|
31.12.08
Новогодние истории от Юлия Лактионова
Периферийные актеры в большое кино попадают не часто, но иногда - в самое "яблочко". Из числа таковых - Юрий Лактионов, актер Воронежского академического театра драмы имени Алексея Кольцова, заслуженный артист России. Его актерские работы хорошо известны театралам со стажем и без оного. А если кто не знает, то лучше сразу прямиком в театр.
Кино и театр удивительным образом переплелись в его жизни. Он снимался у известнейших и любимейших наших режиссеров, им же "рисовал" фильмы, писал стихи и песни. Ибо его судьба - подтверждение афоризма о том, что талантливый человек талантлив во всем. В том числе и в рассказах ...
премьерах - Только что была премьера картины Светланы Дружининой "Виват, Анна!", где звучит моя песня "Золото". Это история становления Анны Иоанновны на престол. Красивая, динамичная картина с превосходными актерскими работами. Великолепна Инна Чурикова! Потрясающая роль у Александра Лазарева-младшего в роли Бирона, я бы его сравнил с Де Ниро, только еще лучше. Это фильм о том, как ловко и безнравственно власть вовлекает умных и благородных людей в бессмысленные политические драки. Казалось бы, шла великая борьба идей, люди жертвовали жизнями, отдавали самое дорогое - а на поверку это оказалось лишь возней за власть. - Представьте вашу предыдущую работу в кино - фильм Эльдара Рязанова "Андерсен. Жизнь без любви". - Я играю шефа полиции. Между ним и сказочником идет драматическая сцена - шеф полиции сообщает, что Андерсена разыскивает сестра - девушка вольного поведения, к тому же тяжело больная. Андерсен отказывается от сестры. Судьба Андерсена волновала многих режиссеров. И Рязанов давно хотел снять глубокий психологический фильм о проблеме личности и творчества. Андерсена был противоречивым и глубоко несчастным человеком. Из чего рождаются шедевры? Из мук, страданий. Как писала Ахматова, "когда бы вы знали, из какого сора растут цветы, не ведая стыда..." И потом, это многослойный фильм. Например, есть эпизод с датским королем, который переносится в Данию времен Второй мировой войны - несчастная, страна, испуганный народ, униженные евреи... И король надевает на рукав ярко-желтую звезду Давида, седлает коня и едет по улицам Копенгагена - он хочет быть со своим народом. Такой драматический и красивый эпизод...
О художествах в кино - Учась в ГИТИСе, я начал рисовать пастелью. Фантазийные такие картинки... Их увидел режиссер Вадим Дербенев и сообщил через моего друга, что хочет пригласить меня в качестве художника в картину об Александре Грине. В это время Дербенев закончил "Последний месяц осени" - картину, которая получила шесть международных премий, в том числе и за режиссуру и за лучшие актерские работы. Я недоумевал: "Меня, студента, Дербенев приглашает художником?" В фильме "Рыцарь мечты" - карнавалы, пиратские корабли и прочая романтика. Сам рисовал и сам воплощал свои фантазии на тему Грина. Было безумно интересно и трудно! Дербенев и дальше предлагал работать с ним. Но когда мы окончили эту картину, я заявил: "Вадим! Это так тяжело, что я не удрал только из уважения к тебе! И потом - я не могу без театра..." В итоге я "нарисовал" ему несколько фильмов. - Чем интересна для вас работа театрального или кинохудожника? - Хотя я учился на актерском отделении, мне хотелось самому и ставить, и играть, и оформлять...Это все единый процесс. Не важно, режиссер ты, актер или художник, - полностью живешь в произведении. - Когда-нибудь учились рисовать? - Никогда! Во Дворце пионеров я занимался во всех кружках, которые только были возможны, включая судомоделирование, радиотехнику и зоологию. Кроме изостудии! Меня это ужасало - как загляну в ним, а они, бедные, сидят и все рисуют трапецию...
