|
18.06.08
Мастер-класс. Встреча с финской музыкой
Недавно в Воронежском Доме композитора в рамках фестиваля современной музыки состоялась творческая встреча с финским композитором Пертту Хаапаненом. Он рассказал о своем творчестве, о том, как развивается музыкальная культура в Финляндии, и даже провел мастер-класс. Молодой музыкант – выпускник Академии музыки имени Сибелиуса в Хельсинки, стажировался в Париже и Копенгагене. После встречи нам удалось задать ему несколько вопросов. - Для воронежской публики финская музыка стала своего рода открытием, в Европе же она прочно завоевала признание. Как вы думаете, чем объясняется то, что ее сегодня так хорошо принимают за рубежом? - Действительно, наших композиторов сегодня хорошо знают в Европе: за двадцать лет финны одержали тринадцать побед на конкурсах в Париже. Это настоящая удача. А причину такого подъема я вижу в том, что сегодня в стране уже сложилась традиция близких профессиональных контактов с европейскими странами. Особенно важно то, что многие композиторы проходят обучение или стажируются за границей - либо во Франции, либо в Германии. Потому в нашей музыке слышно так много влияний, много стилей. Собственно, развитие финской музыкальной культуры и связано во многом как раз с привлечением в Академию музыки имени Сибелиуса музыкантов с европейским образованием. - А как бы вы могли определить стиль вашей собственной музыки? - Мне трудно определить свой стиль и отнести его к какому-то определенному направлению: моя музыка вряд ли вписывается в определенные стилистические рамки. Может, в чем-то она близка постмодерну, но это тоже не очень четкое определение. - Какие композиторы наиболее вам близки по музыкальному выражению, по образному стилю? - Я с глубочайшим уважением отношусь к музыке Скрябина, она мне близка по духу, по ее эмоциональному содержанию. Конечно, очень люблю музыку Яна Сибелиуса. Несмотря на спад интереса к его творчеству в тридцатые годы, когда романтические традиции активно вытеснялись новыми авангардными тенденциями, сегодня авторитет этого великого художника огромен и в Финляндии, и во всем мире. - В современной музыке уже многое испробовано, и очень трудно найти какой-то новый путь, новые средства. Как вы решаете эту задачу? - Каждый композитор, как и человек, индивидуален, неповторим. А значит, если ты пишешь музыку, то она будет такой же новой и неповторимой, как и ты сам. - Ваша музыка довольно сложна для исполнения. Необычны и исполнительские составы, тембровые решения. Взять, к примеру, те сочинения, которые мы только что услышали ,- «Сонату для электроники», выполненную в технике модификации звука, или вокальное произведение для женского голоса и ансамбля инструментов, где вы применяете слова изобретенного вами языка. Эту музыку ведь очень трудно спеть! - Бывает, я ищу музыкантов, которые могли бы исполнить задуманное произведение. Только союз с исполнителями, полное понимание ими замысла и способность справиться с техническими сложностями дают тот результат, к которому я стремлюсь. - Пертту, скажите, а что вы считаете главным в своих произведениях? Как бы вы определили их содержание? - Самое главное в музыке - это не столько выражение эмоций, сколько выражение чувств. Ведь чувства и эмоции - это разные вещи. Чувство - состояние длящееся, а эмоция кратковременна - это миг. Очень важно, чтобы музыка несла в себе отношение к миру этого художника, которые ее создает, чтобы она воплощала вечные ценности.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|