|
23.10.08
Ситуация с водоснабжением близка к катастрофической
Депутат Воронежской городской Думы Александр Трубецкой:
Ситуация с водоснабжением близка к катастрофической «Проблемы, связанные с реализацией проекта "Доступное жилье», носят хронический, системный характер… Накоплен существенный износ коммунальных инженерных сетей... Проблемой является устаревшая градостроительная документация и градостроительные планы. Для серьезного прорыва недостаточно мощности самой строительной индустрии". Президент Дмитрий Медведев. Есть такая популярная в строительной отрасли поговорка: "Если город строится, значит, он жив". Если сравнить количество подъемных кранов в Воронеже с их количеством в областных центрах соседних регионов, то мы получим наглядное свидетельство кипучей жизни города. Даже несмотря на то, что в Воронеже, кажется, уже не осталось свободных площадок под застройку, количество новых стройплощадок год от года растет. И судя по проекту нового Генерального плана, строителям еще есть где развернуться. Речь идет о пригороде Воронежа, а также о сносе целых кварталов ветхого жилого фонда и возведении на их месте современных жилых комплексов. Так что, на первый взгляд, есть все предпосылки для продолжения строительного бума. Но планируемого рывка к новым рекордным квадратным метрам может и не случиться. Причина – в износе существующих инженерных коммуникаций и остаточном принципе финансирования строительства новых сетей.
Кто виноват и что делать относительно сложившейся ситуации? Об этом речь идет в интервью депутата Воронежской городской Думы, председателя постоянной комиссии по муниципальной собственности и работе с муниципальными предприятиями, генерального директора ОАО "Домостроительный комбинат" Александра ТРУБЕЦКОГО.
- Эксперты и основные игроки строительного рынка сходятся сегодня во мнении, что точечная застройка исчерпала себя, а масштабные проекты по строительству новых микрорайонов - а значит, по дальнейшему развитию города - невозможно реализовать из-за нехватки земельных участков, устаревшей градостроительной документации и, главное, отсутствия подготовленной инженерной инфраструктуры и технической возможности обеспечения ресурсами у предприятий коммунального комплекса. Так ли это? - Да, это так. Просто выделить земельный участок - мало. Построенные на нем здания станут жильем, только если к ним проведены свет, тепло, вода и так далее. Как правило, вкладывать средства в строительство инженерных сетей администрация города вынуждает самих строителей, заставляя заключать договора об условиях строительства. В результате получается долго и дорого. Страдает бизнес, а еще больше - будущие жильцы, покупающие квадратные метры по цене, включающей эти дополнительные расходы. Не секрет, что затраты на освоение земельных участков под строительство, обеспечение их инженерными сетями и коммуникациями составляют до трети от стоимости квадратного метра жилья. Новый Градостроительный кодекс обязал городские власти предоставлять под застройку участки уже со всей необходимой инфраструктурой. Особенно остро этот вопрос стоит при проведении инженерной подготовки земельных участков, реализуемых на торгах в порядке приватизации. В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса РФ продавец обязан выставлять на торги полностью сформированный участок, определив "оптимальные технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения". Предоставление этой информации позволяет потенциальным покупателям принимать обоснованные решения о привлекательности земельных участков. Эта норма вступила в действие с 1 октября 2005 года и должна была помочь развернуть массовое строительство. Но на такую подготовку в городском бюджете просто нет денег. - Какой выход может быть из этой ситуации? - Любой застройщик вам скажет, что зачастую техническими условиями сетевые компании и предприятия коммунального комплекса решают не только проблемы строителей, но частично и свои. Оформление техусловий - самый дорогостоящий этап подготовки к строительству. Чаще всего торг под названием "оформление и утверждение технических условий" идет до тех пор, пока стороны не сойдутся на том максимуме, который проект способен потянуть. Причем в договор застройщика, администрации города и предприятия коммунального комплекса обязательно включается пункт о том, что построенные сетевые объекты инвестор обязуется безвозмездно передать коммунальщикам. Это один из наиболее вопиющих парадоксов: за счет строительного рынка (считай — покупателей недвижимости) создаются основные фонды ЖКХ. Минимальная сумма таких затрат (для застройщиков, не пользующихся особым положением), — 10% от сметы. Максимальная - зависит от инвестиционных возможностей проекта. Еще одна затратная статья как для застройщика, так и для покупателя квартиры или офиса, - тарифы на технологическое присоединение. Даже построив распределительный пункт, трансформаторную подстанцию, кабельные