 |
27.06.08
Продолжение темы. В защиту слова
Своевременная и тревожная статья ученого-лингвиста Иосифа Стернина "Обойдемся без мата" ("Коммуна", 22 апреля 2008г.) не может не взволновать тех, кто любит русский народ, русский язык и наш город, которым мы привыкли гордиться и о котором с восхищением говорили все, кому довелось побывать у нас в гостях. Особенно любили Воронеж многочисленные студенты-иностранцы, "дети разных народов", получившие у нас высшее образование. И как же горько было узнать из статьи, что, по сведениям лингвистов, Воронеж, город Воинской славы, в центральной России стал лидером по сквернословию. Как далеко зашла болезнь, излечима ли она? Возможно ли очистить русский язык, "повелитель многие языков" (М.Ломоносов) от словесной проказы, или проще махнуть рукой и примириться с этим сатанинским наваждением? Автор статьи не только раскрывает перед читателем плачевное состояние речевой культуры горожан, но и стремится вскрыть причины этого бедствия, наметить некоторые пути борьбы с ним. Главной причиной засорения русской речи ученый справедливо считает низкую культуру воронежцев, особенно молодежи. Самое тревожное здесь то, что девушки, будущие матери, не стесняясь, громко произносят непотребные слова, порой даже не замечая своего позора. Людям просто не хватает слов для выражения мысли, и они восполняют свой скудный лексикон похабщиной. Прав он и в том, что матерщина является своеобразным протестом против нищенской жизни, в которой пребывает значительная часть нашего общества. По мнению Стернина, сквернословия было бы значительно меньше, если бы удалось поднять материальное положение людей. Конечно, доля правды здесь есть, но смею утверждать, что это не вся правда. Сытость и культура не всегда находятся в прямой зависимости. Можно быть хорошо обеспеченным и даже богатым, но оставаться хамом и по-хамски выражать свои мысли. Конечно, необходимо вызволить народ из унижающей человека бедности, но при этом должно проявлять заботу и о духовном воспитании личности, начиная с самого младшего возраста. Автор статьи справедливо акцентирует внимание на роли семьи в формировании речевой культуры. Однако не надо забывать, что атмосфера семьи напрямую зависит от внешней и внутренней культуры людей, ее составляющих. Только высокая нравственность и духовность, выработка строгих норм поведения могут оградить детей от опасности заразиться вирусом сквернословия. Немалое значение имеет и степень интеллигентности учителя, чей нравственный пример может оказать влияние на всю последующую жизнь ребенка. Стернин предлагает еще ряд мер борьбы со сквернословием. Его предложение ввести языковую цензуру в СМИ и печать можно только приветствовать. Что же касается использования средств наглядной агитации (буклеты, листовки и всякого рода воззвания), то мне это кажется делом весьма сомнительным: как бы не получился эффект обратного действия… Соглашаясь со многими положениями статьи, хотелось бы внести и существенное добавление. В ней почему-то не названо самое сильное оружие борьбы за чистоту русского языка – художественная литература, формирующая в личности человека систему нравственных и эстетических ценностей. Недаром в Великую Отечественную войну народы Советской страны кровью своей защищали как свое физическое существование, так и великое русское Слово. Оно же, в свою очередь, помогало спасти не только Пушкина и Толстого, но и Руставели, и Низами, и Шевченко, и Райниса - все художественное богатство нашей страны. Сейчас, когда над русской классической литературой нависла серьезная угроза, об этом особенно важно помнить. Ее, обогащающую многие литературы мира, фактически вычеркнули из программы средней школы. Опасности, соответственно, подвергается и русский язык, так как в школьном обучении не будет больше сочинений. Страшно подумать, что из русской школы изгонят Пушкина, Достоевского, Толстого, Шолохова! У детей отнимут могучее средство их нравственного совершенствования. Отсутствие сочинений неизбежно ведет к косноязычию и увеличению доли сквернословия. Навыки речевого общения теперь будут формировать не семья, не школа, а улица. На смену красоте пушкинского языка придут жаргон и откровенная похабщина. Чтобы этого не произошло, необходимо всем миром встать на защиту лексического богатства русской речи, которое достигается только приобщением к классической художественной литературе и к лучшим образцам советской многонациональной литературы. Если уж речь зашла о великом значении русской литературы в сохранении человеческого в человеке ("Я - человек! Перед именем этим быть мне пожизненно в строгом ответе!"), то нельзя не сказать об одном ее качестве, имеющем прямое отношение к поднятой в статье проблеме. "Совесть - вот что принесла Россия в мировое сознание. А ныне есть опасность лишиться этой высокой качественной категории", - некогда написал великий композитор Г.Свиридов в заметках "Останется ли Россия русской?". Чувство ответственности перед собственной совестью ("Уж лучше совсем не жить, чем без совести...") характерно не только для русской классики, но и для лучших произведений советской литературы. Созданные в эпоху официального атеизма, они никогда не отрекались от святых библейских заповедей, предписывающих каждому жить в согласии с собственной совестью. Таким образом, человеку, познавшему и полюбившему Пушкина, Толстого, Шолохова, совестно позорить себя и свою речь сквернословием. Совестно это и греховно - проповедует и церковь. Не мешало бы вспомнить о совести и тем, от кого сейчас зависит нравственное состояние нашего общества, зеркально отражающееся в речевой культуре: писателям, артистам, работникам СМИ. Стыдно развращать народ ложно понятой свободой изображения низменных страстей и культивирования ненормативной лексики. Долг творческой интеллигенции - включиться в активную борьбу за предоставление детям права получать полноценное образование, сохранив в числе обязательных дисциплин русскую литературу, чтобы не потерять наш великий и могучий русский язык и тем самым сохранить от окончательного распада народ. (Вспомним, что в древности слова "язык" и "народ" были синонимами). Надо наконец осознать, что борьба за чистоту языка есть борьба за будущее нашей страны. Пришло время "бить в рельсу", чтобы поднять все здоровые силы общества на защиту великого русского Слова, ибо наше поколение ответственно за него перед прошлым, будущим и перед самим Господом Богом.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|