 |
13.11.08
Главная тема. Залог успеха - консолидация усилий
На 40-м пленарном заседании Воронежской областной Думы IV созыва В минувший вторник в Парламентском центре под председательством Владимира КЛЮЧНИКОВА (руководитель фракции «Единая Россия») состоялось 40-е пленарное заседание Воронежской областной Думы IV созыва, на котором было рассмотрено более 20 различных вопросов. В заседании приняли участие губернатор Воронежской области Владимир Кулаков, главный федеральный инспектор в Воронежской области Павел Кораблев, заместитель губернатора области Андрей Колядин, прокурор области Николай Шишкин, председатель областного суда Виталий Богомолов, председатель областного совета профсоюзов Алексей Овчинников, председатель Воронежской городской Думы Александр Шипулин, ответственные работники администрации области, представители общественных организаций. В течение заседания было принято 17 законов и 5 постановлений, также три законопроекта были рассмотрены в первом чтении. Главным вопросом повестки дня стало рассмотрение в первом чтении областного бюджета на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов. С докладом об основных направлениях бюджетной и налоговой политики на этот период выступил губернатор Воронежской области Владимир Кулаков. Об основных параметрах бюджета депутатам рассказали руководитель Главного финансового управления области Надежда Сафонова и председатель Контрольно-счетной палаты Анатолий Дубиков. Председатель комитета областной Думы по бюджету, налогам, финансам и банковской деятельности Александр Вериковский (фракция "Единая Россия") в своем выступлении отметил ярко выраженную социальную направленность принимаемого бюджета. По его словам, администрация области учла многие замечания и предложения депутатов регионального парламента, высказанные во время т.н. нулевого чтения. В частности, было предусмотрено финансирование областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" в размере 100 млн. рублей в 2009 году, 110 млн. рублей – в 2010 году, 120 млн. рублей - в 2011 году. Также было увеличено финансирование ОЦП "Развитие спорта высших спортивных достижений в Воронежской области "Олимпиец" в 2009 году на 13, 8 млн. рублей. Еще одним важным изменением в проект бюджета стало включение в него финансирования работ по проведению берегоукрепления реки Дон в районе города Павловска. В ходе заседания были внесены поправки в действующий Закон "Об областном бюджете на 2008 год и плановый период 2009-2010 годов". Также на 40-м заседании областной Думы был принят пакет законов, призванный повысить инвестиционную привлекательность региона. Этими законами для инвесторов, реализующих особо значимые проекты на территории региона, предусматриваются снижение процентных ставок по налогам, возмещение расходов на оплату услуг по подсоединению к электрическим сетям и т. д. Сразу в двух чтениях был принят Закон "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области", объединивший в себе 19 существовавших до этого нормативно-правовых актов. Им предусматривается замена натуральных льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг на денежную компенсацию. В ходе заседания был принят Закон "О порядке определения мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территории муниципальных образований Воронежской области". Во исполнение этого закона в СМИ будет опубликован перечень мест, где будет запрещена торговля спиртными напитками. Ответственность за составление подобных списков возложена на муниципалитеты. Также был принят Закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Воронежской области в сфере жилищных отношений". Он упорядочил перечень документов, предоставляемых гражданами, для признания их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях
• • • • •
На 40-м заседании областной Думы губернатор Владимир КУЛАКОВ выступил с докладом "Основные направления бюджетной и налоговой политики Воронежской области на 2009-2011 годы". Ниже мы публикуем основные тезисы Бюджетного послания губернатора области.