сети, застройщик единовременно заплатит энергетикам за каждый киловатт, подведенный к дому, от 18 до 70 тысяч рублей. На пятиподъездный десятиэтажный дом с офисами и магазинами на первых этажах потребуется до 250 киловатт. Итого: около 300 тысяч долларов, то есть дополнительные 2-3% от сметы, которые затем включаются в цену жилой или коммерческой недвижимости. - Но ведь не секрет, что наибольшая трудность в решении вопроса подведения инженерных коммуникаций заключается отнюдь не в технических сложностях, а в административных барьерах, порождающих 90% так называемого незаконного строительства в городе. С какими эксплуатирующими организациями возникает больше всего вопросов? - Все зависит от степени монополизации услуг эксплуатирующих организаций. Так, если застройщики могут отказаться от централизованного теплоснабжения в пользу автономных котельных, работающих на газе, а в случае значительных затрат по газификации при строительстве жилых домов могут перейти на использование электрической энергии, то альтернативы водоснабжению и, особенно, водоотведению практически нет. Сети водоснабжения и водоотведения характеризуются высокой стоимостью, быстрым износом в процессе эксплуатации, а следовательно, строительство автономных систем водоснабжения и, главное, водоотведения в большинстве случаев экономически нецелесообразно. Это дает монополисту в сфере водоснабжения и водоотведения, каким и является "Водоканал", возможность диктовать свои условия предпринимателям. - Насколько мне известно, сегодня в среде строителей бытует мнение, что проблема дефицита мощностей водопроводно-канализационного хозяйства надуманна и муссируется исключительно с целью увеличения доходов МУП "Водоканал Воронежа". Так ли это? - Я считаю, что такое мнение справедливо только отчасти. Всем жителям Воронежа известно, что вода в городе подается населению по графику, с 06. 00 до 12. 00 и с 17. 00 до 23. 00. В остальное время ведется подбор воды в резервуары запаса на водозаборах, и поддерживается давление в разводящих водопроводных сетях, необходимое для пожаротушения, функционирования объектов городского хозяйства. Вызвано это прежде всего дефицитом воды, добываемой "Водоканалом" на водоподъемных станциях (ВПС) из артезианских скважин. В настоящее время мощность городского водопровода составляет 450-480 тыс. кубометров в сутки. Потребность города в питьевой воде, по расчетам проектного института "Гипрокоммунводоканал" (Москва), - 610-630 тыс. кубометров в сутки, то есть. дефицит воды уже сейчас составляет около 150 тыс. кубометров. Фактический объем подачи воды в город по состоянию на 2008 год составляет выше 453 тыс. кубометров в сутки. Водозаборы работают без резерва эксплуатационных запасов, сети изношены на 40-60%, а некоторые ВПС были построены еще в 30-40-х годах. Чем интенсивнее будет развиваться в Воронеже строительная отрасль, тем большими темпами будет расти дефицит воды. Через полтора-два года, при отсутствии серьезных инвестиций в развитие сетей водозабора и водоотведения, для того чтобы обеспечить потребителей водой, необходимо будет сократить время подачи воды в город с интервала в 5 часов до 2 часов за расчетный промежуток. То есть, график подачи воды населению будет в интервале с 07.00 до 09.00 часов и с 18.00 до 20. 00. - В Воронеже сегодня сложилась непростая ситуация не только с количеством, но и с качеством, прежде всего - питьевой воды. - Это закономерно. Из года в год ФГУ "Центр Госсанэпиднадзора в Воронежской области" согласовывало под гарантии администрации города отклонения от гигиенических нормативов качества питьевой воды по содержанию железа и марганца. В связи с дефицитом мощностей по водоснабжению и водоотведению территориальным управлением Роспотребнадзора по Воронежской области неоднократно выносилось постановление о приостановлении выделения в областном центре земельных участков под строительство объектов жилищного, социального, промышленного назначения, за исключением объектов общеобразовательного профиля, детских дошкольных, лечебно-профилактических учреждений и объектов инженерной инфраструктуры. Критическая ситуация складывается при реализации предлагаемого проекта Генерального плана застройки города на период 2010-2020 годов с общим водопотреблением более 150 тыс. кубометров в сутки и вводом жилья до 20 млн.кв. метров, в том числе 10 млн. кв.