|
16.10.08
Юбилей. Воронеж: старейшая школа экономистов
В самом центре Воронежа, на улице Никитинской, в старинном здании, входящем в комплекс памятника истории и архитектуры XIX века «Усадьба дворянина Стрижевского», размещается филиал одного из крупнейших государственных вузов России – Всероссийского заочного финансово-экономического института. В этом году исполнилось 50 лет со дня его образования - 25 сентября 1958 года вышел приказ Министерства образования СССР, которым был создан филиал Всесоюзного заочного финансово-экономического института, действующий на территории Воронежской, Липецкой и Тамбовской областей. Сегодня встреча с его директором - доктором юридических наук, профессором, заслуженным работником высшей школы Российской Федерации Юрием ПРОСВИРНИНЫМ. - Впервые подготовка экономистов в Воронеже нами была начата еще в 1931 году, когда было образовано отделение Всесоюзного заочного института народного образования (затем он назывался Центральный заочный институт финансово-экономических наук и с 1931 года - Всесоюзный заочный финансово-экономический институт, ВЗФЭИ), - говорит Юрий Георгиевич. - Оно было создано наряду с московским, ленинградским, минским, самарским, владивостокским. В этот сложный период советской истории было принято решение о преобразовании ряда классических университетов - ставка делалась на однопрофильные вузы. Считалось, что это более всего отвечает текущим задачам строительства общества. Повсеместно в стране начинается рост таких вузов. Именно этим фактом и объясняется открытие в мае 1931 года отделения ВЗФЭИ в Воронеже, которое позже было преобразовано в учебно-консультационный пункт.
Усадьба дворянина Стрижевского.
О довоенной истории нашего вуза известно мало, так как архивные документы были либо потеряны во время эвакуации, либо уничтожены во время боевых действий. Однако мы знаем, что сразу после окончания Великой Отечественной войны осуществился набор в Воронежское территориальное подразделение. Первый послевоенный выпуск состоялся в 1949 году. Он насчитывал 14 человек, их можно увидеть на архивной фотографии. Кстати, третий справа в первом ряду - бывший директор филиала Юрий Максимович Подобедов, который в дальнейшем много сделал для его развития. И если кто-то узнает на фотографии себя, мы бы очень хотели с ним встретиться.
Первый послевоенный выпуск экономистов высшей квалификации. 1945-1959гг.
Долгие годы наш вуз был единственным в Воронежской области, который осуществлял подготовку специалистов с высшим образованием в экономической, финансово-кредитной сфере по заочной форме обучения. За все годы существования Воронежского филиала ВЗФЭИ состоялось более 60 выпусков специалистов с высшим финансово-экономическим образованием, окончили институт многие тысячи студентов. Выпускники филиала занимали и занимают ведущее положение в государственных, банковских, производственных и других структурах. Среди них председатели Контрольно-счетных палат Воронежской области и города Воронежа А.Ф.Дубиков и Л.М.Дорохина, заместитель главы городского округа город Воронеж О.В.Патрина, генеральный директор ОАО "Рудгормаш", депутат Воронежской областной Думы А.Н.Чекменев, многие руководители банков или их филиалов, финансовых служб Центрально-Черноземного региона, директора и их заместители крупных воронежских предприятий, страховых компаний, различных организаций и многие другие. Они до настоящего времени поддерживают связи с нашим вузом. Спасибо им за их поддержку и советы, за дельные предложения по совершенствованию подготовки специалистов. А год тому назад при филиале был создан Совет ассоциации выпускников, целями которого является содействие в функционировании и развитии Воронежского филиала ВЗФЭИ; пропаганда результатов научной, практической и иной общественно-полезной деятельности сотрудников, студентов, выпускников филиала; содействие в становлении творческих инициатив, направленных на улучшение структуры образования в филиале; создание банка данных о его выпускниках с целью оказания им помощи в трудоустройстве и т.