|
15.10.08
Моя семья. Узнай прошлое, и жить станет легко
Вы никогда не задумывались, почему выросшие и воспитанные в одной семье дети не только внешне не похожи, но и резко отличаются отношением к жизни, деньгам, карьере, славе? Меня лично всегда тревожил вопрос: почему мои младшие сестра и брат так схожи во всем и так не похожи в то же время на меня? Тревожил до тех пор, пока я не познакомилась с психогенетиком Ниной Александровной ГАВРИЛЕНКО.
Психогенетик Нина Гавриленко. Фото Екатерины Морозовой.
- Все просто! Тут есть своя закономерность: до 80 процентов первых детей в семье берут программу дедушек и бабушек. Девочка пойдет в бабушку по линии отца, мальчик – в дедушку по линии матери. 80 процентов вторых детей идут по программе родителей, объясняет Нина Александровна. Если посмотреть генограмму, то видны закономерности, повторяющиеся через поколение - от бабушки к внучке. Если у тетки нет детей, то племянница может взять ее программу, например, одиночества. Важно? сколько детей в семье, какой ребенок кому является любимым. Если ребенок в семье единственный, то программы отрабатываются и за предков и за родителей.
Согрешив - покайся На тренинге по психогенетике Нина Александровна рассказывает, как строить генограмму, смотрит, как это делают люди. Какого члена семьи начинают рисовать первым. Начинают с самого значимого. Часто бывает, что человек первым рисует тех, о ком имеет мало информации - пропал без вести или погиб. Тогда просматривается связь - с кем связан человек на эмоциональной волне. Случается, если дети знают, что мама перед их рождением сделала аборт, начинают рисовать с погибшего ребенка. Это чувство вины: я родился вместо него, я не имею право жить лучше него. Ребенок начинает сам себя наказывать, уничтожать: наркомания, алкоголизм, игромания, трудомания, депрессии - это формы замещения смерти. Чем больше мы узнаем о своих родственниках, тем легче смягчить действие их программ. Таким образом, мы отдаем им уважение - они присутствуют в нашей жизни, они есть как единица, нам не надо их замещать. Сейчас в мире пришло осознание важности родственных связей, поэтому поиск родственников - это не мода, это - жизненная необходимость. Если нет точных сведений о близких, важно, какая легенда о них осталась, с уважением ли о них говорят или с пренебрежением. Если с уважением, то этот человек присутствует в семье. Хуже, когда в семье идут программы «я не хочу об этом говорить», "это закрытая тема" - так называемая тайна. Здесь мы берем программу от запретного и начинаем восполнять отсутствие в генограмме. Сейчас за рубежом в обязательном порядке сообщают усыновленным детям, что они имеют других родителей. Им говорят в этом случае - ты богаче, чем другие дети: у тебя - две мамы и два папы. В два года ребенок легко примет такое, а в тринадцать - будет шок, нервный срыв. Все надо сказать до пятилетнего возраста. Даже если утаить правду, дети будут чувствовать, что они "не отсюда", не из этой семьи, их начнет все раздражать. Кукушонок, подрастая, выкидывает всех из гнезда. Работать с тайной, признается моя собеседница, для психолога необычайно трудно. Чаще всего если человек убил кого-то и не понес наказание, то его родственник может непроизвольно совершить убийство, за что обязательно понесет наказание. В таких случаях говорят: это случайность, он не мог этого сделать. Или: он не ведал, что творил. На что психогенетики отвечают: совершил - покайся, не перекладывай это на своих детей. Не надо надеяться, что никто не узнает, и наказания не будет. Это так, если у вас нет семьи, братьев, детей, некому это передать. Хорошо на генограммах просматривается одиночество, проблема бесплодия. Тут выявляется, что у бабушек в роду было много детских смертей: голодомор, война, репрессии. И внуки выбирают такую позицию: лучше не иметь детей, чем терять их. Очень часто, если между бабушкой и отцом были сложные эмоциональные отношения, то девочка будет относиться к отцу не как к родителю, а как обиженная бабушка к своему сыну. Это называется "перенятые чувства". Если отношения хорошие, то дочка с отцом будут жить душа в душу. Тут надо смотреть, чтобы она не превратилась в "папину дочку". Иначе она будет подбирать супруга, похожего на отца. Когда девочка растет без отца, то часто выбирает мужчину старше себя - и папа, и муж, "два - в одном". Но есть другой вариант "папиных дочек", которые много учатся, стремятся встать рядом с отцом, вровень, быть достойной его. У таких часто не складывается семейная жизнь.
