 |
24.06.08
Равенство в бедности
В последнее время особенно остро стоят проблемы образования: его качество, существующие условия, зарплаты учителей. Эти проблемы были затронуты на экспертно-методическом семинаре "Общественное обсуждение реализации комплексного проекта модернизации системы образования Воронежской области". - По мнению социологов, учительство предрасположено к равенству в бедности больше, чем к неравенству в достатке, - отметил один из участников семинара, член Общественной палаты РФ, ректор Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский. - Это своего рода психологическая установка, и любое различие в зарплате моментально вызывает сложность в общении людей. Многие до конца так и не могут понять, почему один учитель иной раз получает больше, чем другой. На это вопрос сложно дать однозначный ответ... Мы привыкли видеть консервативную систему аттестации и оплаты труда работы учителя, в которой заложены формальные показатели. И сама по себе высокая квалификация, как ни парадоксально, отнюдь не гарантирует высоких результатов. Поэтому выгоднее было бы осуществлять оплату труда педагога по результатам его деятельности. Особенно на селе, где до сих пор остались учителя-многостаночники, преподающие одновременно несколько предметов. О каком качестве образования здесь может идти речь? Хотя этим учителям все-таки нужно отдать должное: они не бросили сое дело. Участники общественного обсуждения также особо подчеркнули важность повышения квалификации директорского корпуса за счет командного характера обучения управленцев. А чтобы педагог работал честно и ответственно, ему необходимо создать соответствующие условия труда - это тоже своего рода вложение в человеческий капитал. Какие же условия мы имеем сейчас? Например, в сельских школах... - К сожалению, подавляющее большинство детей в Воронежской области сейчас продолжают учиться в школах, не соответствующих не то, что современным, но и вообще элементарным требованиям: без оборудованных кабинетов, теплых туалетов, пунктов питания, - добавил Александр Изотович. - Я не говорю уже об образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями... Развитие сети образовательных учреждений региона осуществляется еще с 2002 года по двум направлениям, одно из которых - создание базовых сельских школ, где учащиеся имеют возможность получить качественное образование, в том числе профильное. В этом случае сельской школе намного тяжелее приходится, чем городской: она должна выполнять не только свою основную - образовательную - функцию, но и социокультурную, являясь оплотом традиций и культуры района или районной центра. В городе с этим могут справиться соответствующие институты. Но откуда им взяться в деревне? Одна из основных проблем, затронутых на семинаре, - качество образования. Особое внимание стоит уделять школам, которые дают углубленные качественные знания: лицеям и гимназиям, занимающимся инновационно-экспериментальной работой. Нынешний норматив не учитывает всех тех задач, которые должна выполнять сельская школа. Хотя в последнее время, по словам участников семинара, наблюдается позитивная тенденция: сельские школы превращаются в социокультурные центры - с библиотеками и хорошо оборудованными спортивными залами. Кстати сказать, в Каширском районе даже есть свой медиа-центр. Второе направление развития - реализация проекта "Школьный автобус" для сельских школ. - Интересен подход к этому в Астраханской области, - полагает один из участников семинара, заместитель руководителя управления образования Воронежской области Геннадий Козберг. - Там нужны - не поверите! - катера. Много сел находятся в дельте Волги. И для решения проблем с передвижением был задействован флот. Что ж, остается надеяться, что если где-то школьникам учиться помогают катера, то в наших условиях, так сказать, на суше, все должно быть намного проще - лишь бы и учителя, и ученики, и чиновники стремились к достижению поставленных целей.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|