|
09.10.08
Вузы. Без языка
Международная научно-методическая конференция «Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей-словесников» прошла в стенах Воронежского государственного педагогического университета уже в седьмой раз. Это, конечно, хорошо показывает актуальность затрагиваемой проблемы. Любому языку свойственно меняться. Одни слова исчезают бесследно, их место занимают другие… Все как у людей. Но всегда ли можно говорить об этих изменениях как о "прогрессивных"? И вообще, имеет ли смысл обсуждать вопрос, используя подобные термины? "Состояние русского языка в современных социокультурных условиях" - такова была одна из тем, обсуждавшихся на конференции, организованной кафедрой русского языка ВГПУ. Проблема, актуальная и сорок, и шестьдесят назад. Обсуждалась она и на "круглом столе" под председательством доктора филологических наук, профессора Ольги Загоровской. Встреча собрала неравнодушных: школьных учителей, преподавателей вузов, студентов, аспирантов. "Несколько лет назад мы говорили о либерализации русского языка, теперь уже можно говорить о его вульгаризации. В наш язык буквально хлынул поток жаргонизмов и просторечий!" - под этими словами кого-то из выступавших, думается, подписались бы и остальные участники дискуссии. Среди основных источников деградации языка выступавшие называли, с одной стороны, "девальвацию нравственных ценностей", с другой - воздействие телевидения, радио, Интернета - и рекламы, конечно же. Накануне конференции студенты ВГПУ прогулялись по воронежским улицам, фотографируя рекламные щиты, магазинные вывески, объявления. Оказывается, некоторые воронежцы не знают элементарных вещей: в слове "машины" пишут "ы" вместо "и", "плате за проезд" предпочитают "оплату". Кстати сказать, некоторые из наиболее безграмотных объявлений были обнаружены на стенах воронежских вузов. Не секрет, что многие школьники не видят особого смысла в преподавании им русского языка. Мы, дескать, родились в России, следовательно, и так знаем его с рождения. Парадокс: более серьезному отношению к изучению правил способствовало, считают некоторые педагоги, введение Единого государственного экзамена. Теперь шансов, что школьник вызубрит правила, гораздо больше. Однако цель его - исключительно прагматична: сдать выпускной экзамен. Особого стремления к глубинному пониманию родного языка, увы, по-прежнему не наблюдается... Вот и получается, что у каждого - свой язык. У одних - язык SMSок, у других - родного двора... Но всегда ли это - свидетельство вырождения? Ведь одно дело - массовая неспособность и нежелание постичь богатство родного языка, и совсем другое - чье-то стремление расширить его границы, пусть даже доходящее до крайностей. А когда персонажи современного романа говорят кривыми и косолапыми словами рекламных роликов - это ведь отражение реальности? Разве не должна литература отражать ее, даже в уродливых проявлениях? А если бы Вова и Лена из книжки изъяснялись только в соответствии с существующим нормативом - это ведь неправда была бы? Процитирую, пожалуй, несколько строк из книги "Письма к писателю" Михаила Зощенко, которому не раз доводилось выслушивать упреки в "искажении нашего прекрасного, могучего, великого русского языка": "Так называемый "народный" язык стоит того, чтоб к нему приглядеться. Какие прекрасные, замечательные слова: "Зачитайте письмо". Не прочитайте, а зачитайте. То есть "пробегите, просмотрите". Как уличный торговец яблоками говорит: "Вы закушайте этот товар". Не кушайте (т.е. целиком), не откусите (т.е. кусочек), а именно закушайте, то есть запробуйте, откусите только раз, сколько нужно для того, чтобы почувствовать прелестные качества товара. Язык стоит того, чтобы его изучать!" Подозреваю, что не все участники конференции в ВГПУ готовы разделить подобную точку зрения и выискивать алмазы среди языкового мусора. Любопытная деталь: даже участвовавшие в вышеописанной фотоакции студенты, судя по показанным на "круглом столе" материалам, продемонстрировали вполне консервативные взгляды на развитие русского языка, в качестве примеров его деградации продемонстрировав и вполне безобидные окказионализмы: "мебелизация", "я ОГОНЬщик" и так далее. Страшно даже представить их точку зрения, скажем, на столетней давности языковые эксперименты поэтов Серебряного века Игоря Северянина или Велимира Хлебникова.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|