 |
14.11.08
Духовность. "Когда сердцу не о чем мыслить..."
Невозможность формирования и существования личности вне веры как нормы человеческого бытия сегодня очевидна. Все понимают – надо, не все знают - с чего начать. Об этом и многом другом мы говорили с секретарем Воронежской и Борисоглебской епархии, архимандритом Андреем (Тарасовым). - Однажды Анастасию Цветаеву спросили об одном человеке: верит ли тот, по ее мнению, в Бога. Она ответила: «Конечно, ведь он - интеллигентный человек». Многие годы в нашей стране считалось, что ходить в церковь - удел темных бабушек. Приходят ли люди к Богу "через разум"? - Выдающиеся писатели, ученые, просветители подтверждают, что без Бога познать мир невозможно. Пушкин называл Библию "ключом живой воды". Михаил Ломоносов писал: "Не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию". Физик и математик Паскаль утверждал: "Без учения Христа у человека будут пороки и бедствия, заблуждения, мрак, отчаяние, смерть". Жан Жак Руссо, философ: "Взгляните на книги философов - как они ничтожны против Библии. Возможно ли, чтобы такая удивительная и вместе с тем простая книга была делом рук человеческих?" Одному из величайших астрономов мира Иоганну Кеплеру принадлежат слова: "О, как счастлив тот, кому дано через науку возвышаться до небес! Там видит он превыше всего творчество Божие!..." Боюсь, нам не хватит времени перечислить великих людей, которые были светскими по роду деятельности и истинно верующими. - Эти люди не нашли в миру ответов на свои вопросы? - Дело не в этом. Кем бы ни был человек - политик, космонавт, землепашец, успешный предприниматель - он ежеминутно нуждается в Божией помощи. Но принять ее - для этого необходимо подготовить и разум, и сердце, должна быть постоянная работа над собой. Нельзя поработать над собой - и сделать "перекур". Нельзя быть верующим наполовину. Я недавно ознакомился с некоим социологическим исследованием, где было написано, что у нас в области 85 процентов православных, из них реально практикующих - 45 процентов, а остальные - "православные только по крещению". Я вырос в верующей семье, и у нас в доме были основы религиозной традиции. Храм был в соседнем городе, поэтому взрослые ездили в церковь только на великие праздники и хотя бы раз в год говели. Я с детства видел, как моя семья готовится к Рождеству, к Пасхе. Помимо дней поминовения усопших также в Пасхальные дни было обязательным посещение кладбища, могил предков. Уверен, эта традиция и появилась потому, что в богоборческий советский период люди не могли в праздник пойти в храм, а была острая потребность объединиться для духовного общения. Люди встречались и христосовались на кладбище. Зачастую именно с семейных традиций зарождается истинная вера. У меня это семечко проросло в то, что я стал священнослужителем. Мои родственники, братья и сестры - люди светские, но крестили своих детей, ходят в храм, знают Священное Писание и жития святых. - Отец архимандрит, вы - священнослужитель, вся ваша жизнь определена этим. А если у меня "семеро по лавкам" и больной муж? И единственный для меня способ заработать им на кусок хлеба - торговать в киоске водкой и сигаретами. Или - я преподаватель биологии и доказываю детям, что человек произошел от обезьяны. Как не получить раздвоение личности, совмещая несовместимое? - Мы часто повторяем евангельскую фразу "Бог есть Любовь". В ней - самое главное: проявление божественной силы в человеке. Если у вас "семеро по лавкам", то вы имеете уникальную возможность проявить свою любовь к детям и мужу, через молитву призвать на них помощь Божию. Примером собственной жизни созидать основы нравственности в детях. Рано или поздно они увидят и оценят ваш труд. Дело не в том, где вы работаете, а как, с какой целью и какими чувствами. И если вы преподаете биологию не формально, а занимаетесь образованием детей, если постараетесь расширить рамки школьной программы, то узнаете, что сам Дарвин писал: "Невозможность признания, что великий и дивный мир с нами самими, как сознательными существами, возник