчезли. Этого не произошло. Напротив, среди тенденций последнего времени – укрепление интереса предпринимателей, рассматривающих страхование как реальный инструмент повышения эффективности бизнеса, защиты своей семьи и имущества, к предложению национальных страховщиков. Традиционно за комментариями о происходящих на страховом рынке России событиях мы обратились к Сергею ЦИКАЛЮКУ, председателю совета директоров Страхового дома «ВСК», - компании, чья история развития приближается к двум десятилетиям, что по масштабу и глубине перемен в нашей стране срок весьма существенный. - Сергей, какова ваша оценка ситуации, сложившейся на отечественном страховом рынке? - Процессы слияний, поглощений, рост концентрации на страховом рынке по накалу приближаются к своему максимальному значению: около четверти национальной премии сегодня приходится на пятерку лидеров. Темп роста страхового рынка в 2007 году составил около 27%, а "ВСК" росла темпами, вдвое превышающими рыночные. В целом за прошлый год "ВСК" собрала более 18 миллиардов рублей страховых премий. Объем выплат превысил 8 миллиардов рублей. Активы составили более 18 миллиардов. Собственные средства - 5 миллиардов рублей. Страховые резервы - 12 миллиардов. И это далеко не все. В основе нашей работы - пятилетняя концепция развития компании, реализация которой позволит "ВСК" к концу 2011 года выйти на уровень сборов более чем в 50 миллиардов рублей. Этот год запомнится жесткой конкурентной борьбой во всех сегментах рынка. В России появились представители мировой страховой элиты, которые раньше лишь присматривались к нашему рынку. - Понятно, что ужесточение конкуренции требует постановки более амбициозных задач по развитию бизнеса и глубоких изменений в операционной модели компаний. Какова стратегия развития "ВСК"? - "ВСК" известна своим уникальным конкурентным преимуществом - региональной сетью более чем из 500 филиалов и отделений, официально зарегистрированных и расположенных во всех регионах РФ. Подчеркну, не точек продаж полисов - именно этим ограничен функционал филиалов большинства страховых компаний, - а самодостаточных подразделений, предоставляющих полный спектр услуг по сервису и сопровождению. Разница в подходе очевидна не только нашим клиентам. Сами страховщики обращаются к нам с тем, чтобы мы урегулировали за них страховые события, занимались сопровождением и переоформлением полисов. Почти 100 из 160 членов "РСА" уже не первый год урегулируют свои убытки по ОСАГО через наши филиалы. Наличие наиболее разветвленной и вместе с тем высокотехнологичной региональной сети позволяет "ВСК" внедрять совместные программы на федеральном уровне с более чем 100 крупнейшими банками страны, выступать в качестве независимого эксперта при осмотре имущества для ведущих лизинговых компаний, оказывая в том числе и консалтинговые услуги. Недаром ежегодно "Эксперт РА" констатирует лидерство "ВСК" на российском рынке страхования рисков банков и их клиентов, связанных с банковскими услугами. Но мы привыкли смотреть далеко вперед. Уже в ближайшей перспективе обеспечить синергетический эффект, не располагая технологическими новинками в оперативной работе, будет невозможно. Хотя, по оценке корпорации "Майкрософт", уже сейчас "ВСК" - один из несомненных лидеров на страховом рынке России по использованию инновационных технологий. - Что за технологии внедряет "ВСК", и какие возможности они откроют перед клиентами компании? - Главной целью внедрения инновационных продуктов является модернизация продуктов компании и повышение сервиса при урегулировании страховых событий. Поэтому мы привлекаем технологические решения от ведущих мировых производителей в своей области. Качественные изменения наши клиенты смогут увидеть уже в краткосрочной перспективе, а достигнуты они будут за счет автоматизации бизнес-процессов, андеррайтинга, продающих и сервисных подразделений и т.п. В настоящее время при поддержке корпорации "Майкрософт" в представительствах "ВСК" в московском регионе внедряется CRM - технология управления отношениями с клиентами, предоставляющая возможность реально изучить их потребности, оптимизировать оперативную работу. В более долгосрочной стратегии компании - создание "виртуального офиса", который обеспечит доступ сотрудников компании к корпоративным ресурсам безотносительно их географического положения. Сейчас мы изучаем аналогичный опыт международных компаний. С открытием "виртуального офиса" клиенты "ВСК" получат доступ к принципиально новым продуктам страхования, инструментам повышения эффективности бизнеса, защиты своей семьи. Заработали дополнительные точки контакт-центра "ВСК" в Москве, Калининграде и Хабаровске. Теперь наши клиенты могут получить круглосуточную консультацию специалистов компании. Принимаются не только телефонные