21.10.08
Единый организм - область и Воронеж
Председатель Воронежской городской Думы Александр ШИПУЛИН:
Единый организм - область и Воронеж
Кем и чем диктуется позитивная динамика в межбюджетных отношениях
Межбюджетные отношения всегда были камнем преткновения в отношениях городской и областной исполнительных властей региона. Они составляли основу ставшего традиционным противостояния «город – область». Причем причины этого антагонизма лежали не столько в экономической, сколько в политической плоскости - прежние представители городской исполнительной власти не только имели мало общего с областной командой, но и находились в разных политических партиях.
Председатель Воронежской городской Думы Александр Шипулин.
С марта 2008 года ситуация, на мой взгляд, кардинально изменилась. В настоящее время объединительным мотивом для первых лиц представительной и исполнительной власти является то, что все они являются членами партии "Единая Россия": Владимир Кулаков, губернатор, Владимир Ключников, председатель Воронежской областной Думы, который, более того, возглавляет фракцию "Единая Россия" в законодательном собрании, мэр города Сергей Колиух и председатель Воронежской городской Думы не только являются членами партии, но и входят в состав регионального политсовета.
Городская власть в лице мэра города и председателя городской Думы не просто работает в режиме партнерства, но и прислушивается ко всем серьезным просьбам и обращениям областного руководства.
Со своей стороны область демонстрирует понимание того, что город - это сложнейшая инфраструктура, требующая огромного внимания и финансовых затрат. Именно поэтому в бюджете Воронежа сосредоточен важный пласт социальных обязательств. А исполнительная и представительная власть мегаполиса в свою очередь стараются показать рачительное и экономное отношение к использованию выделяемых бюджетных средств.
Возможно, именно этими факторами объясняется то, что на следующий финансовый год Воронежская область готова рассмотреть передачу муниципалитету части налога на прибыль, а также по другим видам налогов. Перераспределение налогов между областью и городом, если это будет утверждено областной Думой, даст дополнительно городскому бюджету 700-750 миллионов рублей. Если это произойдет, то в социально-экономическом развитии областного центра появятся основания для мощного рывка вперед,
Ни для кого не секрет, что сегодня Воронеж живет с большим грузом проблем, которые связаны прежде всего с крайне изношенной инфраструктурой городского хозяйства. Сегодня мы все переживаем обострение проблем, которые обозначилась еще в 90-е годы, и на решение которых никогда не хватало средств.
До настоящего времени существующий бюджет города, в особенности его цифровые параметры, позволял лишь выплачивать заработную плату в образовании, здравоохранении, культуре, латать дыры в городском хозяйстве, готовиться к отопительному сезону и др. Мы это видим на примере бюджета образца 2008 года, который уже претерпел шесть (!) корректировок и сколько еще их претерпит до 31 декабря 2008 года. И мы cyj видим, что эти корректировки носят не плановый, а авральный характер, их суть - урезание ряда статей, и прежде всего адресной инвестиционной городской программы, главная задача которой - дать импульс развития городскому хозяйству, его модернизации, И эти средства, срезанные с важных статей, направляются на еще более горящие городские проблемы, связанные прежде всего с погашением межтарифной разницы и со спасением МУПов от копеечной распродажи.
На все остальное катастрофически не хватало и не хватает средств. Соответственно, бюджет города никогда не был бюджетом развития. И сегодня для городских властей важно, опираясь на поддержку областных властей, партии "Единая Россия", переломить эту неблагоприятную тенденцию.
Всем понятно, что многие проблемы городского хозяйства, если не заниматься их решением достаточно долгое время, могут вылиться в техногенные катастрофы. И для того, чтобы этого избежать, нужны серьезные средства. Существующие параметры городского бюджета не могут эти проблемы решить. Выход здесь только в одном - конструктивный диалог с областной властью. И основанием для него служат не только экономические и политические предпосылки, но и еще один важный аргумент. По большому счету, именно Воронеж определяет имидж всей Воронежской области. Соответственно, когда приезжают инвесторы в город, они сталкиваются с видимыми нам всем проблемами, это отравляет их настрой, желание вкладывать сюда свои инвестиции, развивать территорию.
И сегодня есть все предпосылки, чтобы изменить имидж областного центра. Реализуется "прозрачная" и логическая политика в сфере развития города. Видны первые результаты. В Воронеже есть хороший опыт по отработке недоимок, которые прежде область передавала в город. Это касается земельного налога, который с 2005 года и по сегодняшний день отработан практически полностью. Есть серьезные подвижки по транспортному налогу, задолженность по которому в настоящее время составляет незначительную цифру.
Разве не представляется очевидным, что городские власти доказали свою способность работать с долгами с выгодой для бюджета нашего Воронежа? Есть и позитивная практика работы с федеральным бюджетом, участия города в федеральных программах. В 2008 году подано большое количество заявок на софинансирование объектов капитального строительства за счет вышестоящих бюджетов. Мы заявили порядка 60 объектов социальной инфраструктуры, в том числе многофункциональных спортивных комплексов и школьных стадионов.