случайно, мне кажется главным доказательством существования Бога". Феофан Затворник, святитель Вышенский, истолковывал теорию Дарвина с духовной точки зрения. Ведь человек, в котором нет искры Божией, - это животное. Потом только он становится человеком. - К сожалению, есть и обратный процесс - достаточно вечером выйти на улицу… - Я не ругаю молодежь, как многие. Просто для ее неуемной энергии нужно найти применение. Русская Православная церковь готова принять в этом участие, но нас бьют по рукам. Я говорю, в первую очередь, о преподавании "Основ православной культуры" в учебных заведениях как элементе нравственного воспитания. Нам запрещают это делать. В вузах говорят, что это - клерикализация. В армии, где мы пытаемся укрепить нравственный дух наших солдат, - то же самое. Предложите что-нибудь взамен! К слову, еще до того, как Дмитрий Медведев стал Президентом, он побывал в Московской духовной академии и говорил о признании дипломов духовных учебных заведения на государственном уровне, причем не только православных, но и мусульманских, и иудейских. Однако прошел уже год - результатов пока нет. Требуют включения в сетку уроков в духовной школе многих светских предметов, но она сегодня и так настолько перегружена, что у учащихся просто нет времени для дополнительных занятий. - Судя по всему, быть воцерковленным человеком вообще тяжело. Нужно не только много знать, но во многом себя ограничивать, предъявлять к самому себе особо высокие требования. А можно ли быть глубоко верующим человеком и просто радоваться жизни? - А как же! Да только так и можно! В Священном Писании сказано: "Всегда радуйтесь!" Даже осознание собственной греховности не означает, что человек должен ходить в глубокой депрессии с понурым видом. Господь говорит: "Если ты постишься, умой свое лицо, помажь свою голову маслом. И будешь ты постящимся не перед людьми, но перед Богом". Нужно радоваться жизни, с удовольствием работать, отдыхать. Но все это, если ты верующий человек, должно быть на основе Евангелия. Отдыхая на природе, погоняем в футбол, поиграем на гитаре, но не будем визжать дурными голосами и оставим после себя лужайку в ее первозданном виде - без мусора и грязи. Светский, даже очень богатый, человек, например, крупный предприниматель может быть православным человеком, и я знаю много таких. Я говорю не о тех, кто ставит свечку после удачной сделки или строит храм для удовлетворения своей гордыни, а о тех, кто, руководя большим коллективом, думает о людских нуждах. Я говорю о тех, кто смог создать крепкую семью и занимается воспитанием детей. И вещи, принадлежащие им, например, дорогой автомобиль, не являются целью жизни или страстью. Еще раз повторяю: все зависит не от того, чем занимается человек, а как он это делает. Когда мы будем отвечать перед Богом, среди нас не будет ни царей, ни президентов, ни богатых, ни нищих. Как человек прошел свой жизненный путь - такую оценку он и получит. Если человек считает себя верующим, он придет на исповедь. А что это такое? Это не перечисление грехов, а обещание Богу не повторять их. И если человек, каясь, знает, что снова будет ловчить и обманывать, он лжет Богу. - Так, может, бросить все дела и посвятить свое время молитвам? - В принципе неверно! Человек всегда должен трудиться, освящая свой труд молитвой. Одному священнику задали вопрос: "Можно ли работать в церковный праздник?" Он ответил: "Работать не грех, не работать - грех". А бояться конца света или прихода антихриста, сидя в нищете и бездеятельности, - это вызов Богу. Пока в мире будет любовь, труд, созидание и вера, которая все это освящает, никакой антихрист или конец света нас не постигнет. Не надо своими грехами умножать зло. У нас уже есть пример Ноя, когда в мире остался только один праведник. - А человек должен любить себя? - Обязательно. Лишь когда он будет любить себя, он будет любить Бога и своих ближних, он будет беречь себя и заботиться о своей целостности как творения Божиего. Нужно и к себе, и к ближним относиться по-человечески. Иное дело, мы путаем любовь к