п. - Каких специалистов готовит Ваше учебное заведение? - С момента своего образования филиал осуществлял подготовку по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности". Позже к ним добавились такие специальности как "Экономика и управление производством", "Планирование народного хозяйства", "Материально-технического снабжение", "Статистика", "Экономика труда". С 1989 года осуществляется подготовка по "Менеджменту", а с 1993 - "Государственное и муниципальное управление". На протяжении всех этих лет ВЗФЭИ был накоплен поистине громадный опыт подготовки специалистов по заочной форме обучения. Не случайно с 1987 года на институт возложены функции методического центра заочной формы обучения по экономическим специальностям. Филиал осуществляет подготовку специалистов не только в форме получения первого высшего образования. С 1993 года работает отделение ускоренной подготовки для учащихся средних специальных заведений, и с этого же года осуществляется подготовка лиц, получающих второе высшее образование. Ежегодно в филиал принимаются абитуриенты на бюджетную основу - они обучаются бесплатно. А с недавнего времени мы заключаем договоры о целевом наборе с такими государственными структурами, как администрация Воронежской области, Управление Федерального казначейства Минфина России по Воронежской области, Главное финансовое управление и другие. В филиале работает Центр дополнительных образовательных услуг, в котором можно получить знания на курсах иностранных языков, бухгалтерских курсах, высшей математики, компьютерных и курсах секретарей-референтов и другим. В год юбилея в филиале обучаются более двух тысяч студентов по специальностям: "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент организации". - А что это дает студентам? - У нас существует отлаженная система заочного обучения. Между очной и заочной формами обучения имеются существенные различия. Так, если система обучения (и связанная с этим специфика подходов к нему) на очной форме нацелена на перспективу, и обучающиеся сейчас будут применять полученные знания в будущем, в условиях, которые так или иначе будут отличаться от условий периода их обучения, то для заочной формы дело обстоит несколько иначе. Эта форма связана с обучением людей, как правило, уже в достаточной степени взрослых, сформировавшихся и в житейском, и в профессиональном плане. Людей, которые ожидают и предъявляют к системе своего обучения определенные, четко представляемые ими прагматичные требования. Они видят в получении высшего экономического образования путь к совершенствованию личного социального и профессионального престижа, расширению необходимых для работы знаний. Еще одно обстоятельство, которое отличает студентов заочной формы обучения от дневной, - это их более высокая квалификация. Она определяется, как известно, не только полученным багажом знаний, но и опытом. К моменту окончания вуза наши студенты уже имеют стаж работы и диплом - это подтверждение его более высокой квалификации, в то время как для дневников - это только путевка во взрослую жизнь. Отсюда ясен и выбор работодателей между ними… При этом следует иметь в виду, что Воронежский филиал - это крупное структурное подразделение ведущего вуза страны - Всероссийского заочного финансово-экономического института, который был образован 14 мая 1930 года и за это время подготовил около 400 тысяч специалистов высшей квалификации. За что в 1980 году был награжден орденом "Знак Почета". Мы имеем постоянную связь с головным вузом, который осуществляет учебно-методическое обеспечение учебного процесса, снабжает нас литературой, оргтехникой, помогает внедрять информационные технологии и пр. Это все сказывается на учебном процессе, в котором сочетаются аспекты переподготовки, повышения квалификации кадров, возможность уже "сегодня", а не в отдаленном будущем внедрять передовой опыт в практику. Поэтому наши студенты чувствуют это на себе, тем более получая диплом столичного вуза. В филиале существует отлаженная система учебного процесса, учитывающая особенности заочной формы обучения. Она включает в себя как традиционные, так и инновационные формы обучения. Традиционные формы основываются на самостоятельной работе студента при поддержке и контроле учебного заведения, для них характерен очный контакт, сессионная форма организации обучения. В основе инновационного обучения лежат использование модульного обучения и рейтингового контроля (и самоконтроля) знаний, тестирование, методы активного обучения, проблемного и исследовательского обучения и возможность обучаться дистанционно, на основе использования новейших информационных технологий. Развитие дистанционного обучения, введение интернет-технологии, TV-технологии в традиционный процесс заочного обучения не только значительно расширяют доступ к образованию, но и максимально способствуют его эффективности, с одной стороны, усиливая личностную направленность обучения, а с другой - предоставляя большее количество возможностей для получения информации и систематического общения с преподавателем. Все наши студенты полностью обеспечиваются учебниками и учебными пособиями, методическими разработками и заданиями, авторами которых являются ученые ВЗФЭИ. Первые в нашей стране учебники