 |
28.06.08
Проблема. В любой вуз. За ваши деньги
В чем правы и в чем заблуждаются родители и абитуриенты воронежских вузов?
Куда пойти, чему учиться? Социологи консалтингового центра «Контент» выяснили: большинство воронежцев (56,5%) уверены, что качество образования выше в государственных вузах. Но население заблуждается насчет того, что тип учебного заведения не влияет на возможность найти работу (43%). По информации экспертов воронежского журнала "Шеф", далеко не все успешные частные фирмы и бюджетные организации берут к себе выпускника коммерческого вуза с распростертыми объятиями – фундаментальным образованием по традиции считается "государственное". Это - во-первых. Во-вторых, многие "кадровики" разборчивы потому, что коммерческие учебные заведения "всеядны", конкурс в них практически отсутствует, а большинство преподавателей - совместители. Даже кадровики новой формации - менеджеры по персоналу - редко отбирают молодых специалистов с "иными" дипломами, хоть и гособразца, на высокооплачиваемые должности. В итоге вчерашний студент, который пять лет учился на родительские или свои кровные деньги, вынужден довольствоваться ролью "второстепенного кадра". Вообще же, в Воронежской области работают по специальности почти 70% бывших студентов, независимо от места обучения. Ко всему прочему, коммерческие вузы не обладают собственной материально-технической базой, а потому не готовят "технарей", хотя именно они жизненно необходимы развивающейся экономике. К примеру, в Борисоглебске создается филиал ВАСО, на Нововоронежской АЭС идет строительство новых энергоблоков. Абитуриентам и их родителям нелишне обратить внимание на цифры, которые назвал "Коммуне" руководитель Главного управления образования Воронежской области Яков ЛЬВОВИЧ, сравнить их с данными публикуемого сегодня соцопроса. - Ныне примерно 25% студентов готовятся по техническим направлениям: информатике, вычислительной технике, автоматизированным системам, переработке и так далее. Около 5% молодых людей обучаются строительно-монтажным специальностям, 9% - сельскохозяйственным. Итого - 39%. Это совсем мало! В то же время по экономическим направлениям идет подготовка 21% обучающихся, и 14% приходится на гуманитарные специальности, где основную часть составляет юриспруденция. То есть, мы готовим 35% тех, кто в таком количестве не нужен. А ведь большинство абитуриентов намерены поступать опять-таки на экономические и юридические факультеты!
Синдром "белой рубашки" Яков Львович уверен: надо переубеждать родителей, настраивать гражданское общество на то, что в нашей области в ближайшей и далекой перспективе будут востребованы "конкретные, прикладные специалисты, технологи (в том числе с приставкой "нано"), инженеры-практики, а то "система образования работает вхолостую и производит никому не нужные кадры". Но если бы все было так "просто и понятно"! В своем письме в "Коммуну" жительница Репьевского района Татьяна СУХАНОВА написала: "Наша местная газета напечатала сообщение директора независимого агентства в сфере образования "РейтОР" Ирины Артюшиной: "Сейчас идет бум платного образования. Если 3-4 года назад на 80 бюджетных мест приходилось 20 коммерческих, то теперь их соотношение примерно 50 на 50 процентов". Какая же глупость! Или, наоборот, хитрость, вводящая общественное мнение в заблуждение. Кому это нужно? Теоретикам платного обучения? Можно подумать, что мы, нищие деревенские родители, просто мечтаем:, как бы пристроить ребенка в хороший коммерческий институт. Мол, зачем нам государственный вуз с его высокими требованиями и бюджетной основой. А мы ведь выбираем: чтобы и недорого было, и чтобы ребенок в городе потом пристроился, в белой рубашке с галстуком ходил, всегда хлеб с маслом да кофеек имел, а не самогоном в деревне заливался". У матери - своя правда, однако "перепроизводство" невостребованных вузовских кадров порождает парадокс: простые работяги в Воронеже зачастую имеют зарплату выше, чем "одиплованные" специалисты. Более того, на ВАСО, к примеру, ученик токаря получает 20-25 тысяч! Но руководство авиастроительного общества с сожалением признает: этот стимул действует только в 50% случаев. Выходит, права Татьяна Суханова: "белая рубашка с галстуком" имеют свою привлекательность. Да только ведь студентов-"платников" в стране уже 59%. Этим летом смогут поступить в вузы на бесплатной основе.на 40 тысяч абитуриентов меньше, чем год назад. Надо полагать, "свято место" пустовать не будет.
