|
30.10.08
Из первых рук. "Семь раз отмерь..."
С началом отопительного сезона возросло количество обращений потребителей по поводу применения штрафных санкций за нарушение условий долгосрочных договоров поставки газа. Ситуацию комментирует генеральный директор ООО "Воронежрегионгаз», ОАО "Воронежоблгаз" Николай КАРАСИКОВ.
Договор суров, но справедлив Как и во всей стране, воронежские потребители – юридические лица (их сегодня 3160) перешли на работу по долгосрочным договорам, которые, кроме всего прочего, предусматривают принцип "бери или плати" ("take or pay"). Даже иностранное название показывает, что этот принцип давно применяется в контрактах для европейских потребителей, поскольку никто, даже "Газпром", не может себе позволить, например, привести газ из Ямала в Германию и не получить деньги в случае, если покупатель от него откажется. Этого не позволяют специфика отрасли, сущность самого товара, который непрерывно течет по трубам. Однако, в отличие от европейцев, российские потребители находятся сегодня в очень выгодных условиях. Сравните: российские компании приобретают сегодня газ по цене ФСТ в 66,12 доллара за тысячу кубометров или по так называемой свободной цене, полученной путем умножения этой суммы на повышающий коэффициент "Газпрома". При этом "Газпром" реализует топливо в ту же Германию уже по 370 долларов за одну тысячу кубометров! Даже наши ближайшие соседи - Украина и Беларусь - платят за него значительно больше, чем российские потребители: 179,5 и 128 долларов за тысячу кубических метров газа соответственно. Работая на дешевом газе, а товар продавая по мировым ценам, наши промышленники получают высочайшие прибыли. И, тем не менее, еще нередко приходится слышать и о якобы высокой стоимости газа, и о жестко регламентированных объемах его поставки. "Воронежрегионгаз" заключил с потребителями долгосрочные контракты, главная выгода которых в том, что в течение всех пяти лет мы гарантируем поставку определенных объемов газа по регулируемой цене. У обладателей годичных договоров (к их числу пока относятся теплоснабжающие организации, организации бюджетной сферы, частично - предприятия АПК) такой гарантии нет. В новых договорах заложена методика четкого прогноза и анализа потребителем своей будущей деятельности: необходимо просчитать, сколько потребуется газа на ближайшую перспективу. От этого зависит, будешь или нет платить штрафы и неустойки. Работать надо так, как требует народная мудрость: "семь раз отмерь - один раз отрежь". Именно этот пункт вызывает наибольшее непонимание со стороны некоторых потребителей: как же, мол, так - мы сэкономили газ, а нас же за это и штрафуют?! Но, повторяю, специфика отрасли такова, что избыточное или недостаточное потребление для нее практически одинаково плохо. В трубах газ хранить нельзя. Если бы у потребителей были собственные хранилища газа - вопросов нет. В единой системе газоснабжения нашей страны только четко регламентированный, стабильный и предсказуемый отбор газа гарантирует безопасность его использования. А пока прогноза и анализа в заявках потребителей практически не наблюдается. И поэтому "Воронежрегионгаз" проводит учебу со всеми промышленными потребителями и юридическими лицами по расчетам заявляемого объема газа. Только от этого зависит - будешь или не будешь впоследствии иметь проблемы с газовиками за перебор или недобор газа. Сегодня, к сожалению, без санкций трудно добиться соблюдения дисциплины газопотребления. Мы уверены: достичь четкого исполнения взаимных обязательств можно лишь при обоюдном желании считать и выстраивать нормальные партнерские отношения. Жизнь настойчиво призывает на всех уровнях заниматься прогнозом и анализом. В условиях современного рынка старая привычка просить и брать чуть больше - "а то вдруг не хватит" - оборачивается не только собственными убытками, но и наносит экономический урон стране в целом.