Про стихи да песни
- Ваши песни звучат во многих спектаклях Кольцовского театра, в фильмах Рязанова и других режиссеров. Музыке тоже никогда не учились? - Мама мне в детстве купила баян, но меня хватило на пару недель. А дальше было так. В спектакле "Уроки музыки" мне нужно было играть на баяне и петь. Мне приставили учителя, и я быстренько обучился играть "Я буду долго гнать велосипед". Потом Анатолий Васильевич Иванов ставил "Пришел мужчина к женщине", где я должен играть на гитаре. Говорю ему: "Так я же не умею..." Иванов отвечает: "Научишься". Ибо после этой истории с баяном был уверен, что я могу сыграть на чем угодно, хоть на рояле или виолончели. Когда до премьеры пара месяцев - деваться некуда. Первые спектакли я не столько играл, сколько водил по струнам. И пел... Заблудилось где-то лето, Затерялась где-то осень, Заплутала белая зима. В волосах как иней проседь, От меня тебя уносит Жизни суетливой кутерьма... ...И по струнам так красиво ...брын-н-нь... Потом усвоил шесть аккордов и стал писать песни - одна за другой. Спектакль "Пришел мужчина к женщине" мы играли семнадцать лет. В каждом спектакле я пел новую песню! Такие вот импровизации на шести аккордах... И вообще, то, что я владею гитарой, - это я просто обманываю бедных зрителей. (Улыбается). Как-то у Рязанова на концерте два с половиной часа пел свои песни, а он подливал масла в огонь: - Юра, спой песню про Даму... Про какую? Про эту? (наигрываю). - Нет, про другую, но про эту Даму тоже не забудь! В общем, пока до пятой Дамы доходил, пел еще три-четыре - и тоже про Дам. Когда было трудно что-то сыграть, объявлял: "А сейчас спою а капелла, потому что это джазовая мелодия, и играть ее не могу".
Про кино и авангард
- Есть ли фильмы, к которым вы причастны так или иначе, но которыми не довольны? - Когда я начинал сниматься в кино, почти не было "стыдных" фильмов и легкомысленных режиссеров, какие в изобилии есть сейчас. Швейцер, Дружинина, Рязанов, Дербенев - это не те люди, которые могли снимать плохие фильмы. - Но сейчас среди молодых режиссеров есть очень достойные... - Да, замечательно работают молодые Тодоровский, Чухрай, Бондарчук. Мне кажется, что значительным режиссером станет Алексей Герман-младший. - А что скажете, например, про Кирилла Серебреникова? - Нет, это не мое. Многие новаторства и в театре, и в кино лишены смысла. Увидел как-то анонс спектакля в одном столичном театре - новаторская постановка "Трех сестер". У актеров на голове полуметровые яйцеобразные конструкции - это три сестры, пожалуйте... Что режиссер этим хотел сказать!? Новаторство? Отлично, напиши пьесу - и играй! Зачем же уродовать великих своими амбициями? Это измышления в духе "ща такое отмочу!.." Знаменитый "Вишневый сад" Някрошюса привозили в Воронеж- это ужасно... Петя выворачивается на кольцах, девчонки зачем-то бегают с заячьими ушами, Раневскую выносят, как покойницу, Фирс давит тараканов ногами - и при этом скукотища невероятная... Этот спектакль - из серии про Голого короля. Мне кажется, что если это кому-то нравится, то люди просто боятся промахнутся мимо моды. Я видел эксперименты другого рода. Годы моей учебы - это время расцвета "Современника", где мы видели изумительные и нестандартные постановки. Отличный современный театр я видел в Чехословакии. Опишу один тонкий момент в спектакле "Одиссей", подобного которому я не видел никогда. Женихи Пенелопы соревнуются в стрельбе из лука. Выходит Одиссей и через всю сцену пускает стрелы точно в центр! Все десять! Представляете, что должен в этот момент ощутить зритель?! Реальное присутствие Одиссея! Стопроцентную веру в то, что происходит на сцене! Но каково же мастерство актера...
Про кино новогоднее, новое и старое
- Новогодние праздники означают, что на экранах появится целая плеяда звездных фильмов. Любимых! Станут ли такими же любимыми продолжения, скажем, "Карнавальная ночь - 2" или вторая "Ирония судьбы"? Спрашиваю и потому, что в "Карнавальной ночи - 2" вы исполняете роль талантливого слесаря дяди Юры, который когда-то учился в консерватории, да жизнь не задалась. Дядя Юра пишет душевные песни - это ваши песни. Можете ли вы сравнить старый и новый фильм? - Большая ошибка была называть "Карнавальную ночь - 2" художественным фильмом, хотя его именно так и рекламировали. Это телевизионное шоу, посвященное 50-летию фильма. Не более. А что касается "Иронии судьбы".. Старый фильм можно с удовольствием смотреть десятки раз, а для второй части и одного достаточно. В "Иронии судьбы - 2" актеры играют безупречно, и Безруков и Хабенский и другие, и техника потрясающая, и режиссер вроде бы неплохой... Ну никаких упреков. Но магии, чуда в нем нет! А в первом фильме "Ирония судьбы" происходит это чудо - чудо искусства, благодаря которому фильмом будут восхищаться еще десятки лет.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|