Работа над законом об областном бюджете на три ближайших года идет в условиях воздействия на экономику региона ряда внешних факторов, связанных с мировым финансовым кризисом, неопределенностью на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Конструктивными усилиями исполнительной и законодательной власти сформирован документ, отвечающий не только современным реалиям, но и способствующий решению долгосрочных проблем социально-экономического развития области. База, на которой основываются бюджетные проектировки, - это итоги экономического и социального развития области в текущем году. В 2008 году прирост валового регионального продукта и промышленного производства, по оценке, составит около 8%, инвестиций в развитие - около 20%, среднемесячная заработная плата возрастет более чем на 30%. Проведение первого Воронежского инвестиционного форума дало хороший толчок к началу реализации в текущем году более десятка крупных инвестиционных проектов. Всего в области на различных этапах реализации находятся на сегодняшний день более 200 инвестиционных проектов с объемом вложений около 800 млрд. рублей. Впервые за последние 8 лет аграрный сектор области демонстрирует практически 20-процентный прирост производства сельхозпродукции. Собран рекордный урожай зерновых (около 5 млн. тонн), семян подсолнечника (около 680 тыс. тонн), обеспечен на 10% прирост производства мяса, на 3% - молока. В рамках приоритетного нацпроекта "Развитие АПК" введены в эксплуатацию 8 молочных комплексов на 6, 5 тыс. голов коров, 5 свиноводческих комплексов на 95 тыс. голов, племенная ферма ООО "Воронежмясопром" на 2, 4 тыс. голов свиноматок, первая очередь птицефабрики "Лискибройлер" (на 30 тыс. тонн), птицефабрика ООО "Ряба" (158 млн. яиц). С этого года аграрная политика области опирается на Закон "О развитии сельского хозяйства на территории Воронежской области" и пятилетнюю областную целевую программу развития сельского хозяйства. Меры и действия по господдержке сельского хозяйства, предпринимаемые на региональном u1091 уровне, увязаны с национальными приоритетами развития отрасли. Для повышения финансовой устойчивости аграрного сектора поддержки деловой активности в 2009 году предлагается на треть (с 622, 8 млн. до 833, 7 млн. рублей) увеличить расходы бюджета на указанные цели. Основным направлением областной поддержки, по-прежнему, остается развитие животноводства. Считаю целесообразным внести изменения в законодательные акты области, предусматривающие снижение налоговой нагрузки для организаций, занимающихся животноводством. Думаю, для всех очевидно, что они находятся в неравных условиях с сельхозтоваропроизводителями, производящими исключительно продукцию растениеводства. Развитие реального сектора экономики области должно осуществляться на передовой технологической основе. В технопарках и бизнес-инкубаторах области уже сейчас располагаются более 50 малых инновационных предприятий, которыми обеспечен почти трехкратный прирост производства инновационной продукции. Всего же в регионе сегодня реализуются около 20 проектов в области наноиндустрии, а в стадии разработки только в Воронежском госуниверситете имеется более 30 проектов. Для целевой поддержки этих и других инновационных проектов мною принято решение об увеличении объема финансирования областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области" в 2009 году в четыре раза (до 100 млн. рублей). Это позволит привлечь на создание региональной инновационной системы из федерального бюджета и внебюджетных источников не менее 500 млн. рублей. В соответствии с приоритетами экономического развития России основной движущей силой перехода к инновационному пути развития должны стать малые и средние предприятия, которые, благодаря своей мобильности и гибкой организационной структуре, способны к активному внедрению инноваций и быстрой реакции на изменения экономической конъюнктуры. В текущем году приняты законы области, направленные на создание благоприятных условий для развития бизнеса и предоставляющие приоритетное право субъектов малого и среднего предпринимательства на выкуп арендуемого ими областного и муниципального имущества. Задача органов исполнительной власти в ближайшее время - разработать понятный для предпринимателей механизм реализации указанных законов на областном и муниципальном уровнях. Необходимо обеспечить более существенную поддержку малому и среднему бизнесу: расширить областную программу содействия его развитию в муниципалитетах, увеличить масштабы микрофинансирования малого бизнеса через областной и районные фонды поддержки малого предпринимательства. Мы намерены сделать акцент на поддержку муниципальных программ и гранты начинающим предпринимателям. Повышению инвестиционной привлекательности региона и увеличению инновационной составляющей экономики области будут способствовать создаваемые промышленные зоны и индустриальные парки. В текущем году завершается предварительный этап, предусматривающий формирование земельных массивов, подготовку технико-экономических обоснований и привлечение потенциальных инвесторов. С 2009 года мы приступаем к проектированию и строительству объектов инженерной инфраструктуры к промышленным зонам. По предварительным оценкам, на решение данной задачи в 2009-2011 годах необходимо направить не менее 5 млрд. рублей. В рамках нацпроекта "Здоровье", в первую очередь, решалась задача укрепления первичного звена медико-санитарной помощи. Зарплата медицинских работников первичного звена за два последних года выросла в среднем в 2, 9 раза, работников фельдшерско-акушерских пунктов и скорой медицинской помощи - в 2, 2 раза. Существенно возросла материальная обеспеченность лечебных учреждений области: поставлено 734 единицы диагностического оборудования и 226 автомобилей "скорой медицинской помощи". У жителей впервые появилась возможность получения полного спектра диагностических исследований, обеспечено проведение дополнительной иммунизации и