себе и эгоизм, а это страшная вещь, которая сжигает человека. - Отец Андрей, а где тот предел, за которым может закончиться любовь к ближнему? Например, если он - грешник или иноверец? - Что касается грешников, то лучше всего сказал святитель Иоанн Златоуст: "Мы должны ненавидеть грех и любить грешников". Есть чудная молитва преподобного Ефрема Сирина, которую мы ежедневно совершаем в храме Великим постом: "Господи, дай мне зрить мои прегрешения и не осуждать брата моего". Если мы встречаем в жизни падшего человека, мы должны увидеть, какой он несчастный, и полюбить его, чтобы помочь избавиться от его несчастья - быть рабом греха. Не всегда это получается, но над этим тоже нужно работать, хотя бы собственным жизненным примером. Осудить всегда легко. Помолиться за него, помочь ему встать - труд, угодный Богу. Что касается иноверцев, лучше сказать словами святителя Игнатия Брянчанинова: "Не знаю, спасутся ли иноверцы... Я знаю точно, что без православия я не спасусь". Во время бедствий для православных нет религиозных границ. Для оказания гуманитарной помощи пострадавшим в Южной Осетии во время военных действий в 2008 году верующие Русской православной церкви (РПЦ) собрали более 27 миллионов рублей. Подобная помощь была оказана и после трагедии в Юго-Восточной Азии в 2004 году. Интересно было бы узнать, что делается другими религиозными организациями? В России люди разных верований и ответвлений от них должны ценить доверие государства и народа. Мы готовы к совместной созидательной работе, но только до тех пор, пока это взаимно. - Наверное, можно привести какой-то конкретный пример? - Первый Воронежский епископ, сподвижник и духовный наставник императора Петра I, святитель Митрофан - великий святой, с ним связана вся история становления нашего края. Сегодня мы, воронежцы, молимся у его мощей как нашему покровителю. Но вот один из членов межконфессионального совета, где представлена и Воронежская епархия РПЦ, в адрес святых мощей свт. Митрофана сказал, что его возмутило, когда в село, где живут последователи его конфессии, принесли для поклонения верующих "какие-то кости". Мне было обидно, как православному человеку и как россиянину, что один из общественных деятелей, представляющий целую конфессиональную группу нашей области, не знает истории края - или не хочет знать. И после этого нам говорят, что "Основы православной культуры" не надо преподавать в школе! Но тогда преподавайте историю государства так, чтобы люди знали не только его политических деятелей, но и тех, кто формировал их духовный мир. Давайте вспомним, что веками в нас пытались сломить православную веру не столько для укрепления чужой веры в русском народе, сколько для того, чтобы перестала существовать сама Русь, сила и основа которой - в православии. Православная церковь только с помощью своих прихожан осуществляет свою деятельность, а многие иные конфессии - за счет денежных переводов из-за границы. И это еще вопрос, всегда ли их деятельность идет во благо России. Хочу отметить и такой момент. Мы часто с Владыкой ездим по приходам, и я с огорчением замечаю, как молодые люди покидают село. Утрачивается не только культура земледелия - исчезает культура быть счастливым на своей земле. Ни власть, ни дяденька из-за границы здесь не помогут, потому что нельзя рвать свои корни. Революции совершались оттого, что людям обещали землю, а сегодня мы ее бросаем. Мы - титульная нация России, и в Воронеже это очень четко ощущается. У воронежцев - замечательный генофонд, нужно сохранить его. В первую очередь -на основе Евангелия, на традициях семьи, на любви к земле. - А для себя лично что бы вы пожелали? - Я - монах, я избрал для себя этот путь, и мне идти по нему. Я хотел бы, чтобы люди научились ценить, как это прекрасно, когда вокруг тебя - православный мир. Это как вернуться на Родину, в свою семью. Такое чувство я испытал в Воронеже, поэтому с Божией помощью, по мере сил, буду трудиться для этого края. - Спасибо, батюшка! Благословите...
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|