 |
28.06.08
Новая книга. С болью, тревогой и надеждой
Традиционно считается, что газетные публикации - это, в отличие от художественной литературы, "однодневки". Но вот читаешь только что вышедшую книгу Пятерима Варфоломеева "Это мы, Господи..." - и понимаешь: публикация публикации рознь. В книгу вошли очерки и статьи известного журналиста, опубликованные в центральной печати на рубеже XX и XXI веков. Практически все эти публикации, за небольшим исключением, посвящены теме русской деревни. В комплексе сложнейших вопросов - организационных, экономических, нравственных и многих других, которые аккумулируются в одном очень емком понятии "деревня", разобраться непросто. Пятерим Варфоломеев разбирается в них блестяще. Проблемы сельской жизни ему хорошо знакомы: у него серьезный опыт работы в районной и областной газетах, более четверти века отдано "Труду", собственным корреспондентом которого журналист исколесил Черноземье вдоль и поперек. Варфоломеев честен с читателем. "Как ни грустно, - пишет он, - но приходится признать: мы, россияне, умны бываем, добры и жалостливы только задним числом. Мы обожаем копаться "в грязном белье истории", притом начисто игнорируем темные, а порой жуткие, явления дня сегодняшнего". На страницах книги о таких явлениях рассказывается исключительно профессионально, глубоко и образно. Автор книги считает, что "с деревенских косогоров лучше видно, куда двигать реформу". Удивительно, но у нас судьбу деревни и в прошлом, и сегодня решали и продолжают решать без ее участия. Спрашивали и спрашивают всех, кого угодно: политиков, академиков, губернаторов, случайных прохожих на улицах Москвы, пришельцев, нахватавшихся рыночных верхушек... Только не тех, кто там, в этой деревне, жил и работал всегда. "Родившееся в далеких от земли кабинетах предположение о том, что мужик страстно мечтает пожить, отгородившись от соседа крепостной стеной, на поверку оказалось ложным. К переделу рвутся, как это ни печально, не самые работящие и не самые трезвые" - к такому выводу приходит Пятерим Варфоломеев. Сегодняшнюю ситуацию в деревне привычно называют одним из "парадоксов российской экономики". Парадоксов таких немало. Вспоминается, к примеру, как года три тому назад министр сельского хозяйства поздравлял волгоградцев с рекордным урожаем в три миллиона тонн зерна. Буквально в эти же дни газеты сообщали, что большое число хозяйств области оставляли хлеб на полях: убирать его невыгодно. Вырастить и убрать урожай - дело весьма затратное. Только на приобретении одного горючего - при нынешних-то ценах на него - можно, грубо говоря, "остаться без штанов". Покупая и его, и удобрения, и необходимую технику, хозяйства вынуждены залезать в долги. Как и чем расплачиваться? Одна надежда - на урожай. Но много лет подряд повторяется одно и то же: как только начинается уборка, падают закупочные цены на зерно, и сельхозпроизводители опять оказываются в проигрыше. Урожай убрали, а долги стали еще больше. "Финансовый капкан" подстерегает деревню буквально на каждом шагу. Подумайте только: в стоимости буханки хлеба, которую каждый из нас ежедневно покупает в магазине, доля тех, кто с утра до ночи работает в поле, - меньше всего. И эта доля продолжает уменьшаться. "Представляете? - размышляет герой одного из очерков журналиста. - Один килограмм полноценного зерна (хлебом из него можно день кормить целую семью) приравнивают к жевательной резинке, которая и годится лишь на то, чтоб ее взять в рот и через минуту выплюнуть..." Мне могут возразить: очерки Варфоломеева написаны, мол, в прежние годы, а сегодня действуют приоритетные программы по развитию села. Действовать-то они действуют. Но вот письмо жителей села 2-й Красный Лиман Панинского района, опубликованное в "Коммуне" в конце июня: "В то время как в магазинах литр молока неизменно стоил в среднем 25 рублей, мы, сдатчики, получали за него в феврале 9 рублей, в апреле - 7,50 и 6 рублей. А с 15 мая всем объявили: "За литр - четыре тридцать!" Увы, не стареет проблема, о которой пишет журналист. Варфоломеев именует это не "парадоксом", а "моральным и экономическим террором по отношению к российской деревне", "юридически безупречным грабежом". Эту суровую, жесткую оценку автор книги подкрепляет многочисленными фактами. Бывшая героиня труда, которой хлеб "не по деньгам"; "заслуженный отдых" сельской семьи, смахивающий на "незаслуженную каторгу"; квалифицированный инженер, занимающийся унизительным промыслом; берущие в оторопь цифры, показывающие сокращенье поголовья скота в селах, где уже никто "не мычит и не телится"; вакханалия растащиловки, поразившая деревню; малолюдье, "призрак кадрового голода", ставшие для села великим бедствием... Обо всем этом и о многом другом Пятерим Варфоломеев рассказывает с неизбывной болью и тревогой. При этом необходимо сказать, что автор книги оптимистично смотрит в будущее русского села. "Таков уж, - размышляет он, - у нашего народа склад характера и души. С самых древних времен он глубоко, истово верит, что не в деньгах счастье, что не деньги делают человека Человеком. Наверное, поэтому наши люди остаются Людьми в годины тяжких испытаний - будь то лихолетье войны или лихолетье каких-либо сумасбродных преобразований". Большую главу книги, названную "Встречи на проселках", автор посвятил тем, кто "чисты душой, часто наивны, а в чем-то потаенном, глубинном бесконечно мудры". Они творят добро не для себя - для других. На них и надежда. Испокон веков среднерусская глубинка славилась своими мастерами, была "хранительницей того генетического кода, из которого произрастают корни крестьянских родов". "Миром по-прежнему все-таки правит доброта, люди остаются людьми, в каких бы тяжких обстоятельствах они ни оказывались". И это сулит надежду. Мировая практика знает различные варианты отношения к труду земледельца. Есть страны, где в производстве и сбыте сельскохозяйственной продукции действуют только неумолимые законы рынка. Есть и те, где государство помогает крестьянину не на словах, а на деле. В любом случае уровень развития сельского хозяйства определяет то, кому достаются дивиденды от труда на земле: самому крестьянину или тому, кто умеет выгодно перепродать результаты его труда. По всему видно, у нас длительное время делалась ставка именно на перепродажу. А деревне всего-то и надо от власти, "чтоб не ломала сельский уклад через колено, не мешала мужикам жить своим умом". Сегодня, кажется, все-таки наметился поворот в сторону усиления внимания к российскому селу. И этот поворот, как очень правильно пишет в предисловии к книге руководитель Главного управления культуры и туризма Воронежской области Иван Образцов, "вряд ли бы состоялся, если бы не талант и честный взгляд на деревенские тяготы и беды таких журналистов, как Пятерим Варфоломеев и ему подобных". В последнее время российская пресса довольно заметно пожелтела. В связи с этим престиж профессии журналиста в глазах думающего читателя серьезно упал - с этим фактом трудно поспорить. Но книга Пятерима Варфоломеева "Это мы, Господи..." ярко показывает, что есть и другая журналистика. Правдивая и объективная. Добрая и светлая. Эта книга - совсем не собрание "однодневок". Даже через много лет она будет полезной тому, кто станет кропотливо изучать историю русской деревни конца прошлого - начала нынешнего веков.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|