звонки, но и web-, и email-обращения. Представьте - в течение часа контакт-центр обрабатывает более 700 звонков! Помимо усиления сервисных возможностей, в компании начата работа по модернизации более 500 филиалов и отделений. Уровень обслуживания и урегулирования должен соответствовать европейскому. Клиенты компании, чей бизнес не ограничен территориальными рамками, не должны замечать разницы в обслуживании в филиале в Москве или Ижевске и Нарьян-Маре. Первым шагом стало открытие центрального офиса компании в Москве, не уступающего по оснащенности лучшим европейским образцам. По последнему слову техники (в том числе с учетом акустических решений) оборудован конференц-зал, который позволяет проводить видео- и аудиоконференции с участием одновременно нескольких десятков филиалов компании. - На каких видах страхования компания будет делать упор? - Соотношение в портфеле компании долей премии по страхованию юридических и физических лиц наиболее сбалансированное - 50/50. Хотя в 2007 году это соотношение было впервые изменено в пользу увеличения объемов розничного страхования. Произошло это в силу увеличения рыночного спроса и технологической оснащенности страховщиков. Согласно данным "РБК daily", "ВСК" совершила качественный скачок, поднявшись с 11-го места в 2005 году. на 5-е по итогам прошлого года. Сегодня в портфеле "ВСК" почти два миллиона договоров с физическими лицами и около 700 тысяч - с юридическими. Отрадно осознавать, что россияне сделали выбор в пользу национального страховщика. Сейчас мы разрабатываем программы, которые позволят оптимизировать процедуру страхования при получении, например, ипотеки в банках. В настоящее время в ряде банков и ипотечных компаний проходит адаптацию такого рода программа, которая позволит их специалистам при выдаче ипотечного кредита получить в автоматизированном режиме расчет страхового полиса с прохождением необходимой многоуровневой процедуры андеррайтинга. Вместе с тем "ВСК" сохранила лидерство в работе с лизинговыми компаниями и банками, остается ведущей в морском и космическом страховании. По данным АИЖК, наша доля в ипотечном страховании составляет более 25%. Для сравнения: доля нашего ближайшего конкурента в этом секторе, тоже имеющего большую региональную сеть, - 10%. - Как удается столь крупной корпорации гибко реагировать на рыночные изменения? - Ответ прост. Инвестиции в технологии можно привлечь, способов привлечения заемных средств сегодня достаточно. Однако растущие финансовые показатели - результат работы конкретных специалистов. Мы привлекаем лучших из них. Так, в качестве андеррайтеров - специалистов, отвечающих за тарифную политику компании, - работают люди с математическим образованием. В целом в "ВСК" более 90% работников имеют высшее образование, 40 - ученую степень кандидата, а четыре - доктора наук. И это - основной секрет финансовой устойчивости компании в условиях постоянно меняющейся конкурентной среды. Важно и то, что все сотрудники нашей, одной из самых крупных на финансовом рынке страны, компании, имеют возможность трудиться в едином информационном поле. Сведения о крупнейших сделках, проектах поступают в режиме реального времени во все филиалы "ВСК", информацией обучающего характера в равной мере обеспечены сотрудники каждой вертикали. Системно силами приглашенных экспертов и топ-менеджеров головной компании проводятся обучающие семинары. Внедряется автоматизированная обучающая программа, которая позволит повысить уровень квалификации страховых агентов даже в самых удаленных регионах страны. - Руководители органов надзора прогнозируют в ближайшие годы сокращение количества страховых компаний на российском рынке вдвое. В чем причина ухода с рынка страховщиков? - Требования к страховщикам повышаются, но мало что делается для поддержки развивающейся страховой отрасли. Многие страховщики просто не успевают приспособиться к новым правилам, усиливающим ответственность страховщиков. До 30 российских регионов не имеют местных страховых компаний. А в итоге страдает потребитель. Например, работает в Магнитогорске небольшая страховая компания. Количество ее клиентов - не более 20 тысяч. Работает честно, соответствует требованиям рынка. Зачем ее закрывать? Федеральному страховщику не всегда целесообразно предлагать тот спектр услуг, которым привыкли пользоваться жители региона. - Разве не убыточность является главной проблемой страховых компаний? - Во-первых, причина убыточности для многих компаний - это демпинг. Отдельные компании умудрились даже на рынке ОСАГО, где тарифы определены законодательным образом, в погоне за наращиванием "портфеля" предоставлять скидки, запрещенные законом, применять не разрешенные законом коэффициенты по территории использования транспортных средств, не применять коэффициент "бонус-малус". Растущий колоссальными темпами объем мошенничества также оборачивается убытками для страховщиков, что является второй по важности причиной убыточности компаний. Во многих регионах мошенничество в области страхования - системный бизнес, в который порой бывают втянуты отдельные представители правоохранительных органов. Например, только у клиентов нашей компании было угнано в 2007 году 280 автомобилей, найден 21. Следует отметить, что дисбаланс вносят и неадекватно высокие расценки на ремонт автомобилей в регионах. Иной раз экономически целесообразно для ремонта доставить машину в Москву. В-третьих, рост осведомленности клиентов страховых компаний о возможностях, предоставляемых страхованием, - еще один путь для страховщиков, не располагающих четкой бизнес-структурой к банкротству. В связи с чем отрадно отметить, что, по данным Российского союза страховщиков, поток жалоб в адрес "ВСК" один из самых низких среди страховых организаций. - Сокращение числа российских компаний - это прямая угроза национальному страховому рынку. - Да. Доминирование иностранных компаний приведет к тому, что они будут определять тарификацию и условия, тем самым влияя на ход развития промышленности и экономики страны. Обсуждая в Правительстве проект "Стратегии развития страховой отрасли в РФ на 2008-2012 гг.", документа, который определит направление развития отрасли на ближайшие годы, премьер-министр Виктор Зубков высказался категорично: "Этого допустить нельзя". В ходе заседания премьер-министр обратился ко мне с вопросом о необходимости поддержки страховщиков со стороны государства, и я был вынужден констатировать, что без поддержки государства в вопросе капитализации отрасли будет трудно конкурировать с иностранными компаниями. Рынок растет серьезными темпами, иностранные страховщики увеличили свой капитал в 14 раз, отечественные - только в 5,7. - Какие еще вопросы привлекли внимание членов Правительства? - Члены Правительства обсуждали вопрос о необходимости страхования различных видов ответственности. Среди наших соотечественников распространена позиция иждивенца на обеспечении государства. Так вот, министр промышленности Сергей Иванов говорил о необходимости страхования ответственности судовладельцев, глава МЧС России Сергей Шойгу - о необходимости активного страхования от пожаров, ведь за год в стране выгорает площадь, равная городу с населением в 250 тысяч человек. Премьер-министр привел в пример ситуацию на Сахалине, где произошло землетрясение. На восстановление домов средства в размере семи миллиардов рублей были выделены из бюджета, к страхованию пострадавшие не прибегали. В целом страховщики убедились, что члены Правительства Виктор Зубков, Сергей Иванов, Сергей Шойгу, Сергей Нарышкин и Сергей Путилин, которые выступили в поддержку отечественного рынка, мыслят с ними на одной волне. А отечественный бизнес был вынужден признать, что не имеет единого идейного центра. - Поясните, что вы имеете в виду? - Проект стратегии был подвергнут премьер-министром критике, причем основная часть его претензий к документу в точности повторила те, что ранее высказывали страховщики. "ВСК" участвует в работе большинства страховых объединений, подготовке главных нормативных документов отрасли. Вместе с тем сегодня нам приходится констатировать наличие серьезного потенциала для совершенствования работы отраслевых союзов, руководство которых не в полной мере доводит позицию страховщиков до власти. - Каковы результаты работы "ВСК" в Воронежской области? - Филиал "ВСК" в Воронежской области в полном объеме выполняет свои обязательства перед федеральными министерствами и ведомствами, бюджетными организациями и корпоративными и частными клиентами. В целом под страховой защитой филиала находятся более трех тысяч корпоративных и около 15 тысяч частных клиентов. В основе стабильной работы филиала - возможность предоставления максимально широкого спектра услуг с уровнем качества и оперативности в урегулировании страховых событий, не уступающим центральному офису. Это позволило приступить к реализации совместных программ федерального значения с ведущими банками, лизинговыми компаниями. Так, совместно с АКБ "Юниаструм Банк" и Агентством ипотечного жилищного кредитования приступили к реализации Федеральной программы "Ипотека для военнослужащих". Среди клиентов "ВСК" ведущие предприятия региона - ЗАО "Воронежстальмост", ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" (ВАСО), ЗАО ТД "Финист", ОАО "Воронежнефтепродукт" и другие. По пути выполнения всех своих обязательств и дальнейшего динамичного развития будем двигаться и дальше.
Воронежский филиал Страхового дома "ВСК" г. Воронежа, ул. Никитинская, д. 42, Тел. : 77-46-78, 72-01-06. |
Реклама.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|