Потерял? Значит, будешь жить Кто не знаком с такой ситуацией: работал человек в поте лица, копил деньги и вдруг в один момент все потерял? Мы начинаем винить государство и не понимаем, почему такое произошло со мной, с ними. У специалистов - свое объяснение: потеря равна жизни. Если в прошлом семья пережила раскулачивание, репрессии, войны, то для ее потомков быть заметным - значит потерять жизнь. - Мой дед был репрессирован, он жил в доме под железной крышей, и для меня выделяться - значит потерять жизнь, - Нина Александровна не может скрыть волнения. - Детей выгнали на улицу, выжили не все. Вот он, внутренний эмоциональный страх, - быть заметным. Для таких, как я, на генетическом уровне выживания большие деньги равны смерти, маленькие деньги равны жизни. Я работаю с этой программой уже тригода, наметились явные финансовые плюсы. В практике моей героини был такой случай. Одна женщина покупала квартиру, делала ремонт, потом продавала, покупала худшую. И опять ремонт, продажа, покупка. При этом она туда даже не въезжала, жила в коммуналке, считая, что там - безопасно. Долго разбирались, ей пришлось восстанавливать отношения со всеми родственниками, двоюродными, троюродными. Выяснилось, что ее родственнице родители отдали квартиру, предназначенную прежде их старшей дочери. Утаили, что в ней сестру изнасиловали. Родственница, выйдя замуж, через год погибает от руки мужа, который захотел привести в квартиру другую. В памяти семьи новая квартира равна смерти или изнасилованию. Она не знала об этом, но подсознательно чувствовала. Подсознательное энергетическое поле охраняет нас. Кто-то из нас пережил сильное потрясение, и эта эмоциональная волна - как сохранение рода - ведет нас дальше. Конечно, времена меняются: вместо раскулачивания получаем финансовые "пирамиды", и люди по-прежнему теряют нажитое, стараясь выжить, - лояльность предкам очевидна. Чтобы восстановить нарушенные связи, достаточно просто прийти к родственникам, бабушкам и дедушкам, которых вы не видели несколько десятков лет… - А может, я не хочу принадлежать роду, в котором женщины умирают, едва перешагнув рубеж в 50 лет? - Вы уже родились в этом родовом поле, и вас вряд ли будут спрашивать, чего вы хотите. Здесь вступает эффект лояльности роду. Но когда вы осознаете подобную возможность повтора судьбы женщин рода, то сначала скажите: "Я могу проявить любовь к вам по-другому и прошу благословить на долгую жизнь". Или: "Смотрите на меня любезно, когда я проживу дольше, чем вы. Мне будет, о чем вам рассказать, когда мы с вами встретимся". Не удивляйтесь, это работает. Я говорю о расстановках Берта Хеллингера, этой технике порядка тридцати лет. Я пять лет работаю по его системе и говорить о расстановках по Хеллингеру могу бесконечно. И чем больше я занимаюсь психогенетикой и расстановками, тем больше понимаю Библию, заповеди, что значит любить, уважать, прощать, как это влияет на нашу жизнь и жизнь наших близких, даже если вы не знаете об их существовании. Читателям я бы очень рекомендовала книгу Хеллингера "И в середине тебе станет легко", другие книги этого автора не специалисту читать будет трудновато. В России обученных этому методу психологов и психотерапевтов очень мало, так как научиться можно только на практике у мастеров в Москве, в Санкт-Петербурге. В этом году в Воронеже состоятся курсы по семейной системной психотерапии, где и психогенетика, и система Хеллингера будут представлены для обучения психологам и врачам. Данная программа проводится специалистами Московского института психотерапии и клинической психологии, представителем которого я и являюсь в своем родном городе Воронеже.
