11.11.08
Осень патриарха
2 ноября отметил свой день рождения Григорий Евгеньевич ВЕДЕЛЬ. В университетских кругах гуманитарного сословия его знают как мэтра романо-германской филологии: организатора и первого декана факультета РГФ (1960 год), а также создателя новаторского метода изучения иностранных языков.
Это о подобных Веделю сказано: «Они – соль соли земли». Ученые мужи, они, конечно, "далеки от народа", но имя профессора Григория Евгеньевича Веделя, которому 2 ноября исполнился 101 год, достойно быть в списках самых известных и почетных жителей Воронежа.
Дом, где живет мало известный широкой публике Григорий Ведель, стоит на пересечении улиц Комиссаржевской и Кольцовской, и в нем - аптека, знакомая, наверное, каждому воронежцу. Такая вот банальная мысль после неординарной встречи с человеком, прожившим сто лет. К этому трудно привыкнуть, и не до творчества вначале, одна метафизика.
Познакомились легко, побеседовали, даже спорили, а вышла потерянной, будто осязаемо коснулась Времени. На том пересеченье улиц было тогда пустынно и холодно: просто вечер и зима, а показалось - тишь вселенская. Возможно, передалось мироощущение человека на стыке двух его веков.
Первому о своих впечатлениях рассказала таксисту. Он удивился: "В нашем городе?! Без горного воздуха, козьего молока и винограда?" Не знаю, не спросила. Много, о чем не спросила, ни сразу, ни потом. Ведель не дал. По многолетней привычке он, как на лекциях, поднимает руку, чтоб остановить: мол, вопросы - в конце. А в конце какие могут быть вопросы к человеку в таких летах, если он сообщает: "Я все сказал"? Глаза еще улыбаются, но замолкает надолго. Понимать надо как "спасибо, заходите в другой раз".
В следующий раз Григорий Евгеньевич не ушел, когда мы закончили разговор для публикации, а надолго остался за столом - только слушать, лишь изредка вставляя замечания, продуманные, логически выстроенные, точные: "В освоении языка не должно быть письменной поддержки, тогда в активе останутся не заученные, а необходимые в практике слова".
Дочь Веделя, Ирина Григорьевна, преподает английский язык на экономическом факультете ВГУ, знает свое дело и рассказывает о нем с удовольствием. У них теплые, дружеские отношения и профессиональный интерес друг к другу. Спустя три часа спохватываемся: "Ведель-то не устал?" И вот что он сказал: "Мне читать трудно, но писать пока могу, а слушать хочется бесконечно - когда интересно".
После юбилейных встреч с друзьями, коллегами и учениками Григорий Евгеньевич взял тайм-аут, чтобы восстановить силы. Наши встречи возобновились весной, и постепенно появился навык общения с ним. "Как вы из Латвии попали в Воронеж?" Ответ: "Поездом". Объяснять Ведель не будет, не сейчас - это его характер и привычка ценить время. Он всегда сконцентрирован в беседе, и чтобы понять, что же имеет значение для него самого, лучше не отвлекаться на свой субъективный интерес. Поэтому и не случилось откровений из его личной жизни и воспоминаний из истории Отечества.
Профессор Ведель говорит о том, о чем хочет говорить в нем Ведель. Ученый-лингвист, теоретик и педагог, Григорий Евгеньевич считает важным для себя свою книгу, написанную в 95 лет, итог практической и научной деятельности.
За вклад в разработку теоретических основ сознательно-практического метода обучения иностранным языкам Григорий Евгеньевич награжден медалью. Из предисловия к его монографии: "Концепция автора целостна как подлинная система. Она глубоко научна; каждое положение аргументируется с психологических, физиологических и лингвистических позиций. Она философична и в своей основе, и по манере изложения".
Здесь важен еще один факт: мысли о начатой книге не оставляли Веделя даже в больнице. Восемь лет назад он еще читал обзорные лекции в университете. В корпус, что на площади Ленина, 10, ходил пешком, и однажды произошел несчастный случай: его сбил автомобиль. Сложный перелом надолго уложил Григория Евгеньевича в постель. Что делает Ведель? Он использует "предложенные" жизнью обстоятельства как стимул и мобилизуется для работы над книгой. Не болеть же просто так, без дела!
Мы попытались вывести жизненный закон Веделя. "Время измеряется нашими делами, - говорит Григорий Евгеньевич. - Если нет желания, всегда найдутся причины не делать. Есть желание - не найдется причин, чтобы не делать". Закон хороший, но легко ли по нему жить? Ведель уверяет, что по-другому и не получалось: "Когда мысль необоримо побуждает действовать, приобретаешь способность подчинять себе обстоятельства". Не предаваться печальным мыслям о вечном покое, а писать и писать с верой в успех - это, конечно, предпочтительнее, но для этого надо быть Веделем.
Основная мысль его теории обучения иностранному языку на устной основе с коммуникативной направленностью отражена в сложной схеме.
Григорий Евгеньевич подарил мне распечатку. Всматриваюсь, читаю и понимаю наконец, как это - просто. Дети, например, гораздо раньше, чем писать, учатся употреблять слова по назначению. В музыкальной школе сегодня тоже используют методику обучения музыке без нотной грамоты. Есть даже специальные инструменты. Докладываю о своем "открытии", и Ведель не возражает, не вскидывает руку в академическом жесте: вверх и резко в сторону. Григорий Евгеньевич ставит мне пять баллов. Кандидат филологических наук, доктор педагогических и доктор философских наук, патриарх, как называют его коллеги.
"Осень патриарха", - думаю про себя, когда прохожу мимо дома Григория Евгеньевича. Вернее, перебегаю через перекресток, срываясь на светофоре, тороплюсь, лавирую в людском потоке и успеваю разглядеть балкон: не вышел ли профессор? Тополь, что на углу, уцелел от вырубки и состарился вместе с Веделем, хранил для него тень в жаркие летние дни. А теперь уже холодно, ноябрь, надо поздравить Григория Евгеньевича: после ста каждый год - юбилейный.
Надо использовать возможность еще раз с ним встретиться, сохранить для себя его пример воли и самодисциплины, чтобы научиться расходовать себя, ценить жизнь и беречь время, различать пустое и значительное. По закону Веделя.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012