"Учеба не напасть…" - Родителям нынешних и будущих студентов можно только посочувствовать, - говорит доктор наук, депутат Госдумы по Воронежской области Руслан Гостев. - Увы, сегодня сокращение бесплатных мест в отечественных вузах идет со скоростью 8-10% в год. При таких темпах через 10 лет в России вообще не будет бесплатного высшего образования. А парламентское большинство, заметьте, 22 мая этого года поставило крест на законопроекте "Об образовательных кредитах". Можно заподозрить депутата-коммуниста в "предвзятости", но на официальном Интернет-сайте Госдумы приведены "отказные" доводы, которые вызывают недоумение. Например: "студенты могут массово уклоняться от погашения кредитов"; "из-за резкого роста спроса на образовательные кредиты подорожает и само образование"... Между прочим, правительство дало отрицательное заключение по проекту вот с какой формулировкой: "Носит затратный характер". С одной стороны, госмужи ратуют за успешную реализацию нацпроекта "Образование"; с другой - осторожничают: названный выше законопроект не предусматривал залог и наличие поручителей, гарантии банку по кредиту должно было предоставлять правительство. К тому же предусматривались минимальные проценты по заемным суммам. К слову, в Европе образовательный кредит выдается сроком на 30 лет не более чем под 3% годовых, у нас же - на 10 лет под 10-12%. Как такой кредит можно потянуть, если полученная специальность будет невостребованной, а работа (если найдется!) - низкооплачиваемой? Как говорится, учеба не напасть, да потом бы не пропасть. - При том, что другие страны нашему государству не указ, соцопросы свидетельствуют: взять деньги в долг на обучение хотел бы каждый третий абитуриент, не рассчитывающий поступить на бюджетное отделение, - говорит депутат Гостев. - Увы, увы... Ратуя за доступность и востребованность высшего образования, можно поразмышлять вот над чем: в Германии, Франции и Финляндии вузы являются бесплатными как для всех своих граждан, так и для иностранных студентов; с трудоустройством дипломированных специалистов там (и вообще за границей) тоже нет больших проблем, туда даже наши выпускники вузов уходят потоком. Может, мы тоже доживем до такого? Вдруг власти по разумному распорядятся Стабилизационным фондом и нефтедолларами - правительство не знает, куда их пристроить. Пока же, родители и абитуриенты, мужайтесь. Везения вам!
Соцопрос воронежцев
Как вы думаете, в каких вузах качество образования выше: в коммерческих или государственных? |
Ответы в % |
В коммерческих |
5. 0 |
В государственных |
56.5 |
Качество образования не зависит от типа вуза |
22.5 |
Затрудняюсь ответить |
16.0 |
Как вы считаете, выпускнику, какого вуза легче найти работу в Воронеже: коммерческого или государственного? |
Коммерческого |
5.0 |
Государственного |
31.0 |
Тип вуза не влияет на возможность найти работу |
43.0 |
Затрудняюсь ответить |
21.0 |
Как вы думаете, какие специальности сегодня больше востребованы на рынке труда? |
Экономические (экономика, маркетинг, бухучет и т. п. ) |
19.0 |
Юридические |
22.0 |
Медицинские (медицина, фармация) |
10.5 |
Педагогические |
4.5 |
Управленческие (менеджмент, гос. служба и т. п. ) |
16.0 |
Технические (инженерные, строительные) |
30.5 |
Технологические (технологи различных производств: пищевые, химические и т. д. ) |
10.0 |
Информационные (информатика, компьютерная техника) |
24.5 |
Естественные науки (математика, физика, химия, история, география, и т. п. ) |
5.0 |
Общественные науки (журналистика, философия, психология, социология, PR, международные отношения и т. п. ) |
13.5 |
Творческие (театральные, художественные, музыкальные и т. п. ) |
2.0 |
Спортивные (физкультура и спорт) |
8.0 |
Военные |
7.0 |
Другое |
5.5 |
Затрудняюсь ответить |
23.5 |
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|