Если ошиблись при планировании - можно отказаться В связи с новой системой договорных отношений разъяснительная работа была проведена с каждым потребителем. "Воронежрегионгаз" провел учебу своих сотрудников с тем, чтобы было обеспечено оперативное консультационное сопровождение договоров. Более того, проекты долгосрочных договоров за пять месяцев до начала поставки газа находились на руках у потребителей, их могли досконально изучить и юристы, и специалисты. Все видели пункт о санкциях. Но, скорее всего, понадеялись на свой "глазомер": уж мы-то закажем кубометр в кубометр! Однако в ряде случаев получилось "гадание на кофейной гуще". Выяснилось, что кто-то не учел погоду, кто-то - изменение конъюнктуры спроса на свою продукцию. Эти обстоятельства предприниматели склонны считать форс-мажором, за который не должно следовать никакой ответственности. Между тем значительная часть крупных потребителей ежемесячно согласовывают диспетчерские графики, где учтены не только прогнозные колебания температуры, но и объемы нагрузки на каждый рабочий или выходной день. Это говорит о том, что крупные потребители - в затратах которых покупка газа составляет весомую часть - взвешенно и эффективно решают возникающие у них вопросы по объемам потребления и их своевременному регулированию. В газовых службах таких компаний трудятся в основном грамотные специалисты, хорошо разбирающиеся в специфике проблемы и знающие, как ее решать. А вот на предприятиях среднего бизнеса зачастую дело обстоит иначе: люди не привыкли уделять должного внимания культуре газопотребления, еще не приучились оперативно решать эти вопросы, не освоили практику перспективных прогнозов развития производства. Нередко в таких компаниях просто отсутствуют специалисты, чтобы принимать профессиональные и объективные решения в сфере поставки и потребления газа. Введение неустоек и штрафов невольно стало для них стимулом к оптимизации работы в этом направлении. Относительно многочисленных ИП и ЧП следует сказать, что они серьезно и добросовестно относятся к расчету потребности газа, хотя в целом для малого бизнеса это не проблема. И самое главное: даже в случае действительно непредсказуемых ситуаций любой покупатель может обезопасить себя от штрафных санкций. Если речь идет о возможном недоборе, то у него есть право до первого числа месяца поставки направить поставщику письмо об отказе от определенного объема газа. Кроме того, потребитель вправе до 20-го числа месяца поставки газа направить заявку на уменьшение суточных договорных объемов газа текущего месяца. Если появилась угроза суточного перебора газа, покупатель до первого числа месяца поставки имеет право либо распределить установленный договором месячный объем по более гибкому графику, либо обратиться к поставщику за выделением дополнительных объемов газа. Все эти инструменты нужно терпеливо осваивать. Нужно учиться считать, чтобы эффективно работать в условиях современного рынка. Если вовремя спрогнозировал, просчитал, отказался - проблем с поставками газа никогда не будет. Это сложнее, чем скандалить, но другого пути нет. И еще. Сегодня все крупные потребители газа стараются уйти от альтернативных видов топлива. Газ у нас есть и будет. Его запасы в России большие. Но резервный запас всегда должен быть, хотя бы двухнедельный, как страховка на случай чрезвычайной ситуации. Мы не знаем, с чем можем столкнуться. Это могут быть или низкие продолжительные температуры, или случившиеся на газовых магистралях ЧП, или, что тоже нельзя совсем исключать, террористические акты. В нашей стране, к сожалению, до сих пор зачастую живут по известной поговорке: "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится". Затраты на альтернативный запас не идут ни в какое сравнение с тем ущербом, который может возникнуть в случае, если чрезвычайная ситуация все-таки случится. Газоснабжение на какое-то время для устранения ЧП прекратится, а необходимого топлива в резерве не окажется.
Доброе партнерство - главная ценность В общем, как показывает анализ, главная проблема - не в объективных причинах, а в силе привычки, психологической инерции. Еще несколько лет назад почти в порядке вещей было, когда организации годами вообще не платили за потребленный газ. Для таких потребителей сегодняшний переход к жестким европейским стандартам газопотребления действительно может показаться "шоковой терапией". Сегодня мы начинаем новый этап разъяснительной кампании: готовы не только толковать пункты типового договора, но и обсуждать конкретные проблемные ситуации. Уверены: у каждого потребителя есть реальная возможность не платить штрафы и неустойки, если добросовестно заниматься арифметикой, прогнозом и анализом развития собственного производства. Как несостоятельны, к примеру, ссылки на непредсказуемость погоды: наш Гидрометцентр особо не ошибается в своих прогнозах. Штрафы и неустойки - это лишь следствие допущенных ошибок. Мы готовы выстраивать такие партнерские отношения с нашими потребителями, которые бы позволяли и стабильно экономить, и предсказуемо зарабатывать. Это для нас самая большая ценность, которой мы по-настоящему дорожим. Уверены, что отдельные недоразумения в поставках газа не нарушат достигнутого уровня взаимопонимания.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|