 |
07.11.08
Фестиваль. Воронеж в ритме джаза
От международного фестиваля «Джазовая провинция» всякий раз ждешь новых сюрпризов. И это при том, что на каждый очередной фестиваль непременно приезжают и участники предыдущих. Они ведь и сами меняются, пытаются найти новый звук – да еще и вступают в коллаборации с другими музыкантами. Вот и на нынешнем, уже тринадцатом по счету, выступил новый проект бывшего участника не однажды игравшей в Воронеже "Стекпанны", датского гитариста Мадса Кйолби. Нынешняя "Джазовая провинция", стартовавшая в Орле, а на следующий день добравшаяся и до Воронежа, была посвящена столетию со дня рождения легендарного американского вибрафониста-виртуоза Лайонела Хэмптона. Его оркестр был своего рода школой талантов, в нем играли в разные годы Джон Колтрейн, Арт Фармер, Куинси Джонс, Уэс Монтгомери, Чарли Мингус. В 1985 году Хэмптон стал главой международного джазового фестиваля в Айдахо. Сюда регулярно приглашались музыканты из России. В конце 1980-х попал в их число и будущий основатель "Джазовой провинции", заслуженный артист Российской Федерации, пианист Леонид Винцкевич.
Фото Михаила Вязового.
Не случайно открыл воронежскую программу передвижного фестиваля вибрафонист Фолькер Фрай (Фолькер Фришлинг) из Германии. Он ведь тоже музицировал с Лайонелом Хэмптоном. Более того - самому Хэмптону довелось играть на том самом вибрафоне, который, как реликвия, стоял теперь на сцене Воронежской филармонии. В нашем городе Фрай собирался выступить вместе с саксофонистом Лембитом Саарсалу, но тот, увы, заболел и не смог приехать. На помощь экстренно пришли музыканты из вышеуказанного квартета датчанина Мадса Кйолби Никто из воронежских зрителей и не догадался, что с Фраем они играли второй раз в жизни, - пока ведущий вечера об этом не рассказал. Разумеется, на джазовом фестивале подобная - удачная - импровизация оказалась не единственной. На следующий день какой-то музыкальный инструмент вовремя не привезли в филармонию, из-за чего задерживалось выступление проекта "Виртуозы Парижа". Паузу решили заполнить Леонид Винцкевич и его сын, саксофонист Николай Винцкевич. Вдвоем они очень эмоционально исполнили всего две пьесы, посвященные Хэмптону, - но это был один из наиболее ярких эпизодов фестиваля. Очень тепло отнесся зритель и к невольным виновникам импровизации - "Виртуозам Парижа", совместному проекту троих живущих во Франции гитаристов: Эрика Сампе, Андрея Бондарчука и Амори Фийяра. Очень украшал их музыку (а временами даже, пожалуй, придавал ей большего объема, эмоциональности и зрелищности) перкуссионист Феликс Сабаль-Лекко - один из оригинальнейших музыкантов Европы, сотрудничавший со Стингом, Питером Гэйбриэлом, Херби Хенкоком. Вообще, гитарная музыка в этом году была представлена неплохо. Среди безусловных удач последней "Джазовой провинции" стоит отметить выступление бразильского гитариста и певца Серхио Бастоса. Специализируется он в первую очередь на босса-нове. Нам был показан совместный проект Бастоса с группой эстонского саксофониста Райво Тафенау, в составе которой - музыканты из таких, казалось бы, далеких от жаркой родины гитариста Эстонии и Финляндии. Ироничный Тафенау, разумеется не мог не вспомнить хрестоматийную шутку про "горячих эстонских парней". Прибалтийская версия босса-новы прозвучала вполне органично. Даже стало жаль, что на эстонских улицах, в отличие от Латинской Америки, не проводят массовых карнавалов. Могло бы зажигательно получиться, наверное. "JP Project" пианиста Леонида Винцкевича собрал на сцене Воронежской филармонии одновременно нескольких всемирно известных джазменов, которые могут похвастаться тем, что играли вместе с Лайонелом Хэмптоном. В их число попали не однажды удостоенный премии "Грэмми" тромбонист и перкуссионист Джей Эшби, барабанщик Джоэл Тэйлор, бас-гитарист Кип Рид. А в последний фестивальный день главным музыкальным инструментом стал человеческий голос. Завершилась "Джазовая провинция" выступлением других лауреатов "Грэмми" - квартета "New York Voices", который прибыл к нам сразу после сольного выступления в Санкт-Петербурге. Артисты радовали зрителей своим вокальным мастерством на протяжении двух с лишним часов. В какой-то момент к их ритм-секции на сцене присоединился уже знакомый нам Джей Эшби. …И вот фестиваль уехал в другой город, а мы, зрители, остались. Так получилось, что на сей раз организаторы "Провинции" собрали исключительно музыкантов, играющих джаз вполне традиционный. Вероятно, тема нынешнего года обязывала. Те джазмены, кто смог приехать в Воронеж, отыграли виртуозно, зажигательно, заслужив бурные зрительские овации. Так что у воронежских поклонников джаза есть все основания до следующего фестиваля ностальгически вспоминать нынешний... Хотелось бы, однако, на этом празднике и хоть немного музыкального безумия, "новых форм".
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|