Я самая обаятельная? В психогенетике активно используются аффирмации, а попросту - позитивные утверждения, по принципу "я - самая красивая". Аффирмации подбираются для каждого индивидуально. Конечно, можно взять из учебника, но... - У одной дамы, с которой я работала, на слово "я" шло отторжение из-за того, что в детстве отец ей говорил: "я" - последняя буква в алфавите, разъякалась тут, якать неприлично. И что происходит, когда дама берет аффирмацию "я"? Она блокируется в подсознании, ведь там крепко сидят слова отца. И какие там признания мужчин, деньги, успех, работа, здоровье, когда слово "я" табуировано?! В итоге она разобралась с этим словом, признала его, поняла, что имеет право его говорить. А тут другая проблема. Слово "достойна". Отец говорил: что значит - достойна? Каждой твари - по паре. Опять блокировка. Напоминает движение к берегу во время шторма. Вроде двигаетесь, но все время вас уносит дальше от берега. Вас оттягивают назад старые установки, которые дали родители. Поэтому мы находим такой вариант - "с сегодняшнего дня я учусь принимать внимание мужчин". Учусь - значит, могу научиться, могу не научиться. Нет стресса. Аффирмацию надо подобрать под человека, убрать блокировки, чтобы он мог принимать позитивную информацию.
Крошки на столе или в... Не всегда приходящим на прием нужны знания Нины Гавриленко по психогенетике. Так как проблемы возникают чаще от незнания законов общения, невежество легко исправимо, стоит только начать читать популярные книги по психологии - и будет легче понять, почему наши близкие поступают так, а не иначе. Например, люди делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Чтобы сделать аудиалу подарок, нужно спеть песню, заказать какой-то музыкальный номер, надо постоянно говорить, что вы его любите. И, конечно же, не перебивать, когда он говорят. В беседе хорошо бы повторять за ним небольшие фразы, подтверждая, что вы его слушаете внимательно! Кинестетам важны прикосновения. Для них важно, чтобы одежда была удобной, не обязательно - красивой. Если на товаре написано "руками не трогать", они этого никогда не купят, даже если очень надо. Они занашивают любимую вещь до дыр, практически не надевая при этом другие. Им нужны мягкие подарки, ласковые вещи. Для них важно находиться на коротком расстоянии с доверительным человеком, прикасаться к любимому. При этом за весь день может быть не произнесено ни одного слова любви, а ощущение любви будет носиться в воздухе. Если расстояние больше, чем это требуется кинестетику, он интерпретирует - меня не любят. У визуалов все наоборот - они не любят близкую дистанцию. Определить их довольно легко, стоит подойти близко. Тогда у них возникает такое ощущение, будто на них наезжают. Визуалам хорошо дарить то, на что можно смотреть, - открытки, картины, статуэтки. Нина Александровна приводит пример из учебника: - Приходит пара на семейное консультирование. Жена говорит: "Что такое, я ему пирожков напекла, теплые, вкусные, ждала с работы. Он увидел и говорит: "Крошки на столе... Как можно так ко мне относиться?" Психолог: "У вас есть любимая ночная рубашка?" "Да, - отвечает,- фланелевая, мягкая, теплая.." Психолог ей: "Представьте, надеваете, а там - крошки. Вот так же ваш муж чувствует глазами". Молодожены еще часто ругаются и потому, что у них разные сценарии жизни. Муж думает, что жена будет себя вести, как его мама, бабушка и так далее. Ей при этом не сообщает, как они себя ведут. Она, в свою очередь, равняется на своего папу, брата. Когда они начинают жить совместно, каждый из них продолжает жить по своему сценарию. Возникают обиды, претензии. Раньше сваты, подбирая пару, смотрели на устои в семьях, обычаи, нравы, чтобы был один сценарий. Дворянин, женившись на крестьянке, не мог быть долго счастлив. Не потому, что это был мезальянс, а потому, что разное восприятие реальности с детства. И еще необходимо помнить о перенятых чувствах, родовых программах. Вот так всегда с психологами: только одно для себя прояснишь, как запутаешься в другом. Может, взять учебник, прочитать его - и сразу все станет понятно? - Можно взять и прочитать, но он написан для специалистов, так что разобраться в нем довольно трудно. Психогенетиков учит жизнь. Очень много нюансов, которые психолог выносит из общения с каждым человеком: что он перенял и от каких родственников, а что наработал сам и передаст дальше. Все это становится главным в работе. Такому учебник не научит.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|