Объем инвестиций по спорту на три года составляет чуть более одного миллиарда рублей. 50% из них финансирует Федерация, по 25% область и город. Мы также входим в федеральную областную программу с предложением расширения сети детских дошкольных учреждений. Эти объекты являются для нас приоритетными. За три года мы планируем построить восемь детских садов. Заявляем завершение строительства поликлиники N11 по улице Машиностроителей в Левобережном районе, поликлиники на улице Тимирязева в Центральном районе, поликлиники в Ленинском районе с софинансировнием из муниципального бюджета.
В дальнейшем наша задача работать совместно с вышестоящими бюджетами, потому что деньги мы можем получить только оттуда. Сейчас мы инвестируем в объекты капитального строительства, включая софинансирование объектов социальной сферы, снижая свои текущие потребности, сводя к минимуму расходы на текущий ремонт, расходы на приобретение оборудования и др.
Говоря о межбюджетных отношениях, следует отметить, что бюджет Воронежской области c 2002 по 2008 год вырос в 3,4 раза. Между тем, что касается бюджета непосредственно города Воронежа, то с 2002 года по 2007 год налицо тенденция минимального незначительного роста.
В проекте городского бюджета на 2009 год депутаты совместно с экономистами мэрии закладывают ориентир в 12-12,7 млрд. рублей по доходам с учетом 10-процентного дефицита, который мы заранее закладываем, на 13,3 млрд. Однако в следующем году, чтобы перейти к развитию территории, нам нужно изыскать порядка 17 млрд.рублей.
Это включает в себя и объем текущих расходов для исполнения полномочий органами местного самоуправления, которые закреплены за нами 131-м федеральным законом. Кстати, это с большой степенью точности просчитанный параметр, который учитывает все наши текущие расходы, ценовые показатели, проблематику погашения кредиторской задолженности и др.
При такой цифре бюджета мы уже могли бы инвестировать средства в объекты капитального строительства, поскольку эти объекты являются видимыми конструкциями в развитии города.
Кроме того, сегодня городская власть готова к переходу к трехлетнему планированию. Новацией бюджетного планирования следующего года станет "скользящая трехлетка". Депутаты будут принимать бюджет по-прежнему на один год, в соответствии с нормами Бюджетного кодекса. Но перспективный ориентир планирования должен быть рассчитан на три года, то есть на 2009-2011гг. Соответственно, все переходящие объекты, все принятые, но не исполненные в текущем финансовом году обязательства, непременно будут предусматриваться при планировании года следующего.
К сожалению, до настоящего времени главными факторами, играющими "против" бюджета города, остаются "межтарифка" и неэффективность МУПов. В системе перечисления межтарифной разницы отсутствуют учет и контроль. Есть поставщики тепла, и есть организации - управляющие компании, ТСЖ и другие, обслуживающие жилфонд. В принципе, ни одна из этих структур не заинтересована в экономии бюджетных средств.
Они знают: жильцы заплатят по утвержденным для населения тарифам, а разницу им погасят из городского бюджета. В итоге каждый год к началу отопительного сезона депутаты совместно с администрацией города почти героически ищут деньги на погашение межтарифной разницы. В 2008 году поставлена задача уйти от этой практики. Есть планы на следующий год, связанные с переходом на 100-процентную оплату населением коммунальных услуг: увеличится доля субсидий на поддержку малообеспеченных граждан. Речь идет о цифре в 600-700 млн.рублей.
Что касается МУПов, то в Воронеже их насчитывается порядка 111. Из них реально работают только 45, а остальные находятся в стадиях ликвидации и процедуры банкротства. В основной своей массе это предприятия, в свое время эксплуатировавшие муниципальный жилищный фонд.
Например, Воронежский муниципальный жилищный комбинат обслуживает свыше 100 общежитий. Общежития - это особый фонд, и, устанавливая очень низкую стоимость проживания, мы имеем очень большие издержки за содержание. Следовательно, это предприятие, как и ряд других, является социальным проектом, не предусматривающим банкротства. И таких примером много.
Вместе с тем, в ближайшее время очевидна линия городских властей на то, что бы оставить не более 15 предприятий. Город не имеет перед МУПами ни обязательств, ни преференций, однако те, кто существует за счет городского бюджета, оттягивают порядка 300 миллионов рублей. Это слишком большая цена при существующих параметрах городского бюджета.
Несмотря на перечисленные трудности, наша главная задача - и Думы, и администрации городского округа город Воронеж- задать позитивный вектор развития нашего города. Для этого есть положительные факторы: тандем в работе администрации и Думы, понимание и поддержка со стороны вышестоящих уровней власти и партии власти, приоритетные направления работы. И самое важное - определенная поддержка населения, тот кредит доверия, который мы должны основательно отработать в интересах жителей и самого города.
(Подготовлено информационно-аналитическим отделом городской Думы).
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012