метров -до 2010 года. Вместе с тем, работа по реконструкции и развитию городского водопровода практически свернута. Постановления органов исполнительной власти, принимаемые из года в год, не реализуются ввиду отсутствия финансовых средств городского бюджета. Сорваны все за последние полтора десятка лет сроки выполнения мероприятий программы по обеспечению города Воронежа питьевой водой. В тоже время идет интенсивный рост жилищного и гражданского строительства. В результате проблема дефицита питьевой воды из категории "отдаленная неблагоприятная перспектива" переходит в категорию "существующая катастрофическая ситуация". - Почему, на ваш взгляд, МУП "Водоканал Воронежа" не может найти эффективного решения этих и других проблем, связанных с модернизацией сетей водозабора и водоотведения? - Что касается МУП "Водоканал Воронежа", то из-за долговременных неплатежей потребителей услуг, отсутствия финансирования компенсации выпадающих доходов от предоставления льгот и субсидий и невозмещения предприятию из федерального бюджета средств на покрытие расходов, возникающих в связи с передачей на баланс физически изношенных водопроводно-канализационных сетей и сооружений других предприятий и ведомств, оно является неплатежеспособным. Признание МУП "Водоканал Воронежа" банкротом приведет не только к развалу предприятия, но и к отсутствию устойчивого функционирования водопроводно-канализационных сооружений города. Износ основных фондов в среднем по предприятию составляет 63%, в том числе износ водопроводных сетей - 63%, канализационных сетей - 72,5%. 581,6 километра водопроводных сетей (46%), 461,9 километров канализационных сетей (47%) имеют износ 100% и более. - Но в Воронеже остро стоит проблема еще и с системой очистки канализационных стоков. - Вы правы, построенные в середине 70-х годов прошлого века правобережные очистные сооружения не позволяют обеспечить очистку сбрасываемых сточных вод до требуемых параметров. Необходима их реконструкция. Основная левобережная канализационная насосная станция много лет находится в аварийном состоянии, требуется срочное проектирование и строительство новой насосной. Главный левобережный канализационный коллектор также находится в аварийном состоянии. Для определения состояния коллектора его необходимо опорожнить, для чего был запроектирован и частично построен комплекс сетей и сооружений. В настоящее время из-за отсутствия финансирования строительство не ведется, построенные сети разрушаются. Остро стоит вопрос канализования частного сектора в водоохраной зоне Воронежского водохранилища. - Как депутат городской Думы, входящий в постоянную комиссию по градостроительной деятельности и земельным отношениям, какие меры вы считаете необходимыми для исправления ситуации? - Чтобы коренным образом улучшить положение с обеспечением города питьевой водой, отводом и очисткой сточных вод, "Водоканалу Воронежа" необходимо разработать инвестиционную программу по развитию мощностей водопровода и канализации в соответствии с техническим заданием, утвержденным решением Воронежской городской Думы. Во-вторых, должен быть определен единый заказчик по проектированию и строительству систем водоснабжения города. В-третьих, должен быть установлен строгий контроль за выполнением в установленные сроки мероприятий программы "Питьевая вода". И, в-четвертых, в свете утверждаемого генплана города необходимо приступить к выполнению необходимых технических условий на водоснабжение и канализование города Воронежа по зонам с перспективой на 2010-2020 годы. Для решения текущих и перспективных вопросов по бесперебойному обеспечению города качественной питьевой водой, на мой взгляд, надо создать постоянную комиссию из состава органов исполнительной и представительной власти. Первоочередной задачей комиссии в текущем году должна быть организация подготовки постановления главы городского округа город Воронеж "О внесении изменений в постановление администрации г. Воронежа" "О службе единого заказчика-застройщика по строительству объектов социальной и инженерной инфраструктуры" с возложением на него обязанности функций заказчика по строительству сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения и решение вопроса с подключением вновь построенных и реконструируемых объектов на основе договорных взаимоотношений. - Существует ли подобная практика в других регионах? - Механизм долевого участия инвесторов в развитии водопроводно-канализационного хозяйства используется в отдельных регионах России более 10 лет. Стоимость долевого участия потребителей в строительстве и реконструкции головных инженерных сооружения и подводящих и отводящих коммуникаций определяется дифференцировано - исходя из натуральных показателей потребности объекта в водоснабжении и канализации и стоимости строительства и реконструкции на единицу измерения. Такой подход долевого участия застройщика был бы вполне приемлемым и позволил определить стабильный источник финансирования развития инженерной инфраструктуры города Воронежа, способствовал бы внедрению ресурсосберегающих технологий на этапе проектирования и строительства объектов недвижимости. Ведь только при развитой инфраструктуре удастся обеспечить устойчивый и долговременный рост объемов возведения жилых домов, согласно нацпроекту "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", а также возведение объектов образования, здравоохранения, культуры.
(Информационно-аналитический отдел городской Думы)
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|