 |
22.11.08
Водителей "маршруток" - на курсы извозчиков
На рейсовом автобусе N27 я чуть-чуть не угодил в грязное, мягко говоря, кресло. «Получше глядеть надо, мущина!» - осерчала кондукторша, когда я заметил, что негоже эксплуатировать такой антисанитарный автобус. "А если хочешь ездить красиво, - добавила хозяйка салона назидательно, - то нанимай такси!" Ездить на такси у меня не получается – финансов недостает. Вот и приходится прибегать к услугам рейсовых автобусов и вездесущих маршруток, у которых свои обычаи, свои правила. Уже никому из пассажиров не дано, к примеру, знать, кто сидит за рулем, хотя перевозчик, по правилам, обязан выставлять в салоне фамилию водителя. И остановок теперь не принято объявлять. И запросто может та же полупустая "ГАЗель" оголтело проскочить мимо стоящих на остановке людей. И еще принято оглушать седока-пассажира такими, например, музыкальными децибелами: И горят все вены, и душа горит, А на столе - стакан русской стоит! Будь полон он - полегчало бы чуть-чуть! Ничуть не стесняются водители дымить за рулем цигарками, вынуждая некурящих седоков чихать и кашлять. - А че? - простодушно отозвался на мое замечание водитель "ГАЗели" 47-го маршрута. - На улицах этой копоти куда-а больше. Давно уж пора, дядя, привыкнуть! Но никак не желает мириться душа со всем этим бескультурьем. Ведь мы все-таки знавали и лучшие времена, когда в Воронеже как-никак уважали пассажира, когда водители городского транспорта старались держать свою марку. Поинтересовался я в городском Управлении организации пассажирских перевозок: учат ли ныне хорошим манерам водителей наших автобусов и маршруток? Вопрос мой показался чиновникам ведомства настолько наивным, что они и отвечать на него не стали. Намекнули, что не их это забота учить культуре маршрутчиков. В Воронеже более сорока автотранспортных предприятий, имеющих лицензии на осуществление пассажирских перевозок и разделивших между собою 160 городских маршрутов. Основным транспортным средством стали микроавтобусы "ГАЗзель" (более 2 тысяч), "ПАЗы" (800 единиц) и 200 автобусов большой вместимости. Это в общей сложности сотни тысяч "лошадиных сил", и управляет ими, можно сказать, целая водительская дивизия, насчитывающая без малого 15 тысяч человек. Откуда же кадры? Поставляют их многочисленные городские автошколы. Большинство из них - частные, и чем больше они выдадут водительских прав, тем лучше будут выглядеть финансово. Эта система подготовки водительского состава, безусловно, нуждается в кардинальном изменении. До обучения ли тут хорошим манерам, коли курсы шоферских наук преподаются, как правило, в ударном, ускоренном темпе, когда водительские права, если "по-хорошему договориться", можно и купить? Правил дорожного движения, такие с позволения сказать, выпускники по-настоящему не усваивают, и просто смешно требовать от них каких-то "хороших манер" при общении с пассажирами! Чтобы заслужить право на пассажирские перевозки, закон о защите конкуренции требует проведения открытых конкурсов. Только далеко не всегда они проводятся. Так, владельцем лицензии может стать любой желающий - достаточно подать соответствующую заявку и иметь "на верху" хорошие связи. А желать - это не значит уметь. Воронеж, по данным статистики, дает 40 процентов всей областной аварийности на дорогах. Каждое третье ДТП совершается по вине водителей автобусов и маршруток. 75 теперешних "городских извозчиков" были задержаны в 2007 году за управление моторами в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, и сотни пассажиров при таком безобразии рисковали своей жизнью. Я не случайно назвал современных водителей городскими извозчиками. Не так давно, сидя в областном архиве, я вычитал в газете "Новости" за 1901 год, что "в Санкт-Петербурге продолжают успешно действовать извозчичьи курсы, и состоялся очередной выпускной экзамен для ученых извозчиков". Не смог я удержать иронической усмешки: чему их обучать-то? Погоняй коня не кнутом, а овсом, - вот тебе, мужичок, и вся наука! "На курсах их обучали не только управлению лошадью, но и географии, французскому языку, астрономии и хорошим манерам", - читал я далее. - Успешно выдержали испытание 155 извозчиков. 60 ученикам назначили переэкзаменовку по французскому языку, 20 - по географии и 15 - по астрономии". Вот так-то! Пример Санкт-Петербурга подвиг и губернские города по-своему отлаживать работу малого транспорта. В Воронеже начала ХХ века дело, правда, не дошло до обучения извозчиков географии, астрономии и французскому языку. Но неписаное правило - превелико уважать своих седоков - соблюдалось тогда свято. Так, в поле зрения городской газеты "Воронежский телеграф" попал привокзальный извозчик Никита Коростылев. Он, как сказали бы сегодня, был еще и добровольным гидом, картинно рассказывая, по желанию своих седоков, какой интересной историей отметилась та или иная улица, площадь, какими знаменитыми людьми прирастала и прирастает слава города. Извоз XXI века не отменяет порядка и культуры. Сегодня, при армаде моторов в десятки, сотни тысяч лошадиных сил, не должна вся эта мощь принижать и унижать нас, пассажиров. И тем важнее тут соединение профессионализма, образованности, воспитания у тех, кто нас везет. А посему нужны всем нам хорошие курсы извозчиков. Знали в этом толк наши предки!
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|