дополнительной диспансеризации населения, обследование новорожденных детей на наследственные заболевания, оказание женщинам медицинской помощи в период беременности и родов в форме "Родового сертификата". Мероприятия по развитию и укреплению региональной системы здравоохранения обеспечили за два года рост рождаемости на 6, 5%, снижение смертности - на 7%, средняя продолжительность жизни возросла с 66, 2 года до 67, 5 лет. Нацпроект "Образование" позволил реализовать комплекс значимых мероприятий, направленных на повышение качества и доступности образования. За годы реализации проекта школы области получили более 800 комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования, включая современные предметные кабинеты и интерактивные доски, в сельские школы области поступило 165 школьных автобусов, осуществлена компьютеризация и подключение к Интернету всех школ области. В то же время принятый нами курс на инновационное развитие экономики требует глубокой модернизации образования. Совместными усилиями ведущих воронежских вузов и администрации области подготовлен проект Национального исследовательского университета Центрального Черноземья. Интеграция вузов в него - процесс, требующий большой организационной работы, консолидации усилий органов государственной власти области, вузовской общественности, Федерального центра и бизнес-партнеров. И эту задачу необходимо решить новому областному правительству. Ключевой задачей повышения качества жизни граждан остается улучшение их жилищных условий. Устойчивая динамика ввода жилья (2007 год - 974 тыс. кв. м, 2008 год - более 1 млн. кв. м), наращивание объемов ипотечного жилищного кредитования (2007 год - 4, 7 млрд. рублей, 2008 год - более 6 млрд. рублей), система государственной поддержки молодых и многодетных семей, работников бюджетной сферы и других категорий граждан обеспечивали высокий спрос на жилье, стимулируя развитие строительных компаний. Сегодня мы прекрасно осознаем, что в условиях мирового финансового кризиса государственная поддержка жилищного строительства просто необходима. В 2009 году она будет сконцентрирована на следующих направлениях: - во-первых, более 600 млн. рублей планируется направить из областного и федерального бюджетов на строительство объектов инженерной и социальной инфраструктуры в рамках проектов по комплексной жилищной застройке (ул. 9 Января, пос. Тенистый, пос. Александровка); - во-вторых, в проекте бюджета предусмотрены ассигнования на проведение капитального ремонта многоквартирных домов (239, 2 млн. рублей) и переселение граждан из аварийного жилого фонда (134, 4 млн. рублей). Это позволит привлечь более одного млрд. рублей из федерального Фонда реформирования ЖКХ. В текущем году, в рамках антикризисных мер, реализуемых Правительством РФ, мы намерены привлечь дополнительные ресурсы на переселение граждан из аварийного жилого фонда, которые будут направлены на приобретение свободных от обязательств квартир у строительных организаций. Мы планируем приобрести за бюджетные средства 130-150 тыс. кв. м жилья; - в-третьих, 100 млн. рублей будет направлено на реализацию программы "Молодая семья", 66, 3 млн. рублей - на строительство жилья в рамках программы "Социальное развитие села", что позволит привлечь из федерального бюджета более 540 млн. рублей; - в четвертых, около 330 млн. рублей направляется на строительство жилья для выпускников медакадемии в сельской местности, на приобретение жилья детям-сиротам, на обеспечение жильем инвалидов и участников войны, других льготных категорий граждан. Как и прежде, бюджет остается социально ориентированным - удельный вес расходов на социально-культурную сферу в 2009 году достигнет 75%. Запланировано повышение оплаты труда работников бюджетных учреждений. Будет обеспечена индексация выплат ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей, ежемесячных выплат многодетным семьям, ветеранам труда, труженикам тыла, оплаты жилищно-коммунальных услуг специалистам учреждений бюджетной сферы, проживающим в сельской местности, а также ежемесячных пособий на обеспечение полноценного питания нуждающимся беременным женщинам и кормящим матерям, стипендий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целом расходы на социальные публично-нормативные обязательства увеличатся в 2009 году почти в два с половиной раза. Одна из актуальных проблем - неурегулированность вопроса оплаты коммунальных услуг. Фактический уровень оплаты населением услуг ЖКХ сегодня составляет около 80% и не компенсирует реальных затрат на их предоставление. Администрацией города принято решение перейти со следующего года к 100-процентной оплате гражданами жилья и коммунальных услуг, что уже давно сделано в других муниципалитетах. Указанная мера позволит не только обеспечить прозрачность и повысить эффективность выделяемых на финансирование отрасли ЖКХ бюджетных средств, но и даст возможность ежегодно привлекать более миллиарда федеральных ресурсов на проведение капремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилого фонда, направить высвободившиеся средства на поддержку социально незащищенных слоев населения. В проекте бюджета предусмотрен почти 20-процентный прирост бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства. Ежегодно по одному миллиарду рублей будет направляться на строительство и реконструкцию детских дошкольных учреждений, объектов спортивного назначения, на основе сочетания источников финансирования в рамках трехлетки будет построено 18 спортивно-оздоровительных комплексов и 24 стадиона, детские дошкольные учреждения совокупной мощностью 4, 3 тыс. мест. Бюджет следующего года будет напряженным - прогнозируется дефицит в размере более 2 млрд. рублей. Поэтому реализация расходных обязательств в условиях возможных негативных последствий мирового финансового кризиса потребует значительных усилий органов власти как в сфере мобилизации собственных доходных источников, так и снижении неэффективных расходов.