и учебные пособия по маркетингу, финансовому менеджменту, налогам, регионоведению, муниципальному менеджменту, электронным банковским технологиям и другим дисциплинам, отвечающие требованиям реформирующейся экономики, написаны преподавателями ВЗФЭИ и широко используются в учебном процессе других вузов. Ученые филиала являются соавторами этих учебников и учебных пособий, авторами многочисленных публикаций, в том числе солидных монографий. Издаются и собственные ежегодные вестники и сборники научных трудов. Преподаватели института постоянно ведут работу над обновлением учебников и учебных пособий, совершенствованием компьютерных образовательных программ для студентов. Все они имеют обязательный гриф Министерства образования и науки России и соответствующих УМО. - Используются ли в филиале современные технологии и средства обучения? - Основу заочного образования составляет самостоятельная работа студента, которая занимает у него 80 процентов учебного времени. При заочном обучении контакт студента с преподавателем весьма ограничен. Поэтому большая часть функций диалога внедрена в электронные средства заочного обучения. Это объясняет высокую роль новых информационно-коммуникационных образовательных технологий в учебном процессе. Отвечая на веяния времени, наш вуз приступил к подготовке специалистов с использованием технологий дистанционного обучения. В ВЗФЭИ - впервые в практике заочного образования - для студентов первого - шестого курсов всех специальностей разработаны и внедрены сертифицированные компьютерные обучающие программы (КОПР) по всем дисциплинам. В них использован опыт лучших преподавателей института, они получили высокую оценку Минобразования России. Обязательным элементом КОПР являются программно-педагогические тесты, позволяющие оценить степень усвоения учебного материала. Общее количество тестовых заданий составляет около десяти тысяч. Для текущей аттестации студентов используется компьютерное тестирование с помощью двух программных комплексов: в локальной сети и в глобальной сети Интернет. Это позволяет проводить компьютерное тестирование студентов в режиме самоконтроля с домашних компьютеров, подключенных к Интернет. С помощью этого комплекса непосредственно из Москвы напрямую осуществляется контроль качества знаний студентов во всех филиалах института. Одним из основных требований, предъявляемых рынком труда к экономическим кадрам, является знание ими современных информационно-коммуникационных технологий, применяемых в соответствующей области. Поэтому в учебном процессе широко используются компьютерные и телекоммуникационные технологии. Студенты ВЗФЭИ через Интернет имеют возможность: получить доступ к электронным версиям учебной, научной и методической литературы, к сетевым учебно-методическим комплексам по экономическим дисциплинам; найти литературу в электронном каталоге библиотеки; получить консультации преподавателей; пройти самотестирование для оценки степени освоения учебного материала. Для виртуального общения студентов и преподавателей на сайте института организованы специальные форумы. На сайте размещена, и регулярно обновляется, информация об организации учебного процесса: объявления и расписание занятий. Заочная форма обучения и территориальная удаленность филиалов института диктуют необходимость развития компьютерных сетей и телекоммуникационных технологий. С января 2004 года в институте успешно эксплуатируется система интернет-вещания с использованием спутниковых каналов связи. Студенты имеют возможность виртуально присутствовать на лекциях и консультациях ведущих профессоров института, а также получать напрямую ответы на возникающие вопросы. Филиал принимает участие в Интернет-экзамене. Все преподаватели прошли повышение квалификации в области новых информационных технологий для эффективного использования корпоративных образовательных Интернет-ресурсов института. - Кто же доносит до студентов этот запас знаний? - В филиале трудится высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. Среди них - 21 профессор, доктор наук и 35 доцентов, кандидатов наук. Это более 80 процентов от общего количества наших преподавателей. Многие из них являются крупными учеными: В.Н.Логунов, В.Е.Попов, В.С.Поленов, В.Л.Хацкевич и другие. В филиале на протяжении долгого времени работал известный ученый-экономист доктор экономических наук, профессор И. А.Белобжецкий, внесший существенный вклад в развитие теории и практики бухгалтерского учета и создавший свою научную школу. Экономический мир помнит профессора В.В.