05.07.08
Забытый плацдарм
65-й год остается изгоем памяти забытый плацдарм Воронежского фронта – Сторожевской. Не стоят здесь на пьедесталах ни гранитные солдаты, ни танки прорыва. И самих пьедесталов здесь, увы, все еще нет…
Минувшими январскими днями воронежская общественность отметила очередную, 65-ю годовщину освобождения области от немецко-фашистских захватчиков. К мемориалам и обелискам, где они есть, легли традиционные венки и цветы. На морозном ветру жиденькие митинги ветеранов (неумолимо прореживает жестокое время их ряды) отговорили недлинные церемониальные речи. Под фронтовые «сто граммов» вспоминали, как все это было здесь в студеный январь 43-го. Под занавес торжеств кто-то из представителей власти, выудив в памяти давнюю суворовскую истину, в очередной раз напомнил: "Война не может считаться законченной, пока не будет похоронен последний солдат". В общем, все - как всегда...
А на обочине этих неулыбчивых и негромких торжеств 65-й год безропотно и сиротливо мерз на январской стуже изгой нашей памяти легендарный Сторожевской плацдарм - правый фланг героической Острогожско-Россошанской операции, "Сталинграда на Среднем Дону". А ведь именно с него части 40-й армии начали освобождение от фашистов Воронежской области.
Это теперь известно: разгром на донских берегах 2-й Венгерской армии стал самым крупным поражением за всю тысячелетнюю историю этого государства. И начался он с маленьких лискинских плацдармов у Дона - Щученского и Сторожевского. Оба они не только почти полгода надежно прикрывали с разных сторон железнодорожную станцию Лиски, гнавшую под Сталинград военные грузы. В январе 43-го этим "пятачкам" придонской земли предопределено было Ставкой стать основными участками прорыва в Острогожско-Россошанской операции.
Эту операцию по разгрому гитлеровцев на Дону между Кантемировкой и Воронежем и освобождением железной дороги Лиски - Кантемировка и Лиски - Валуйки Верховный главнокомандующий И. В.Сталин 21 декабря 1942 года лично поручил разработать и провести командующему Воронежским фронтом генерал-лейтенанту Ф.И.Голикову. Ход подготовки операции контролировали представители Ставки ВГК генерал армии Г.К.Жуков и генерал-полковник А.М.Василевский. 4 января 43-го вместе с командованием фронта они лично побывали на Сторожеском и Щученском плацдармах, где ознакомились с состоянием войск 40-й армии и 18-го отдельного стрелкового корпуса.
Сторожевской плацдарм "родился" раньше Щученского на три дня - 9 августа 42-го. Ему же фронтовая судьба предопределила на два дня раньше намеченного срока начать прорыв с разведки боем. 12 января 43-го, в 11 часов, из района Давыдовки две батареи дальнобойной артиллерии и четыре артполка, поддержанные бомбардировщиками 291-й штурмовой авиадивизии, обрушили огневой шквал на укрепленные кручи мелогорья, на Ореховую рощу под Сторожевым, на опорные пункты в Урыве и Голдаевке.
Огневой удар завершил мощный залп двух дивизионов гвардейских "катюш". Пленный мадьяр с ужасом расскажет потом о тех первых часах сторожевского ада: "В 10 часов заговорила адская машина. Сердце остановилось. Все бежали куда могли. Кругом бушует море дыма. 15-20 самолетов бомбили нас. Дрожит земля, кровь покрывает землю. Хрип смерти заполняет минуты затишья, а потом снова начинается ад, дым, огонь, взрывы..."
В бреши в проволочных заграждениях, подорванных саперами в ночь на 12-е 33 фугасами, устремились вслед за танками 86-й танковой бригады батальоны 25-й гвардейской и 107-й стрелковых дивизий. Затыкать брешь в Сторожевском плацдарме бросилась из Острогожска 700-я немецкая танковая группа с 60 танками и 60 штурмовыми орудиями. Но в бою у села Болдыревка командир танковой роты старший лейтенант П.Захарченко, таранив своей "тридцатьчетверкой" немецкую бронемашину, выудил из ее чрева и пленил командира и начальника штаба этой танковой группы.
Останавливать яростный прорыв советских частей были брошены из-под Каменки два немецких пехотных полка. Так Сторожевской плацдарм, вызывая огонь на себя, облегчил задачу прорыва и своему придонскому "собрату" - Щученскому плацдарму. И за три дня боев, с 12 по 14 января, в прах перемолол три пехотных дивизии немцев (7-ю, 12-ю и 20-ю) и сжег 56 фашистских танков из 60, рвавшихся его уничтожить.
...Придонские плацдармы. Послевоенная их судьба, как и у солдат - их защитников, сложилась по-разному. На Щученском к 40-летию Победы благодарная людская память воздвигла достойный мемориал. На высотке над Доном, рядом со стелами-штыками и Вечным огнем, сторожит чуткую тишину легендарная "тридцатьчетверка". Рядом с ее броней белеет мрамор свежих обелисков: здесь все еще хоронят прахи солдат, поднятые из земли поисковыми отрядами.
В январские дни у этого мемориала отмечают годовщину освобождения Лискинского района ветераны и жители окрестных сел. И не каждый знает: Т-34, вознесенный на этот пьедестал, был найден и поднят из озера-старицы плацдарма Сторожевского. Башня от другого танка, найденного здесь же, перевезена во двор Воронежского областного краеведческого музея. Такая вот судьба: поделившись с фронтовыми "собратьями" - Воронежем и Щучьим - мемориальною славою, сам Сторожевской плацдарм так до сих пор и пребывает в бесславии. Танки, которые давно могли бы и должны были стоять на все еще не построенном здесь мемориале, лежат пока, заиленные, как и наша куцая память, в донском русле возле Урыва и Коротояка.