• • • • •
После окончания пленарного заседания председатель областной Думы, руководитель фракции "Единая Россия" Владимир КЛЮЧНИКОВ ответил на вопросы журналистов центральных и местных СМИ.
Владимир Иванович, какие из рассмотренных на заседании законов наиболее важны для развития области? - В первую очередь, конечно, следует назвать законопроект об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов. 15 октября администрация области внесла его на рассмотрение в областную Думу. На сегодняшнем заседании мы приняли данный законопроект в первом чтении. Против его принятия высказалась только фракция КПРФ. Отмечу, что бюджет рассчитан, исходя из оптимистичного прогноза, с учетом достигнутых темпов развития области. Однако ситуация на мировом финансовом рынке нестабильная. Пока трудно сказать, как это отразится на состоянии экономики региона. Поэтому в структуре бюджета на 2009 год создан так называемый резервный фонд объемом в 5, 5 млрд. рублей. Он необходим для решения тех социальных задач, которые стоят перед областью. Думаю, это сделано правильно. В целом бюджет носит ярко выраженный социальный характер. В социальную сферу будет направлено 75% всех средств. Мы также постарались предусмотреть инновационное развитие региона. На эти цели в бюджете тоже предусмотрены средства. 21 ноября депутаты будут рассматривать трехлетний бюджет во втором, окончательном ,чтении. Конечно, возможны поправки. Но в целом, повторяю, он вызывает оптимизм. В данном законопроекте есть определенные новации. Ряд налогов передан на муниципальный уровень. Это позволит муниципалитетам эффективнее решать насущные задачи. Если оценивать ситуацию в целом, то она внушает надежду на дальнейшее поступательное развитие региона. Вместе с тем мы должны быть реалистами. Некоторые последствия финансового кризиса сегодня ощущаются, к примеру, в отраслях, связанных с металлургией. А у нас имеется производство, которое работает на металлургию. Есть проблемы в строительной отрасли. Поэтому, повторю, решение о создании в бюджете резервного фонда мне представляется правильным. - Какую прибавку средств получат муниципалитеты после перераспределения налогов в их пользу? - В целом объем этих средств составит 150 млн. рублей. Данная сумма сопоставима с бюджетом крупного района. Полученные средства станут подспорьем для развития муниципальных образований, которые имеют значительное количество транспорта и предпринимателей. На муниципальный уровень передается 100% транспортного налога, 5% налога на прибыль и 20% налога, взимаемого с применением упрощенной системы налогообложения. - За счет чего создан в областном бюджете "стабилизационный" резервный фонд? - Он прописан как раздел бюджета и создан за счет общих доходов - налоговых и неналоговых поступлений средств. - Оживленное обсуждение депутатов вызвал законопроект о транспортном налоге. В чем суть дискуссии? - Это вызвано тем, что вводятся повышенные ставки налогов на транспортные средства. В нашей области данный налог не повышался уже длительное время. В настоящее время он у нас намного ниже, чем, скажем, в Белгородской, Липецкой и Курской областях. Между тем Воронежская область имеет самую развитую в Черноземье сеть дорог, а у нас самые низкие ставки налога. Предлагается значительно увеличить транспортный налог на престижные марки автомобилей, на роскошь, которой владеют отдельные наши граждане. Сегодня у некоторых из них имеются не только катера, но и самолеты. Ненамного увеличен транспортный налог на автомобили мощностью до 100 л. с. В то же время несколько расширен перечень категорий граждан, которым предоставляются льготы по транспортному налогу. Так что владельцы недорогих транспортных средств, а их у нас большинство, не пострадают.