Клочкова, который развил наши представления об экономике образования. Среди преподавателей есть и ведущие практические работники государственных и муниципальных органов, банковской сферы, Управления Федерального казначейства Минфина России по Воронежской области. Это позволяет студентам овладеть не только азами теории, но и получить практические навыки будущей работы. Некоторые из них переходят на постоянную работу в филиал. Например, заслуженный экономист Российской Федерации, кандидат экономических наук, доцент Д. Н. Курилов, который долгое время занимал должность руководителя областного звена Госбанка СССР, а с 1992 года являлся президентом Воронежского банковского союза. У нас ведется активная научно-исследовательская работа. Осуществляется разработка по линии различных научных грантов. В интересах области и города выполняется совместная с Контрольно-счетной палатой Воронежской области научная деятельность по разработке Программы повышения эффективности реализации финансовой политики в рамках межбюджетных отношений областного бюджета и бюджетов муниципальных образований региона. Преподаватели филиала принимают участие в деятельности конкурсной и аттестационной комиссии Управления Федерального казначейства Минфина РФ по Воронежской области, конкурсной аттестационной комиссии Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, областной квалификационной коллегии судей. - А как с условиями учебы? Мы знаем, что многие филиалы и даже негосударственные вузы ютятся порой в мало приспособленных для учебного процесса помещениях. - До Великой Отечественной войны филиал располагался в четырехэтажном здании по улице Фридриха Энгельса, 5. Сейчас в нем находится стоматологическая поликлиника, другие организации. Затем он переезжал в помещение Госбанка СССР, другие места. С 1958 года размещается по улице Никитинской, 14, в здании дореволюционной постройки, которое находилось в аварийном состоянии. В 1999 году осуществлена полная реконструкция учебно-лабораторного корпуса. По мнению многих, он является одним из красивых зданий города, на фоне которого проходят даже фотосессии. К услугам студентов - светлые, оснащенные современной техникой и оборудованием лекционные залы и аудитории, подключенные к сети Интернет компьютерные классы, уютное кафе. Имеется богатая библиотека, методический кабинет и читальный зал, Наша библиотека насчитывает более 65 тысяч экземпляров литературы: монографий, учебников и учебных пособий, методических разработок, журналов и другой периодики. В методическом кабинете студенты могут получить помощь в написании курсовых и дипломных работ, использовать электронные каталоги, ознакомиться с текстами лекций, получить консультацию по различным вопросам. Дальнейшее свое развитие филиал связывает с постройкой еще одного учебного корпуса, рядом с существующим. Этим самым будет достигнута и важная культурная цель - полная реконструкция "Усадьбы дворянина Стрижевского". - Особенностью заочного обучения является приезд студентов на сессии. Очевидно, молодежи этого не совсем достаточно. Ей хочется большего - общения, культурного досуга, участия в различных мероприятиях... - Конечно. И хотя наш вуз заочный, одними сессиями дело не ограничивается. В филиале широко развито студенческое самоуправление. Кроме старостата, в него входит Студенческий совет, выполняющий весьма активную роль. Помимо учебных занятий, наши студенты имеют возможность повышать свой культурный уровень и интересно проводить свой досуг. Ежегодно во Дворце детей и юношества проходят театрализованные посвящения первокурсников в студенты Воронежского филиала. Разработан ритуал посвящения, совместно с актерами молодежного театра-студии "Зазеркалье" организуются представления с рассказом об истории ВЗФЭИ и Воронежского филиала, его преподавателях, специальностях, традициях. Студенты произносят традиционную клятву, обязуются достойно нести имя студента ВЗФЭИ, овладеть выбранной специальностью, стать профессионалами. С 2002 года организовано посещение наиболее интересных мест нашей страны: туристические поездки в Липецк, Задонск, Елец, Владимир, Суздаль, Боголюбово, Острогожск, Акатьев и Серафимо-Саровский монастыри привлекают много студентов. Осуществлялась поездка в Москву, в ходе которой студенты ознакомились не только с достопримечательностями столицы, но и с головным вузом, ректорат специально для них организовал экскурсию по институту. По возвращении из этих поездок студенты готовят стенгазеты, отчеты о поездках, рефераты, где делятся своими впечатлениями об увиденном. Клуб путешественников, созданный в 2004 году, планирует турпоходы и экскурсии во время летних каникул. В корпусе филиала постоянно проводятся фотовыставки, и формируется фотоархив "Мир увлечений".