Примечательный факт: в Воронежской области есть два венгерских воинских кладбища. По иронии судьбы, оба они соседствуют с рубежами Сторожевского плацдарма. В острогожском селе Болдыревка (в том самом, где лейтенант-танкист Захарченко таранил фашистскую бронемашину и пленил командование танковой группы) покоятся прахи более восьми тысяч мадьяр. А в хохольском Рудкино их свыше 77 тысяч. Но если мы ставим памятники тем, кто приходил к нам с мечом, отдавая дань уважения солдатам противника, что ж мы так-то унизительно скупы на память о собственном мужестве?
Вот еще один факт: в поисках этого страшного и святого места никто не смог назвать мне точно район Сторожевского плацдарма - ни в Лискинской райадминистрации, ни в местном музее, ни, тем более, в окрестных школах. Не потому ли такую брешь в памяти современников пробили наши историческое равнодушие и необразованность, что ни колышком, ни вешкою не обозначился тот плацдарм за 65 лет? И это несмотря на многочисленные публикации о боях на Среднем Дону и лискинского краеведа М.Зюбина, и писателя-исследователя из Россоши М.Тимошечкина, и воронежских ученых-историков С. И. и М.И.Филоненко, А. Аббасова!
А между тем на фронтовой карте, которую мне удалось отыскать, Сторожевской плацдарм обозначен маленькой подковкой, одним концом упирающейся в Дон под Сторожевым напротив Аношкино, а другим выходящей к реке за Титчихой и Селявным. Ныне это стык двух районов - Лискинского и Острогожского. И людей, скрупулезно знающих каждую пядь придонской твердыни, удалось мне отыскать. Ими оказались сотрудники Лискинского управления МЧС и... "черные следопыты".
Первые - невольно, по должности, каждый год буквально щепотками пальцев меряют эту пропахшую гарью ржавую землю, вынимая из нее смертоносное "эхо войны" - мины, снаряды, гранаты. Более трех тысяч единиц обезвредили они за последнее время. Но все еще нескончаемо нашпигована ими не только земля плацдарма - крупнокалиберные пули, неразорвавшиеся снаряды и мины вместе с осколками намертво вросли в стволы мощных деревьев Титчихинского леса - центра того плацдарма. Памяти нашей так же прочно вонзится бы в нас, как тем пулям и осколкам - в вековые стволы...
С "черными копателями" я встретился на... лискинском рынке. К продаже на этот раз предлагались откопанные ими на Сторожевском плацдарме красноармейская звездочка, солдатский медальон, мадьярское пенсне и орден Красной Звезды с отбитой эмалью.
- Не в спросе все это здесь, - жаловался мне "копатель". - Вот мадьярские медальоны - другое дело. По ним можно выйти на родственников венгерских солдат - за это "добро" они бешеные "бабки" платят...
Другой "собиратель-копатель" водил меня по своему сараю, будто по музею на Поклонной горе. Сторожевской плацдарм снабдил этот "сарайный музей" всем, чем были вооружены и экипированы противостоящие на Дону армии - от кокарды с мадьярской пилотки, бутылок из-под шнапса и итальянских консервных банок до противотанкового ружья, крупнокалиберного немецкого пулемета, многочисленных ППШ и "шмайсеров"...
На мое предложение передать все это богатство в районный музей "следопыт" только что не покрутил пальцем у виска: мол, окстись, дядя, это же потенциальные деньги! И деньги эти достает ушлый люд из ран плацдармов. Такие ямы-раны совсем недавно мы видели с руководителем ООО "Родина" Александром Царенко: на вспоротой "копателями" земле - солдатские пуговицы, остов разбитой рации, россыпи гильз и... человеческие кости. Поодаль - чуть присыпанные землей неразорвавшиеся снаряды. Кости растаскиваются полевым зверьем, историческая память - зверьем двуногим...
Да, память - ноша трудная. Но это наша ноша, и от нее никуда нам не деться. С предложением уравнять в памяти героизм защитников лискинских плацдармов я обратился к лискинскому главе Виктору Шевцову.
Виктор Владимирович идею сооружения мемориала на Сторожевском плацдарме поддержал - на этот счет у него есть и возможности, и добрый опыт. Лишь в прошлом году в районе установили бронзовые бюсты Героям Советского Союза Ч.Тулебердиеву и П.Козлову, танк-памятник на месте гибели последнего у разъезда Пухово и памятный знак "Икорецкая верфь". Да и Александру Болдыреву - главе Острогожского района, на чьей территории находится сейчас село Сторожевое-1, есть шанс поклониться мужеству земляков и защитников плацдарма посильным участием района в строительстве мемориала.
Поучаствовать во всенародной стройке могла бы и Юго-Восточная железная дорога. Ведь это и ее прикрывал своей грудью истекающий кровью Сторожевской плацдарм. И магистраль эту важную, прифронтовую, спасительную для Сталинграда, а не только амбразуру немецкого дзота, прикрыли своими телами у села Долгалевка пулеметчики Иван Войлоков и Александр Строков.
Будет мемориал - тогда и слова о последнем не захороненном солдате перестанут быть обыкновенным витийством. Или и дальше будем жить рыночной памятью "черных копателей"?
На снимке: Острогожско-Россошанская наступательная операция войск Воронежского фронта.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012