 |
25.11.08
К 80-летию З.Я.Анчиполовского. Летописец театра
Уже несколько десятилетий творчество Зиновия Анчиполовского, профессора Воронежской государственной академии искусств, является значительным фактом культурной жизни Воронежа. Чуть ли не ежегодно появляются в печати его книги по истории воронежских театров. Первая – «Воронежские сезоны» - вышла почти сорок лет назад и была посвящена театру драмы в первое пятидесятилетие Советской власти (1917-1967) и, собственно, к этому юбилею и приурочена. Круглая дата облегчила появление первой книги о театре, а ее успех - выход последующих. "Мое знакомство с воронежскими театральными сезонами, - писал Зиновий Анчиполовский, - началось в начале 50-х годов. Совсем живой была тогда память о войне, оставившей страшный, кровавый след не только в судьбе людей, но и в облике города, его улиц и площадей. Я застал еще искореженное, обезображенное, с пустыми глазницами окон здание "Утюжка", высившегося, как мрачный символ минувшего лихолетья… Но город строился, рос, хорошел. Тогда, в начале 50-х, когда я стал прилежным посетителем театра, который носит теперь имя А.В.Кольцова, я лишь впитывал впечатления от его спектаклей, радуясь встречам с незнакомой труппой". В 1983-м появляется на свет вторая книга - "Люди русского театра". Она рассказывала об истории возникновения сценических представлений в Воронеже в конце ХVIII - начале ХIХ века. В рецензиях тех лет, опубликованных в московских журналах, особо отмечалось: обе книги автора - чуть ли не первые современные исследования истории русского провинциального театра. Рецензенты подчеркивали большой охват событий, закономерностей развития театра в русской провинции, научность подхода к вопросу, опору на богатый библиографический арсенал. Ровно через десять лет, в разгар "перестройки", у Зиновия Анчиполовского выходит новый основательный труд - "Времена Максима Горького". Книга настолько не вписавшаяся в контекст того времени, когда рушилась, подвергалась "досмотру" и "зачисткам" культурно-историческое наследие советской поры, что приходится удивляться смелости автора, решившегося на ее публикацию. Сам Зиновий Яковлевич так определял свою позицию: "Не исключено, что издание этой книги в наши дни может вызвать возражения. Разве мало написано о Горьком? - спросит иной читатель... Фигура противоречивая, сложная, Горький с огромной силой выразил социальную, нравственную, политическую неудовлетворенность русского общества конца ХIХ - начала ХХ веков своим настоящим, его устремленность к лучшему будущему... Расставаясь с "культом Горького", с коленопреклоненной позой перед ним, не забудем, однако, о масштабе его таланта, а главное - о его феноменальной известности". Театровед и историк театра подробно, в деталях пишет о сценическом воплощении пьес М.Горького в Воронеже, Самаре, Саратове, Борисоглебске, Ельце, Козлове... В общем, в самой что ни на есть далекой провинции. И пытается разгадать огромную популярность пьес "буревестника революции". Другой фундаментальный труд - "Кольцовский академический" - рассказывает о 200-летней истории Воронежского драматического театра имени А.В.Кольцова, и стал своеобразной энциклопедией. Сегодня известный театровед - автор уже девяти книг об истории всех воронежских театров - старых и молодых, включая Театр миниатюр ВГУ и Камерный театр. Десятая книга - по истории нашего ТЮЗа - должна вскоре увидеть свет. С семидесятых годов века минувшего Воронеж известен в российских артистических кругах существованием в городе мощной секции театральных критиков. И в этом тоже есть большая заслуга З.Я.Анчиполовского. С конца 50-х по 1974 год, заведуя отделом критики и библиографии в журнале "Подъем", пишущих о литературе молодых и способных, он ориентировал еще и на театральную критику. А параллельно стал и первым в Воронеже руководителем театральной секции, которая существует уже тридцать с лишним лет.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|