Студенты не только учатся, но и участвуют в художественной самодеятельности. Например, в "Студенческой весне".
Наши студенты активно участвуют в конкурсах художественной самодеятельности, прежде всего - в "Студенческой весне". И они - единственные студенты-заочники среди всех. Их выступления отмечаются грамотами и ценными подарками. Так, в 2008 году творческий коллектив Воронежского филиала ВЗФЭИ награжден дипломом и призом главы городского округа город Воронеж - музыкальным центром. В прошлом году наши студенты приняли участие в городском молодежном фестивале патриотической песни, в номинации "Песни времен Великой Отечественной войны". Регулярно мы проводим у себя вечера отдыха, КВН, встречи с интересными людьми. Это доказывает, что, несмотря на заочную форму обучения, студенческая жизнь тоже может бить ключом. - Юрий Георгиевич, как вы представляете себе будущее филиала? - Как и все вузы страны, мы готовимся к переходу на двухуровневую систему образования. В 2007-2008 учебном году были разработаны учебные планы. Осуществляется подготовка к переходу учебного процесса по направлениям бакалавриата - "Менеджмент" и "Экономика", прием на которые будет осуществлять со следующего года. Хотя здесь необходима не только подготовка вузов к этой системе, но и широкая разъяснительная работа среди учащихся и всего населения по содержанию и особенностям подготовки бакалавров и магистров. Уделяем самое пристальное внимание системе непрерывного образования. Гражданам должна быть предоставлена возможность больше учиться, обновлять квалификации. Современная система взглядов на образовательную практику провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни во всяком возрасте. Она предусматривает необходимость достройки образовательной лестницы новыми ступенями, рассчитанными на все периоды взрослой жизни. А это впрямую относится к заочной системе образования. Мы работаем над системой мер, позволяющей обеспечить гражданам возможность учиться и переучиваться, осваивая те образовательные модули, которые им необходимы в определенный момент их профессиональной карьеры. В филиале действуют программы дополнительного профессионального образования для руководящих работников и специалистов по профилю вуза. Следует также отметить, что еще в 1999 году на базе филиала был создан Воронежский территориальный институт профессиональных бухгалтеров. Это некоммерческое партнерство, основными целями и задачами которого являются объединение в единую профессиональную организацию и координация деятельности квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента. К настоящему времени членами ВТИПБ являются около полутора тысяч профессиональных бухгалтеров. Одна из задач, которые мы перед собой ставим, - это их профессиональны подготовка и переподготовка. С совершенствованием образовательного процесса по этому направлению связаны две проблемы. Во-первых, это дальнейшее развитие дистанционных образовательных технологий. Институт уделяет им самое пристальное внимание, и они будут развиваться и дальше. Главная задача при этом - формирование доступных электронных образовательных ресурсов для всех уровней образования, более широкое использование в учебном процессе новейших компьютерных и телекоммуникационных технологий, в том числе компьютерных обучающих программ нового поколения. Во-вторых, не просто внедрение - это у нас произошло еще в 2004 году, - но и совершенствование системы менеджмента качества. Она позволяет повысить эффективность деятельности филиала, улучшать учебный процесс, своевременно реагировать на изменения рынка образовательных услуг и т. п. Будем продолжать усиление математической подготовки, широко внедрять экономико-математические методы в выпускные квалификационные и одновременно увеличивать количество дисциплин, связанных с автоматизированной обработкой данных, применением новейших достижений науки и техники. Еще одна проблема, которой мы в настоящее время уделяем внимание, - это создание механизмов обратной связи с работодателями. По сути дела, это система внешней оценки нашей образовательной действительности. Она дает возможность оценивать: а в том ли направлении мы движемся, корректируя свой образовательный процесс? Самое важное, на наш взгляд, - определить и удовлетворить потребности и ожидания работодателей и других заинтересованных сторон, в том числе наших выпускников. Их конкурентоспособность в современных условиях и определяет качество образовательного процесса любого вуза. В заключение я хотел бы поздравить коллектив филиала, всех наших выпускников, воронежских экономистов с 50-летием Воронежского филиала ВЗФЭИ - первого экономического вуза Воронежа и Центрального Черноземья!
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|