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Контрольно-счетная палата "дает добро" Мы попросили прокомментировать проект Закона "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" председателя Контрольно-счетной палаты области Анатолия ДУБИКОВА. - Нельзя не отметить, что доходы областного бюджета к 2011 году, по сравнению с ожидаемым исполнением текущего года, прогнозируются с увеличением на 39% или на 16 млрд. 142 млн. рублей. Причем прирост планируется обеспечить исключительно за счет собственных доходов, доля которых в общем объеме неуклонно растет. За последние годы наметилась тенденция опережения темпов роста налога на доходы физических лиц по сравнению с темпами роста фонда оплаты труда. Это реально подтверждает активизацию работы администрации области и органов местного самоуправления по легализации теневой заработной платы. - Какие резервы будут использованы для увеличения доходной части областного бюджета? - Контрольно-счетная палата в своем заключении указала на возможность еще большего увеличения собственных доходов - на 111, 3 млн. рублей. Наши рекомендации реальны к исполнению. Так, при формировании проекта в доходах бюджета не были учтены лизинговые платежи в сумме 13 млн. рублей и поступления от платных услуг областного госучреждения "Охрана животного мира Воронежской области" - в объеме 32, 6 млн. рублей. А также задолженность по платежам за аренду областного имущества в объеме 15, 0 млн. рублей. - А какие меры будут предприняты для повышения эффективности расходования бюджетных средств? - Прежде всего это программно-целевой метод бюджетного планирования. В 2009 году ассигнования на реализацию 39 областных целевых программ составят 7 млрд. 514 млн. рублей. При этом основная их часть имеет социальную значимость. - Есть ли у вас какие-либо замечания по поводу утверждения и исполнения областных целевых программ? - Основная их часть касается объемов финансирования. Только по шести программам бюджетные ассигнования запланированы в объемах, соответствующих их паспортам. Еще по шести - объемы ассигнований выше сумм, предусмотренных программами. А вот по 24-м программам финансирование, к сожалению, ниже их паспортов. Как неоднократно отмечалось в материалах Контрольно-счетной палаты, по подпрограмме "Сахарный диабет" объем годового u1092 финансирования по-прежнему покрывает только месячную потребность в сахароснижающих препаратах. Аналогичная ситуация складывается и по финансированию подпрограммы "Вирусные гепатиты". Запланированные средства позволят пролечить только 13% нуждающихся в дорогостоящем лечении. Также проектом планируется финансирование 19 программ, действие которых в соответствии с паспортами должно быть завершено в 2009 и 2010 годах. К ним относится и программа "Газификация Воронежской области". Паспортом программы ресурсное обеспечение распределено только до 2009 года включительно. Однако настоящим законопроектом предусматриваются бюджетные ассигнования и на 2010-2011 годы. Поэтому необходимо продление сроков реализации программы. - Ваши предложения учтены в проекте бюджета? - По предложениям Контрольно-счетной палаты и депутатов областной Думы в проект трехлетнего бюджета внесены изменения, увеличивающие расходы по ряду областных целевых программ. Кроме того, в состав расходов бюджета включено ранее упущенное финансирование такой важной программы, как "Обеспечение жильем молодых семей" в сумме 100 млн. рублей. Это позволит получить софинансирование программы из федерального бюджета, и часть из 4 716 очередников области получат государственную финансовую поддержку для улучшения жилищных условий. В ходе исполнения бюджета необходимо обратить внимание и на другие социально значимые отрасли. Предусмотренный в бюджете 2009 года объем расходов на питание больных в разделе "Здравоохранение" обеспечит выполнение потребностей только на 75%. В целом же проект Закона Воронежской области "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов" соответствует требованиям действующего законодательства и может быть принят Воронежской областной Думой 21 ноября во втором чтении.<
"Областная Дума" - информационный бюллетень Воронежской областной Думы, N 35 (212)
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|